Виды делового общения

Лекция по дисциплине «Основы проектирования объектов садово-паркового строительства» по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Тема «Основы психологии общения»

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Именно в общении осуществляется прежде всего обмен идеями, интересами, формируются установки личности, ее позиции.

Виды общения

В зависимости от того, как происходит общение, от специфики поведения людей, различаются следующие типы:

Примитивное. Его особенность – это безразличие к собеседнику, нежелание его понять, как правило, сопровождается быстрой, пренебрежительной речью.

Формальное — или уровень масок. Также характеризуется отсутствием интереса к собеседнику. Затертые фразы, показная учтивость, ложная участливость, — вот набор штампов, под которыми легко скрыть истинное отношение к другому.

Светское — пустое, бессодержательное, ритуальное поведение. Наполнено принятыми в соответствующих ситуациях диалогами, когда их содержание не интересует ни ту, ни другую стороны.

Ролевое — в основе отношения к собеседнику лежит не личностный интерес, а его социальная роль.

Деловое общение уже предполагает более тесные взаимоотношения. Направленность на результат заставляет учитывать особенности характера, даже настроения собеседника. На этом уровне положено блюсти дистанцию, а деловитость стиля характеризует серьезность отношений.

Межличностное — это тесный контакт с собеседником, неподдельный интерес к нему.

Манипулятивный уровень общения — имеет целью достижение личной выгоды. Собеседник рассматривается как средство, живой инструментарий на пути к личному интересу. «Дипломатичный» стиль часто применяется для решения бытовых вопросов.

Игровой или неформальный стиль общения. Приятельское, легкое с юмористическим уклоном, общение или флирт, лишенная обязательств игра.

Духовный уровень. Высшая степень откровенности в отношениях, когда человек полностью раскрывается в общении.

В отдельно стоящую категорию можно вынести психологию профессионального общения. Общение такого рода может быть очень разным в зависимости от его объектов.

Функции общения

Прагматическая функция общения (или коммуникативная) заключается во взаимодействии людей на уровне межличностной или внутригрупповой коммуникации. Общение является важной потребностью для человека.

Функция формирования и развития заключается в том, что общение оказывает определенное воздействие на участников коммуникации, способствует их развитию и совершенствованию во всех отношениях. Благодаря общению с другими людьми человек усваивает социальные нормы, ценности, которые сложились в обществе, получает знания и формируется как личность.

Функция подтверждения позволяет участникам коммуникации познать и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей. Общение, с одной стороны, способствует установлению контактов между участниками коммуникации, посредством чего происходит передача необходимых сведений. Кроме того, общение настраивает участников коммуникации на осуществление общих целей, задач и тем самым соединяет их в единое целое. С другой стороны, общение может способствовать изоляции личности, а также дифференциации в процессе коммуникации.

Функция организациии поддержания межличностных отношений. Общение способствует налаживанию и поддержанию контактов и взаимоотношений между участниками общения, способствуя их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения заключается в общении человека с самим собой. Это может происходить в форме внутренней или внешней речи, которая достраивается по типу диалога. Такое общение может быть расценено как универсальный способ мышления.

В соответствии с выполняемыми функциями различают три стороны общения:

коммуникативная, которая заключается в обмене информацией между участниками коммуникации;

интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии людей в процессе коммуникации;

перцептивная сторона общения, которая заключается в том, что в процессе общения люди воспринимают друг друга определенным образом.

Стили общения

В психологии общения выделяют несколько стилей:

Ритуальное общение — общение, при котором главной задачей является поддержание отношений с окружающими людьми. В реальном общении существует множество так называемых «ритуалов» - ситуаций, когда человек ведет себя строго определенным образом. От него требуется лишь знание о том, как вести себя в каждом конкретном случае. Например, приветствие знакомых или незнакомых людей, разговоры о погоде и о бытовых проблемах — все это элементы ритуального общения.

Манипулятивное общение — это общение, которое сводится к тому, что один из участников коммуникации манипулирует другим, т. е. Один из участников является средством достижения определенной цели. Но не стоит полагать, что такое общение носит лишь негативный характер. Профессиональное общение, общение с целью обучения носит манипулятивный характер. Для того, чтобы успешно справиться с такого рода коммуникацией, необходимо знать цели собеседника, а также законы и технику манипулятивного общения.

Гуманистическое общение — это скорее личное общение, которое предполагает понимание и сочувствие. Невозможно определить какую-то единственную цель гуманистическиго общения. Примером такого общения может служить разговор врача и пациента, педагогическое общение и другое.

Авторитарное общение — подразумевает властное общение одного из участников коммуникации. Им не поощряется инициатива собеседников, свою точку зрения он считает единственно правильной.

Демократическое общение — для этого стиля характерно поощрение инициативы участников беседы, обращение внимания на интересы и цели всех участников коммуникации.

Либеральное общение. Люди, которые придерживаются этого стиля в общении довольно безынициативны, «плывут по течению», идут на уступки другим участникам коммуникации.

Виды делового общения

Как утверждают авторы учебников по основам психологии, деловым общением является процесс коммуникации, цели которого подчинены решению определенных задач посредством обмена информацией.

Специалисты отмечают несколько уровней в этом способе взаимодействия между людьми

личное общение;

персональные сообщения;

массовая рассылка сотрудникам компании или отдела;

общение по телефону или голосовой почте.

Традиционно самым эффективным способом коммуникации с сотрудниками считается личное взаимодействие. В этом типе общения присутствуют как вербальные, так и невербальные средства передачи информации, такие, как: жесты, мимика, тон голоса и скорость речи. Ответная реакция происходит мгновенно и способствует предотвращению возникновения неясности и неправильной интерпретации.

Сегодня большинство представителей деловой сферы регулярно пользуются электронной почтой, корпоративными чатами и другими средствами письменной коммуникации. Здесь отсутствуют невербальные компоненты, а также нет необходимости в мгновенной реакции. Однако стоит помнить, что писать сообщения нужно так, чтобы у получателя не возникало вопросов относительно содержания.

Массовая рассылка сотрудникам не требует обратной связи. Обычно такие письма содержат новости, инструкции или изменения, произошедшие к компании.

Общение по телефону считается разновидностью электронной коммуникации. К его преимуществам можно отнести мгновенную обратную связь, а также некоторые компоненты невербальной коммуникации (интонация, темп речи и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: