При характеристике знания возникает проблема его истинности, в гносеологии существует несколько трактовок истины, например:
- истина – это соответствие знаний действительности;
- истина – это свойство самосогласованности знаний;
- истина – это полезность знания, его эффективность;
- истина – это соглашение;
- истина – это опытная подтверждаемость знаний.
К онцепция, согласно которой истина есть соответствие знаний действительности, называется классической.
Проблемы классической концепции:
- какова природа познаваемой реальности – материальная или идеальная;
- каков характер соответствия мыслей реальности: простое ли это копирование или сложный
процесс отражения реальности;
- может ли быть в человеческих представлениях такое содержание, которое не зависит от субъекта, может ли быть истина объективной;
- возможна ли абсолютная истина или истина всегда лишь относительна.
Содержание знания зависит не только от объекта, но и от субъекта. Объективность истины понимается с учетом следующих моментов:
- первичность материального, которое объект представляет, по отношению к знанию как идеальному, в котором материальное представляется;
- истина всегда относится к направленному отношению субъект – объект, из которого объект никогда не может быть элиминирован изгнан;
- субъективные моменты, которые представлены в оценке истинности, составляют не столько личные качества познающего субъекта, сколько качества исторического коллективного субъекта – общества, эти качества уже закрепились в данной культуре, в том числе, и в способах взаимодействия субъекта и объекта.
Вопрос об абсолютности истины имеет еще более проблематичный характер. Абсолютная истина понимается как завершенное полное знание. Возможно ли такое?
Поскольку истина определяется через культуру общества, в зависимости от типов и способов деятельности, которые всегда существуют в определенной конкретно-исторической форме, и постольку истина всегда относительна, так как существует в отношении того конкретного способа деятельности, через который формируется знание, поэтому абсолютность истины возникает лишь в системах жесткого закрепления за результатами познания тех способов деятельности, посредством которых они были получены (например, в математике, формальной логике).
Употребление абсолютных истин по отношению к внешнему миру должно носить весьма осторожный характер: эти истины могут применяться лишь там, где субъектом уже проделана предварительная работа по определению четких условий закрепления способов получения и применения этих истин. Способ применения должен находиться всегда в соответствии со способом получения знания. Почему же мы так часто склонны приписывать значения абсолютной истины тем или иным знаниям, которые на самом деле таковыми не являются? Ответ прост: когда способы получения знания и способы оценки его на истинность совпадают, то мы характеризуем это знание как истинное. К тому же, если не знаем другой альтернативы и не можем выйти за рамки принятого образца познавательной деятельности, то придаем этому знанию значение абсолютной истины. Из этого следует, что истина всегда конкретна, в зависимости от конкретных связей и взаимодействий, присущих явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.
С истиной связано такое понятие, как заблуждение.
Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.
Причины заблуждения многообразны. С гносеологической точки зрения оно возможно в силу того, что поиск истины всегда связан с догадкам и и предположениями: субъект накладывает на область неизвестного свои предварительные представления, основанные уже на известном, а это не всегда оправданно в получении нового знания. Кроме того, многогранность объектов изучения и их одностороннее изучение приводят к заблуждению.
Сами предположения не могут быть истинными или ложными – одни более достоверны, другие – менее. Сам субъект в силу тех или иных причин возводит их в ряд истинных.
Роль заблуждений в познании неоднозначна: они уводят в сторону от истины, мешают познанию, но могут и создавать проблемные ситуации, которые способствуют дальнейшему развитию познания. Так, алхимия, оказавшаяся в целом заблуждением, развила ряд идей, оказавшихся истинными.
Истинность – это всегда результат сравнения предположения с неким эталоном. Критерием истины является положительный результат такого сравнения в случае, если вообще возможно сравнение. Таким образом, истинно то утверждение, в том числе предполагаемое, которое дает положительный результат сравнения его и того, что получается в реальности, а ложное – отрицательный.
Научное познание, его особенности. Основные формы и уровни научного познания.
Одним из самых верных способов сделать происходящее в мире понятным и открытым является научное познание.
Самая первая особенность, которой обладает научное познание – это его объективность. Другое отличие научного познания – это направленность его результатов в будущее.
Научное и ненаучное познание всегда находились в противоборстве, и это определило еще одну особенность научного познания. Оно обязательно проходит такие этапы, как наблюдение, классификация, описание, эксперимент и объяснение изучаемых естественных явлений. Другим видам эти этапы не присущи вовсе или же они присутствуют в них разрозненно.
Научное познание и научное знание имеют два уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирическое научное познание заключается в исследовании фактов и законов, устанавливаемых путем обобщения и систематизации тех результатов, которые получаются путем наблюдений и экспериментов.
Эмпирическим способом выявлены, например, закон Шарля о зависимости давления газа и его температуры, закон Гей-Люссака о зависимости объема газа и его температуры, закон Ома о зависимости силы ток от его напряжения и сопротивления.
А теоретическое научное познание более абстрактно рассматривает естественные явления, потому что имеет дело с объектами, которые в обычных условиях наблюдать и изучать невозможно.
Таким путем были открыты: закон о всемирном тяготении, о превращении одного вида энергии в другую и его сохранении. Так развивается электронная и генная инженерия. Этот вид познания основан на построении в тесной связи друг с другом принципов, понятий, теоретических схем и логических следствий, вытекающих из исходных утверждений.