В дистанционной форме обучения при наличии доступа к сети Интернет

Методические рекомендации

По организации освоения содержания образовательных программ по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных организациях и учреждениях среднего профессионального образования в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

  М. В. Власов, методист отдела здоровьесберегающих технологий, физической культуры и ОБЖ БУ ОО ДПО «Институт развития образования».

Нормативно-правовое и информационное обеспечение

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

3. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

4. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.12.2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных организациях» (ред. от 22.05.2019 г.) (требования СанПиН).

8. Распоряжение Правительства Орловской области от 29.11.2017 г. № 494-р «Об утверждении Стратегии развития территориального инновационного кластера информационных технологий на территории Орловской области».

9. Постановление Орловского областного Совета народных депутатов от 21.12.2018 г. № 31/823-ОС «Стратегия социально-экономического развития Орловской области до 2035 года». Задача 3.1.3.2. Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного общего образования для всех слоев населения.

10. Локальные нормативные правовые акты образовательных организаций.

 

В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 104 от 17 марта 2020 г. «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» образовательным организациям рекомендуется при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования предусмотреть:

- организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде;

- использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Организация дистанционного обучения в образовательной организации

Особую актуальность использование дистанционных образовательных технологий и (далее — ДОТ) и электронного обучения (далее — ЭО) приобретает:

· в период вирусных инфекций, когда отменяются занятия в образовательной организации;

· для детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать занятия и нуждаются в обучении на дому;

· для детей, часто пропускающих занятия и обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям, исходя из приоритетов ребенка и семьи.

 

Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

 

Электронное обучение – это реализация образовательных программ с использованием информационно – образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информационно-образовательных ресурсов и взаимодействие участников образовательного пространства.

 

Важно обращать внимание на то, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий педагог, осуществляющий образовательную деятельность, должен обеспечивать защиту персональных данных обучающихся и защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

 

Преподавание учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности

в дистанционной форме обучения при наличии доступа к сети Интернет

 

При организации ДОТ и ЭО по Основам безопасности жизнедеятельности учителя ОБЖ, преподаватели ОБЖ и преподаватели – организаторы ОБЖ имеют возможность использовать различные способы, средства и ресурсы, в зависимости от их технических возможностей и возможностей обучающихся.

Важно понимать, что ДОТ и ЭО не учит, а учит педагог. Современные технологии дают педагогическим работникам новые возможности – автоматизацию рутинной работы, быстрый доступ к данным, наглядное представление информации и удобство работы с ней, но не более. Педагог оперирует полученными данными, делает ежедневный выбор, сам решает, какими инструментами воспользоваться, когда и как их применить.

 

Основными инструментами для организации такого взаимодействия педагогов и обучающихся могут быть персональные компьютеры, планшеты, смартфоны с выходом в Интернет. В данных условиях:

- педагог создаёт соответствующие образовательной программе учебного предмета, доступные для обучающихся ресурсы (тексты, памятки, алгоритмы, презентации, видеоролики, ссылки) и задания;

- педагог организует рассылку ресурсов и заданий по электронной почте, социальным сетям или с помощью мессенджеров (WhаtsApp, Viber и др.), устанавливает сроки выполнения;

- обучающиеся выполняют задания (изучают тексты, обрабатывают информацию, выполняют задания в рабочих тетрадях, создают учебные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к педагогу преподающему ОБЖ и к другим учителям за помощью в режиме онлайн;

- педагог оценивает результаты выполнения заданий, работ в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций; если предусмотрено балльное оценивание – выставляется отметка;

- все результаты деятельности автоматически собираются и хранятся в информационной среде образовательной организации; на их основании формируются портфолио обучающихся и информационные образовательные материалы у педагогов в соответствии с тематическим планированием учебного предмета; отметки лучше фиксировать в ведомостях (если данный

документ предусмотрен локальным актом образовательной организации в условиях дистанционного обучения).

 

Учителя ОБЖ, преподаватели ОБЖ и преподаватели – организаторы ОБЖ также имеют использовать возможности электронных образовательных платформ. Для работы на данных ресурсах необходима регистрация обучающихся.

Педагоги также могут размещать информацию на сайтах образовательных организаций, на собственных сайтах и страницах в социальных сетях.

 

При организации ДОТ и ЭО по ОБЖ возможно использование следующих образовательных онлайн-платформ с готовым теоретическим материалом, который можно выдавать обучающимся для автономной работы дома:

 

https://resh.edu.ru

1) «Российская электронная школа» (РЭШ) – это интерактивные уроки по всем предметам школьного курса с 1 по 11 класс лучших учителей страны. На данном портале содержание учебного предмета ОБЖ представлено основными разделами программы с 8 по 11 класс по линии учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» авторов А. Т. Смирнова и Б. О. Хренникова, а так же соответствует программам курса ОБЖ среднего профессионального образования

Интерактивные уроки РЭШ строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов.

Уроки РЭШ отличает выверенная последовательность в подаче дидактического материала на протяжении всего периода обучения, преемственность в изложении тем, широкие межпредметные связи. Для работы в данной системе необходима регистрация педагога и обучающихся.

 

https://uchi.ru/

2) «Учи.ру» – это интерактивная образовательная платформа онлайн-курсов по предметам школьной программы. Использование возможностей образовательного порта Учи.ру бесплатное. Уроков и заданий по ОБЖ нет, но педагоги могут использовать сервисы дистанционного обучения данной платформы. Для работы в данной системе необходима регистрация педагога и обучающихся.

У зарегистрированных пользователей «Учи.ру» есть возможность использования «Виртуального класса» – бесплатного сервиса онлайн-уроков с удобными функциями. Педагоги через этот ресурс, смогут демонстрировать обучающимся документы, презентации, электронные учебники и использовать виртуальный маркер и указку. Зарегистрированным педагогам для работы в данной системе понадобятся компьютер или ноутбук с камерой, микрофоном и выходом в интернет. (Подробная информация на сайте: https://distant.uchi.ru/virtual-classroom).

 

https://learningapps.org/

3) Конструктор «Learningapps» предназначен для создания эффективных дистанционных курсов обучения, в том числе для разработки, хранения интерактивных заданий по разным предметным дисциплинам, в том числе и по ОБЖ, с помощью которых обучающиеся могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию их познавательного интереса.

Педагог формирует класс на портале, создает авторские задания или использует задания, разработанные другими пользователями, осуществляет рассылку заданий и получает статистику о выполнении работ каждым обучающимся. Для работы в данной системе необходима регистрация педагога и обучающихся.

 

Большую помощь для совместной онлайн-работы может оказать Платформа Google Classroom (Google Класс), которая объединяет полезные сервисы Google, организованные специально для учёбы.

На платформе педагог может:

- создать свой класс/курс;

- организовать запись обучающихся на курс;

- делиться с обучающимися необходимым учебным материалом;

- предложить задания для обучающихся;

- оценивать задания обучающихся и следить за их прогрессом;

- организовать общение обучающихся.

Данная платформа имеет ряд достоинств:

- Несложная настройка создаваемого курса.

- Есть возможность проверять знания слушателей по 5 бальной системе.

- Бесплатность и доступность. В сервисе нет рекламы.

- Хранение всех материалов курса на Google Диске, в том числе заданий, выполненных обучающимися.

- Возможность коммуникации: между педагогом и обучающимися, между обучающимися. Обучающиеся могут просматривать задания, оставлять свои комментарии и задавать вопросы педагогу.

- Google Класс имеет интеграцию с Google Диском, Документами, Календарем, Формами и электронной почтой Gmail.

- К созданному заданию можно прикрепить файлы с компьютера, ссылку, материалы с Google Диска, ссылку на видео с YouTube, аудиосообщение.

Пример начала организации занятий с использованием платформы Google Класс (Приложение 1).

Наиболее простой способ проведения дистанционного группового занятия – это с помощью сервиса для видеообщения и видеоконференций Skype («Скайп»).

Пример организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп (Приложение 2).

 https://www.youtube.com/

 

Дистанционные групповые занятия, так же можно проводить с помощью видеохостинга YouTube, причем как общедоступные, так и приватные с ограниченным доступом для определённого класса. Для организации видеотрансляции необходимо наличие стабильного интернета, вебкамеры и микрофона.

Организация занятий в режиме видеотрансляции с использованием видехостинга YouTube

(Приложение 3).


https://vk.com/ 

В качестве площадки для проведения занятий можно использовать социальные сети. Наиболее удобна для организации дистанционых занятий самая популярная среди молодежи социальная сеть «ВКонтакте».

Данная платформа имеет ряд достоинств:

- Комфортная и привычная для обучающихся среда.

- Широкий диапазон возможностей и форм взаимодействия, разнообразие форм коммуникации.

- Однозначная идентификация пользователей.

- Возможность фильтрации поступающей информации.

- Широкие возможности совместной деятельности.

- Возможность организации непрерывного обучения.

- Широкие демонстрационные возможности.

 

Для проведения дистанционных занятий «ВКонтакте» можно предусмотреть 2 варианта работы:

1. Через создание «групп» в каждом классе, где ведёт работу педагог. В данные группы приглашаются и зарегистрированные «ВКонтакте» обучающиеся.

2. Через личную страницу педагога данной социальной сети.

 

Для обучающихся в и на личной странице и в группах можно размещать в новостной ленте информацию, актуальную по программе учебного предмета ОБЖ, в том числе, имеется возможность загрузки документов, видео-, аудио-, фотоинформации.

В целях обучения данные ресурсы могут быть использованы следующим образом:

  • В разделе «Документы» обучающиеся получают доступ к самостоятельным, контрольным и иным формам работ, темам рефератов, докладов, проектов с разъяснениям по их выполнению.
  • В основном разделе расположена информация о времени и сроках сдачи материала, что позволяет сделать это централизованно.
  • На стене станицы или группы, есть возможность осуществления голосований и обсуждений по важным вопросам касающихся учебного предмета ОБЖ и организации дистанционного обучения.
  • Видеофайлы – это видеолекции или тематические фильмы, которые предлагается проанализировать, что позволяет не тратить время на их просмотр во время уроков.
  • Аудиофайлы – лекции или музыка, которую можно использовать в образовательных целях.

 

Выполненные задания обучающиеся могут присылать личными сообщениями, что позволяет работать с присланными документами в режиме рецензирования. Это дает возможность обучающимуся увидеть, почему он получил ту или иную отметку.

 

Наполнение новостной ленты можно использовать в воспитательных целях. Для мотивации учения и достижений в этой области можно выкладывать небольшие интересные статьи о великих людях и их достижениях, качественные фильмы, которые послужат противовесом фильмам-однодневкам, качественную музыку, ролики социально-нравственного содержания, яркие слайды с глубокими интересными философскими высказываниями, качественную информацию о психологии отношений. Все это можно связать с предметом обучения и таким образом данная информация в полной мере будет соответствовать образовательным целям. Обучающихся, как правило, очень интересуют факты жизни педагога. Когда педагог одобряет заявку обучающегося в «друзья», он тем самым получает возможность заинтересовать его хорошей качественной информацией социального, культурного, психологического, педагогического характера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: