Академик А.М.Цукер выделяет две разнополюсные группы понятий: «академическая» (или «серьезная», «классическая») музыка и «массовая» или «легкая», «эстрадная», «поп-музыка». Класси́ческая музыка - свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях (оценочном, историческом, типологическом). В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX вв. музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу, включающая конкретные жанры, формы, средства выразительности. Отличительными признаками классической музыки являются: музыкальные произведения как результат авторского творчества, зафиксированный в виде нотного текста; триада взаимоотношений: «композитор – исполнитель – слушатель». Музыковедческие исследования подтверждают, что в XVII-XIX веках, эпоху активного развития науки и искусства, провозглашались идеи высокой духовной наполненности. Концертно-академической музыке свойственны прекрасные звучания, мелодичность, красота тембров, пропорциональность формы, сочетающиеся с возвышенностью мысли, драматизмом чувств, масштабностью художественных и философских идей.
Центрами композиторского творчества в музыке Западной Европы являлись Церковь, придворная аристократическая среда и институт предпринимательства.
Массовая («легкая») музыка.
По мнению известного немецкого социолога и музыковеда Т.В. Адорно понятие легкой музыки кажется само собой разумеющимся, но именно поэтому оно туманно и темно. Мы придерживаемся следующего определения понятия «легкая музыка» – музыка, предназначенная для отдыха, развлечения и поэтому легкодоступная для восприятия [Булучевский, Ю., Краткий музыкальный словарь для учащихся.- Л.: Музыка, 1990. с. 153]. Характеристиками «легкой музыки» являются: ориентированность на массовое восприятие, простота музыкальной структуры и языка. В связи с тем, что легкая музыка отличается популярностью и способностью удовлетворять потребности массового слушателя, её правильнее было бы определять понятием «массовая музыка», основная функция которой – развлекать, заполнять досуг людей в быту, в дискотеке или в театре.
К рубежу XIX-XX веков относится постепенное внедрение в сознание широких кругов населения идеи, согласно которой «все потребности человека, в том числе и духовные, может обеспечить материальное благосостояние, что привело к подмене подлинных художественных ценностей ценностями мнимыми, которые можно приобрести за деньги». По мнению Л.Н.Березовчук в эстрадной музыке не может быть: сложных средств выразительности (поскольку слушатель не подготовлен к их восприятию), возвышенных образов (так как сама эстрадная музыка зачастую связана с эпатированием, коммерческой выгодой).
Отечественный музыковед В.Д.Конен - одна из первых исследователей, углубленно изучавшая вопросы жанрово-стилевой культуры массовой музыки различных исторических эпох, дает своеобразное определение этому явлению – «третий пласт». Согласно мысли исследователя «Музыкальная практика европейского общества во все времена была насыщена многими другими видами, которые вели особую жизнь, совсем иную, чем у фольклора и у профессиональной композиторской музыки» [Конен, Третий пласт, с. 10]. Сегодня их удельный вес в художественной жизни всего мира чрезвычайно велик. По сей день это искусство отражено в литературе в виде разрозненных, случайных явлений, музыковедение даже не выработало для него единого, достаточно точного, определяющего названия.
Музыкальная наука различает также два крайних вида музыки по ценностно-смысловой значимости, а именно: E-Musik («высокая музыка») и U-Musik («низшая», развлекательная музыка). Высокой музыке свойственно многозначное выражение духа, души и интеллекта. По мысли Г.Коломиец «В каждой эпохе композиторы по-своему слышат космический, божественный мир и мир человеческий, ищут свои средства выразительности. Музыка, врастая духовную культуру, содержит ценности человеческого духа».
Подводя итог выявлению сущности понятий «классическая» (академическая) и «массовая» (легкая) музыка, приведем некоторые сравнительные данные, которыми предлагается воспользоваться, например, учителю музыки, начиная разговор с учениками 8 (7) класса. Музыковед А. Н. Сохор дает 3 общепринятых признака разграничения «легкой» и «серьезной» музыки:
- где исполняют произведения (концертный зал, филармония, дискотека, вечеринка и т. д.) - это внешний признак; доходчивость; содержание музыки, которое определяет его назначение.
Принадлежность к «легкой» и «серьезной» музыке проверяется - можно ли ее слушать «между прочим».
Таблица 1.
Серьезная | Легкая | |
1 | Главное - мелодия и гармония. | Главное – ритм. |
2 | Крупные и малые формы. | Малые формы |
3 | Художественный образ динамичен. | Образ статичен. |
4 | Имеет собственную логику. | - |
5 | Восприятие углубленное. | Восприятие поверхностное. |
6 | Заставляет человека обратиться внутрь себя. | Помогает выбросить то, чем тяготитесь |
7 | Поднимает слушателя до своего уровня. | Спускается к человеку, |
8 | Ставит свои задачи, не служит фоном для жизни. | Служит фоном. |
9 | Приобщает к вечным идеалам | Приобщение к жизни |