Субъекты международного права

Международную правосубъектность можно определить, как вытекающую из международно-правовых норм юридическую способность лица быть субъектом международного права.

Таким образом, содержание международной правосубъектности составляют права и обязанности такого субъекта.

Основные права и обязанности характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов международного права. Права и обязанности субъекта определенного вида (государства, международной организации и т.д), образуют специальный международно-правовой статус данной категории субъектов.

Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

К субъектам международного права относятся:

- государства;

- нации и народы, борющиеся за независимость;

- международные организации;

- государствоподобные образования; - физические лица.

Государства являются основными субъектами международного права. Государства являются суверенными независимыми образованиями, имеют свой аппарат власти и управления, обладают территорией и населением.

Суверенитетозначает самостоятельность, независимость государства, верховенство и неограниченность его власти внутри страны, возможность по собственному усмотрению решать свои внутренние и внешние дела без нарушения прав других государств, а также принципов и норм международного права.

Международное право рассматривает в качестве субъекта не государственные органы или должностных лиц государства, а государство в целом. Международно-правовые действия, совершаемые должностными лицами государства, считаются совершенными от имени государства.

Ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия.

Нации и народы, борющиеся за независимость, являются также субъектами международного права. Международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социальнополитического статуса.

Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Эти нации должны иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д. Право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом, и как норма международного права она свою задачу выполнила.

В современный период уже идет речь о развитии нации, определившей свой политический статус. Речь идет о невмешательстве во внутренние дела таких государств, уважении их государственного суверенитета.

Правосубъектность борющейся нации включает в себя:

- право на самостоятельное волеизъявление;

- право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права;

- право на участие в международных организациях и конференциях;

- право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Международные организации – это международные объединения межправительственного (например, ООН) и неправительственного характера (например, Всемирная федерация профсоюзов), созданные на основе международного соглашения.

В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Их правосубъектность ограничена уставными целями и задачами. Они выступают в международно-правовых отношениях от своего собственного имени, а не от имени государств-членов.

Основные права международных организаций:

- участвовать в создании международно-правовых норм;

- пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

- рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами;

- право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения.

Организация Объединенных Наций (ООН) состоит из 189 государств. Республика Беларусь стала государством-учредителем и подписала ее устав на Сан-Франциской конференции в 1945 г.

ООН координирует сотрудничество государств-членов в политических, экономических, социальных, культурных, гуманитарных областях. ООН занимает центральное место среди всех других международных организаций.

16 международных организаций, осуществляющих сотрудничество государств в конкретных сферах, связаны с ООН особыми соглашениями, закрепляющими за ними статус специализированного учреждения ООН.

К таким специализированным учреждениям относятся:

- Международная организация труда (МОТ);

- Международная организация гражданской авиации (ИКАО);

- Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

- Международный валютный фонд (МВФ) и другие.

Эти организации подконтрольны ООН, отчитываются перед ней в своей деятельности и получают рекомендации.

К международным организациям относятся также организации, объединяющие государства, принадлежащие к одному географическому району – Европейский Союз (ЕС); Совет Европы, Лига арабских государств (ЛАГ); Содружество Независимых Государств (СНГ) и др., которые должны действовать в соответствии с принципами, закрепленными в Уставе ООН.

Основную роль в системе коллективной безопасности ООН играет Совет Безопасности – один из шести главных органов ООН, к которым также относится:

Генеральная Ассамблея;

Экономический и Социальный Совет (ЭКО ООС);

Совет по опеке;

Секретариат;

Международный Суд справедливости.

Совет Безопасности состоит из 15 государств. 5 государств – Российская Федерация, США, Франция, Великобритания, Китай – имеют постоянное членство. 10 непостоянных членов избираются Генеральной Ассамблеей через каждые два года всеми государствами–членами ООН.

Главной задачей Совета Безопасности является поддержание международного мира и безопасности.

Для выполнения этой задачи Совет Безопасности обладает рядом полномочий. Так, он может обязать государства, даже не членов ООН, в случае конфликтной ситуации принять все меры к мирному способу разрешения спора, закрепленному в Уставе ООН.

В случае вооруженного конфликта либо совершения государством иного международного преступления может принять резолюцию о применении к государству-нарушителю политических, экономических санкций. В качестве крайней меры может принять резолюцию о применении военных санкций – коллективных вооруженных сил, состоящих из национальных военных контингентов государств – членов ООН.

Одним из субъектов международно-правового регулирования труда является Международная организация труда (МОТ), которая образована в 1919 году и является специализированным учреждением ООН, объединяющим 175 государств. В этой международной организации представители правительства, наниматели, трудящиеся могут отстаивать свои позиции в сфере трудовых отношений.

МОТ состоит из трех органов. Это:

Международная конференция труда.

Административный совет.

Международное бюро труда.

Международная конференция труда – высший орган МОТ, состоящий из представителей государств – членов МОТ.

Эта конференция созывается ежегодно. На ней обсуждаются социальные и трудовые вопросы, по которым принимаются международные нормы, утверждается бюджет организации и избирается Административный совет.

От каждого государства участвуют четыре делегата. Два – от правительства, один – от нанимателей, один – от работников. Делегаты от нанимателей и работников назначаются правительством государств по соглашению с наиболее массовыми организациями работников и нанимателей.

Эти представители независимы друг от друга. Они имеют право выступать в соответствии с наказами, полученными от своих организаций, и вправе голосовать по рассматриваемым вопросам по своему усмотрению, в том числе и против точек зрения друг друга.

Административный совет – это исполнительный орган МОТ. Он состоит из 56 членов: 27 – представители правительств государств, 14 – нанимателей, 14 – работников. В том числе 10 мест для представителей правительств постоянно закреплены за странами, наиболее развитыми в промышленном отношении. Представители от других стран избираются в совет на конференции с учетом географического распределения на трехлетний срок.

Представители конференции от нанимателей и работников сами избирают членов в административный совет.

Административный совет принимает решения по политике МОТ, определяет программу и бюджет организации, которые затем обсуждаются и утверждаются на конференции, избирает Генерального директора Международного бюро труда.

Международное бюро труда – постоянный секретариат МОТ и центр всей деятельности, которую осуществляет организация. Штаб-квартира МБТ находится в Женеве и более 40 отделений по всему миру. В МБТ работают сотрудники более 110 национальностей.

В соответствии с Филадельфийской декларацией, принятой, МОТ в 1944 г. и включенной в качестве приложения в Устав МОТ, официальной целью МОТ является «установление прочного мира на основе социальной справедливости и обеспечения экономической и социальной стабильности в мире». В Уставе и декларации сформулированы также задачи МОТ, которые направлены на развитие на международном и национальном уровнях деятельности по улучшению условий труда работников и повышении их жизненного уровня.

Выполняя эти задачи МОТ осуществляет:

- разработку международных норм;

- принятие международных норм;

- контроль за соблюдением международных норм.

МОТ оказывает государствам–участникам техническую помощь в проведении исследований в сфере трудовой деятельности и распространении соответствующей информации.

МОТ принимает конвенции и рекомендации, которые не обладают одинаковой юридической силой, хотя процедура их принятия одинакова. После обсуждения этих документов на двух последовательных конференциях (сессиях) МОТ каждый документ обсуждается специальной комиссией, сформированной конференцией, и должен быть одобрен 2/3 из числа присутствующих делегатов. Конвенция МОТ после ее ратификации не менее чем двумя государствами – членами МОТ становиться международным соглашением и налагает обязательства на всех стран-участников, как ратифицировавших, так и нератифицировавших конвенцию. Однако силу закона в каждом государстве она приобретает только после ее ратификации.

Если государство ратифицировало конвенцию, оно должно свое законодательство привести в соответствие с конвенцией и регулярно (в 2–4 года один раз) представлять в МОТ доклады о мерах по эффективному применению ратифицированной конвенции.

Эти доклады вначале рассматривает Комитет экспертов, который вырабатывает замечания по нему и направляет вопросы для уточнения этих докладов. Обзоры о применении конвенции в различных странах комитет публикует в качестве обзоров.

Ежегодные доклады Комитета экспертов передаются в Комитет по применению конвенций и рекомендаций, который обсуждает доклад Комитета экспертов и при необходимости требует пояснений от соответствующих правительств.

Механизм рассмотрения жалоб на нарушения государствами–членами МОТ взятых на себя обязательств по соблюдению международных трудовых норм закреплен в Уставе МОТ.

Так, каждая страна – участница МОТ может подать жалобу на другое государство – члена МОТ о несоблюдению ею ратифицированной конвенции. Жалобы могут подаваться также национальными организациями трудящихся, нанимателей и международными организациями. Если Административный совет жалобу принимает к рассмотрению, он назначает трехстороннюю комиссию для изучения этого вопроса. После изучения комиссия представляет Административному совету доклад, заключение и рекомендации.

Рекомендации МОТ не являются международными договорами и не требуют ратификации. Они носят разъяснительный, рекомендательный характер. Они уточняют, детализируют, конкретизируют положения конвенции.

Уставом МОТ определен также порядок пересмотра устаревших международных актов. Так, например, старая конвенция при принятии по данному вопросу новой перестает быть открытой для ратификации, но если новая конвенция ратифицирована государством значит прежняя денонсирована этим государством, если в тексте конвенции не предусмотрено иное.

В конвенциях МОТ различные институты трудовых отношений регламентированы в различной степени. Так, трудовой договор, порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, участие работников в управлении производством, дисциплина труда и другие закреплены только тезисно.

Членом МОТ Республика Беларусь является с 1954 года. Парламентом Республики Беларусь ратифицировано 48 конвенций и 6 конвенций по разным причинам были денонсированы.

Государствоподобные образования – это некоторые политико-территориальные образования, пользующиеся международно-правовым статусом. Например, Ватикан – государство-город, расположенный в пределах столицы Италии – Рима.

В нем находится резиденция главы католической церкви – Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Лютеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 г., которые в основном и действуют в настоящее время. Согласно чему, Ватикан пользуется определенными суверенными правами, имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д.

Он активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах свои постоянные представительства, возглавляемые папскими нунциями (послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т.д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование с административным центром в Риме. Он участвует в международных отношениях, заключает договоры, обменивается представительствами с государствами, имеет миссии наблюдателей в ООН, ЮНЕСКО и других международных организациях.

В числе таких государствоподобных образований были так называемые «вольные города», (г. Краков (1815–1846 г.), г. Данциг (1920–1939 г.), Западный Берлин (1971–1990 г.). В соответствии с четырехсторонним соглашением 1971 г. западные секторы Берлина были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом и т.д.), которым была передана часть полномочий – издание нормативных актов. Ряд полномочий осуществляли державы-победительницы. Интересы же населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консульскими должностными лицами ФРГ.

Физические лица – это лица, на которых распространяется действие международно-правовых норм, наделяющих их субъективными правами и обязанностями.

К таким международно-правовым нормам относятся:

- Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.;

- Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.;

- Протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1952 г.;

- Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

- Дополнительный протокол № 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г.;

- Дополнительный протокол № 2 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г.;

Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни 1983 г.; - Конвенция о правах ребенка 1989г. и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: