ПОО.01 Искусство (МХК) 1 курс, 2 семестр
Раздел 3. | Музыка в нашей жизни: музыка как вид искусства |
Музыкальное искусство, открывая огромные возможности для познания душевного мира человека, развивает способность понимания и сопереживания.
Согласно мысли Генриха Орлова, «воспринимаемая как коммуникация, музыка возвращает слушателю кодифицированный образ тех или иных сторон коллективного опыта культуры, к которой он принадлежит, - отчуждённое самоотражение его культурного «я». Она выступает как средство общения слушателя с самим собой, и если бы ценность музыки этим исчерпывалась, она - помимо эстетического удовлетворения - играла бы скорее негативную роль, укрепляя человеческую ситуацию самоотчуждения и самообъективации» [4, с.335].
1. Долгое время музыка не занимала отдельного места в культуре и художественном творчестве, жизни людей, будучи тесно связной с поэзией, танцем, культовыми обрядами.
Возникнув в глубине веков как особое проявление эмоций человека, с течением времени музыка стала необъемлемым явлением в жизни и культуры человеческого общества.
|
|
Понятие. Музыка
Музыка – человеческий опыт нравственно-эстетического вчувствования в мир, который выражается в художественных образах, специальным языком (специальных средствах выразительности – Н.Ж.). Музыка существует в великом разнообразии видов, форм и жанров.
Средства музыкальной выразительности – специфические средства, с помощью которых раскрывается содержание и происходит развитие музыки, воплощается художественный замысел. Содержание музыки – всё, что можно передать в музыкальных звуках. Специальное содержание музыки выражается с помощью музыкальных средств (мелодии, ритма, гармонии и т.д.)
Музыка является наиболее близким каждому видом искусства. Музыкальное искусство развивалось вместе с человеком.
Музыка - временной вид искусства, запечатлевающий действительность в специфических звуковых видах и формах. Музыка – особый язык, обладающий смыслом. Музыкальное осмысленное слово – интонация.
Согласно мнению Й.Хёйзинги («Homo ludens. Человек играющий»), слово «музыка» (мусик е) имеет в греческом языке более широкий смысл, чем для нас. Это понятие включает пение с инструментальным сопровождением, танец и относится вообще ко всем видам искусства и знаниям, подвластным Аполлону и музам. Всё мусическое тесным образом связано с культом, и особенно с празднествами, где оно обладает своей собственной функцией. Аристотель считал, что природу музыки определить нелегко, равно как и пользу, заложенную в знании музыки. Функции музыки – развлечение, путь к добродетели (музыка взращивает этос, приучает к праведным наслаждениям), духовное отдохновение (препровождение) и знание (фрон е сис). В античном представлении, музыка – миметическое (подражательное) искусство и воздействие этого подражания возбуждает этические чувства позитивного или негативного свойства. Вне связи с культом, религиозными функциями, музыку оценивают прежде всего как благородное времяпрепровождение или веселое развлечение.
|
|
Музыка – личное, эмоционально-художественное переживание.
XIX век способствовал признанию более высокого художественного содержания и глубокой жизненной ценности музыки (но это не устранило всех прежних оценок).
Музыкальная культура – многоуровневая система, включающая различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и музыкально – образовательные учреждения. Музыкальная культура является мощным средством коммуникации, общения и воспитания. Музыкальная культура – это совокупность материальных, духовных и социальных явлений, предметов, процессов и знаний о них, относящихся к интонационно-художественной деятельности человека, а также совокупность средств ее сохранения, бытования, воспроизводства и производства.
Александр Сокол
Источник: http://www.musica-ukrainica.odessa.ua/_a-sokol_det.html
Функции музыки как вида искусства
Источники:
https://mydocx.ru/11-67091.html
https://studbooks.net/570046/kulturologiya/funktsii_muzyki
- Классификация функций музыкального искусства.
«функция» (от лат. function отправление, деятельность) – деятельность, обязанность, работа, назначение
№ | название функции | содержание |
1 | познавательно-эвристическая | приобретение творческого опыта общения с музыкой, в результате которого рождаются знания, обогащенные собственными чувствами, пережитыми в процессе музыкально-творческой деятельности как «композитора», исполнителя и слушателя. |
2 | информационно-коммуникативная | общение, сообщение общечеловеческих ценностей;воздействие музыкального искусства «носит двунаправленный лично-социальный характер, причем социальное дается в индивидуальных ощущениях личности. Особенностью музыки как самого непосредственно-эмоционального из искусств является то, что, благодаря силе индивидуальных ощущений, объективно-социальное содержание произведения приобретает для воспринимающего повышенную личную убедительность… При этом художник, по образному выражению Д.Д. Шостаковича, «…может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества (В.Холопова, Д.Шостакович) |
3 | прогностическая | образное представление о настоящем, близком и далеком будущем |
4 | воспитательная | обобщение и передача духовного опыта многих поколений; |
5 | эстетическая | формирование представлений о прекрасном; «Красивое, прекрасное, гармоничное, соразмерноевсегда были важнейшими критериями музыкального сочинения, целью композиционного ремесла, руководящей задачей теории музыки» (В.Холопова).Эстетическое отношение к музыкальному искусству, как свидетельствует исследование А.Г. Бутник, представляет собой процесс взаимодействия субъекта с музыкой, при восприятии которой возникают эстетические чувства и оценка в соответствии со сложившимся в прошлом опыте идеальным представлением о прекрасном. Структура эстетического отношения включает в себя эстетическое восприятие, переживание и оценку. |
6 | этическая | формирование высоких нравственных качеств; по словам философа Аристотеля: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Это же предназначение искусства нашло отражение и в известном крылатом выражении А.С. Пушкина: «… и чувства добрые я лирой пробуждал», и в утверждениях отечественных педагогов-музыкантов. Так, например, Д.Б. Кабалевский был убежден, что «прекрасное пробуждает доброе»… Эта функция исходит из природы самого искусства, но одновременно нельзя не согласиться великим древним философом Демокритом, который говорил: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не хотеть учиться». |
7 | смыслообразующая | Осознание ограниченности рационального объяснения мира позволяет утверждать, что искусство, эффективно помогающее построению целостной картины мира, являясь незаменимым средством общения человека с искусством, природой, другими людьми, выполняет смыслообразующую и мотивирующую функции в становлении личности человека. |
|
|
Сегодня, в кризисное для России время как никогда значима роль музыканта-педагога, музыканта-исполнителя, теоретика-музыковеда, являющихся проводниками в передаче национальных ценностей подрастающему поколению. Реальные потребности современного российского общества в сохранении и развитии национально-культурных традиций, сложившихся в тех или иных регионах страны и являющихся одним из факторов преодоления острых духовно-нравственных и межэтнических проблем социального развития, актуализируют проблему изучения специфики музыкальной культуры в национальных автономиях. Традиционная и профессиональная культуры находятся во взаимосвязи: «каждый жанр и каждое произведение служат формой выражения философской концепции наших предков, их миропредставления» [5].
Рис.1. Схема музыкальной культуры
Специальность 53.02.01 «музыкальное образование»[1] (базовая подготовка) осуществляет подготовку будущих учителей музыки и музыкальных руководителей в дошкольной образовательной организации (ДОО) [1]. Одной из главных задач подготовки специалиста в области музыкального образования является повышение качества подготовки будущих учителей музыки, музыкальных руководителей детских садов. Современная педагогика искусства предлагает его освоение через разнообразные социокультурные проекты, в которых «детям дан большой простор для самостоятельной деятельности, но в тоже время эта деятельность направляется профессионалами через погружение в различные виды искусства» [3, с.28].
|
|
Список литературы:
1. ФГОС СПО специальности 53.02.01 «Музыкальное образование» (базовая подготовка). URL: https://classinform.ru/fgos/53.02.01-muzykalnoe-obrazovanie.html
2. Герстле, Н. Композиторы Республики Коми. Сборник статей [Текст] / Н. Герстле. – Оренбург: Издательство ИП Кострицын, 2016. – 343 с.
3. Методические рекомендации для реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации [Текст]: учебно-методич. пособие /Е.М. Акишина и др.; ред.-сост. Е.П. Олесина; общ. ред. Е.М. Акишиной. – М.: ФГБНУ «ИХОи КРАО», 2019. – 116 с.
4. Орлов Г. Древо музыки [Текст] / Г.Орлов. – Вашингтон: Н. Л. Frager & Со - Санкт-Петербург: «Советский композитор», 1992. – 408 с.
5. Региональная музыкальная культура. URL: http://studik.net/regionalnaya-muzykalnaya-kultura-sushhnost-vidy-funkcii-i-formirovanie
«Серьезная» и «Легкая» музыка
«Все жанры хороши, кроме скучного», гласит народная мудрость. И все-таки по давней, глубоко укоренившейся привычке мы делим искусство - и музыку в том числе - на две неравные половины. Музыка серьезная - это так называемая классическая музыка; музыка легкая - в основном та, которая не требует глубокой внутренней работы и умственного напряжения. Исчерпывающего определения, что же такое «классическая музыка», до сих пор нет. Проблема определения усложняется тем, что специалисты сужают это понятие [Коллинз. Классическая музыка от и до, с.9].