Учебная дисциплина: Основы психолого-педагогических знаний.
Учебная группа: КДБ-3, КДД-3.
Преподаватель: Тихомирова Н.Ф.
E-mail: tichom57@gmail.com
Педагогические основы семейного воспитания
Через контактные повседневные группы протекает реальная жизнь ребенка. Семья, детский сад, двор, школа, дом творчества, спортивная секция, клуб, студия — вот основной перечень этих слагаемых социального пространства. Индивидуальна поочередность их влияния на личностное становление, но столь же индивидуальна и сила влияния на характер становления. Для малыша решающим будет семейное пространство. Его влияния первичны и во многом неисправимы, поэтому часто говорят, будто основы воспитания ребенок получает в семье.
Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
|
|
Воспитательный потенциал семьи – совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяющая ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).
Особенности семейного воспитания:
· органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;
· непрерывность и длительность воздействия;
· многократность и противоречивость воспитательного воздействия;
· интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
· относительная замкнутость;
· общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);
· взаимная направленность формирующих воздействий.
Принципы семейного воспитания: целенаправленность, культуросообразность, гуманизм, связь воспитания с жизнью детей и их потребностями, единство и согласованность общественного и семейного воспитания, учет возможностей и особенностей развития личности ребенка, единство требования и воспитательных позиций, включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.
Условия семейного воспитания:
· семейный быт, уклад;
· семейные традиции;
· семейные отношения, эмоциональный климат семьи;
· общение и совместная деятельность;
· понимание и принятие ребенка;
· чувство долга и ответственности за воспитание детей;
· педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психологии и педагогики;
|
|
· авторитет родителей;
· организация жизненного пространства ребенка.
Несколько слов обавторитете родителей. А. С. Макаренко определял авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. Им описаны в статье о родительском авторитете виды ложных родительских авторитетов: авторитет дружбы, любви (когда любовь и дружба понимаются родителями гипертрофированно), чванства, резонерства, подкупа и др.
В семейном воспитании существуют и негативные факторы:
· бездуховность родителей на фоне приоритета материальных ценностей;
· авторитаризм или безграничный либерализм;
· безнравственность, противоправное поведение взрослых;
· отсутствие нормального психологического климата;
· неразвитость родительских чувств;
· фанатизм в любых его проявлениях;
· отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.
Необходимо принимать во внимание неверные установки в семейном воспитании:
· формирование неадекватных полу или возрасту качеств у ребенка (девочка воспитывается как мальчик, рождение которого ожидалось, или наоборот);
· страх утраты ребенка;
· проекция на детей собственных отрицательных качеств;
· амбиции родителей в отношении собственных детей;
· внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.
Стиль семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые характеризуют отношение взрослых к детям.
Стили семейного воспитания определяются на основе следующих критериев:
· степень протекции и контроля ребенка;
· удовлетворенность потребностей ребёнка;
· предъявляемые требования и способы общения с ним;
· применяемые по отношению к ребенку санкции;
· степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей.
Опишем некоторые из них.
Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на проявление зависимости у детей и успешное усвоение родительских стандартов и норм.
Родительские требования. Родительские требования при правильном их использовании побуждают к развитию зрелости у детей: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.
Способы общения с детьми: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольство или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, ругани.
Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение к детям, их действия направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.
Контрольные вопросы:
1. Что мы понимаем под семейным воспитанием?
2. Каковы способы общения родителей с детьми?
Домашнее задание
1. Каковы стили семейного воспитания?
2. В чем сущность родительского контроля?
Литература
1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. - М.: Просвещение,1999. Кн. 1 – 576 с.,Кн. 2 - 256 с.
2. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Просвещение, 1999. - 520 с.
|
|
3. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Просвещение, 2006. - 608 с.