Тема 2. Эмпирические правовые исследования – общие подходы и
Основные направления
Основные направления правовых эмпирических исследований (мейнстримы).
Доктринальное толкование в целях уяснения содержания, смысла норм права осуществляется с применением грамматического, логического, системного, телеологического, исторического, функционального методов толкования норм права. Каждый метод применяется для решения специфических познавательных задач, которые не могут быть решены другими методами.
Грамматический метод сводится к компетентному применению правил грамматики в процессе толкования нормы права и уяснения буквы закона. С его помощью определяется значение терминов, осуществляется синтаксический и стилистический анализ текста нормативного правового акта.
Логический метод подразумевает использование законов логики для устранения неясностей, которые возникают при грамматическом толковании норм права. В процессе толкования используются законы, принципы, правила логики для выявления содержания юридических и иных понятий, выведения нормативных суждений из общих норм права, уяснения смысла неясных нормативных правовых предписаний.
|
|
Системный метол толкования обеспечивает уяснение смысла конкретной нормы путем тщательного анализа связей между нормативных правовыми предписаниями, содержащими ту или иную часть, элемент нормы права. Такие предписания могут располагаться в нескольких нормативных правовых актах, что значительно осложняет процесс системного анализа в ходе толкования норм права.
Телеологический (целевой) метод толкования направлен на установление целей нормативных правовых актов. Потребность в этом методе возникает всякий раз, когда нужно определить цели, для достижения которых был принят нормативный правовой акт, и с позиции выявленных целей толковать неясные, нечеткие положения, предписания нормативных правовых актов.
С помощью исторического метода обеспечивается уяснение конкретно-исторической обстановки, в которой был принят соответствующий акт и которая оказала определенное влияние на его содержание. Применение этого метода необходимо во всех случаях, когда толкованию подвергается нормативный правовой акт, действующий достаточно длительный период, конкретно-историческая обстановка принятия которого может значительно отличаться от условий его применения.
Функциональный метод составляют правила, обеспечивающие уяснение содержания так называемых оценочных понятий типа «уважительные причины», «значительный ущерб», «мелкая кража» и др. Содержание этих понятий может меняться с учетом конкретных условий применения нормативного правового акта. Так, один и тот же размер ущерба может оказаться значительным для одной части населения и не признаваться таковым для обеспеченных граждан. Соответственно, и правильный учет содержания оценочных понятий применительно к конкретным условиям реализации закона является необходимым условием правильного толкования норм права.
|
|
Логика правовых исследований.
Поскольку право является сферой фиксации и силовой поддержки многих социальных функций логики, поскольку формой его существования является обычай или писаный закон, оно является естественной средой возникновения сознательно развиваемой логики и предпосылкой ее дальнейшего становления в виде самостоятельной науки.
Подсознательное знание логических принципов формируется еще до возникновения права и продолжает получать существенные импульсы за его пределами от других сфер приложения умственных сил человечества. Так, к овладению принципом тождества ведет и потребность взаимопонимания, и необходимость предсказуемости в социальном дискурсе, и систематическая предметная деятельность, связанная с поиском идентичных предметов и средств труда. Укреплению этого принципа способствует развитие товарного обмена. Обнаружение в экономическом обмене абстрактной тождественности разных по своим потребительским качествам продуктов труда обусловливает процесс обобщения тождества как практически целесообразного принципа и его экстраполяции за пределы хозяйственных дел не только в область социально-политических отношений, но и морального сознания, где принцип тождества становится основой социальной регуляции индивидуального поведения едиными нормами. Моральное и политическое признание важности установления тождества между социально значимым действием и его нормативной оценкой приводит к рациональному пониманию справедливости, адекватности социальных ролей и ожиданий, запретов и уголовных санкций, которые принимались обществом к нарушителям его установлений.
C возникновением права внедрение в общественное сознание логических принципов становится все более интенсивным. Имущественные споры и расследования преступлений, появление институтов и норм, регулирующих процедуры обвинения и защиты в суде уже в древних цивилизациях, свидетельствуют о появлении общественной потребности в постоянном усовершенствовании техники рассуждения и аргументации. Результатом такого усовершенствования стала кристаллизация в ранних формах правосознания идейных аналогов принципу тождества (равновозмездность, талион — «око за око») и производных от него принципов непротиворечия и исключенного третьего (алиби как основание отсутствия ответственности), публично артикулированные поиски причинно-следственных связей, которые в свою очередь формировали культуру логического вывода, затем распространившейся из области правосознания на все сферы общественного менталитета.
Развитие образовавшихся после распада СССР новых независимых государств ставит много новых вопросов, которые нуждаются в объединения усилий юристов и логиков. Это проблемы определения суверенитета, распределения властей, уравновешивания прав и обязанностей отдельных граждан, государственных структур, разнообразных объединений и общества в целом в контексте строительства демократического правового государства, то есть государства, в котором реально существует, а не только декларируется верховенство права. Вместе с тем остаются традиционные вопросы, которые определяют специфику предмета юридической логики.
Во-первых, это проблемы изучения процесса формирования и особенностей концептуального аппарата юридических дисциплин в духе аналитической философии (и в частности, «чистого учения о праве» Ганса Кельзена) и модальной логики. Во-вторых, прояснение логических условий полноты и взаимного согласования юридических теорий, анализа юридическо-значимых действий и решений, логической валидности интерполяций («пробелы в праве») и экстраполяций (аналогии закона, аналогии права). В-третьих, наличие неустранимого ценностного компонента в юридическом познании требует систематического развития деонтической логики (например, для анализа принципа «все, что не запрещено — разрешено». В-четвертых, предмет юридической логики должен включать важные в теоретическом и практическом отношении теории диалога, аргументации, методы систематического обзора оснований юридических высказываний, развития и анализа гипотез (следственных версий). В-пятых, логические критерии эффективности правовых норм, то есть их логической экспертизы и толкования путем анализа правовых текстов.
|
|
Все эти и некоторые другие родственные вопросы образовывают предметное поле и стимулируют современные юридико-логические исследования.
Поэтому под юридической логикой предлагается понимать прикладную дисциплину, предметом которой есть анализ правовых проблем методами традиционной и современной логики. Сами эти методы могут быть как строго формальными, максимально приближенными к математическим, так и неформальными, максимально приближенными к повседневному практическому мышлению юристов.
Следует заметить, что в современной литературе существует по крайней мере три главных подхода к пониманию направлений взаимодействия логики и права, и эти подходы часто либо не различают, либо противопоставляют друг другу. Эти три подхода не исключают, а дополняют друг друга и имеют равные основания для того, чтобы стать основанием для дальнейших продуктивных исследований. При этом, конечно же, для их разработки нужны относительно автономные исследовательские программы.
|
|
Прежде всего, юридическая логика является академической дисциплиной, сориентированной на ознакомление студентов и аспирантов с возможностями применения современных логических методов к актуальным проблемами правоведения и юридической практики. Хотя некоторые авторы, в частности К. Алчуррон и Э. Булыгин, А. Сётман, и высказывают сомнение относительно термина, который обозначает эту дисциплину, ее все же лучше всего называть именно «юридической логикой», присоединяясь к традиции Западной Европы и даже традиции советских времен, когда этот термин встречался у некоторых авторов (А.А. Старченко, С.С. Алексеев и др.) вообще без всяких попыток надлежащих экспликаций. В исследованиях юридической логики следует надеяться на постоянное сотрудничество специалистов-логиков с теоретиками права и с представителями отдельных областей правоведения.
Вторым важным и в определенной мере производным от первого направлением взаимодействия логиков и юристов может стать логика права, то есть логика построения всей правовой системы в целом. К сфере логики права следует отнести исследования системных принципов построения права, подчинения и взаимного согласования норм, уравновешивание прав и обязанностей, формирование юридических определений, исследование конструктивных возможностей и эффективности различных правовых систем, выдвижение продуктивных нормативных новелл, поиски оптимальных моделей права в соответствии с ратифицированными национальными законодателями международными договорами с реалиям времени, существующими традициями и т.п. Ведущая роль здесь принадлежит теоретикам, историкам и компаративистам права, так как именно эти специалисты острее и адекватнее других реагируют на «болевые точки» правоведения, а собственно логикам, если их услуги вообще требуются, может отводиться разве что только консультативная роль.
Третье направление можно условно назвать логикой правосознания, имея под ней в виду не собственно юридическую логику, а «логические привычки» правосознания общества в целом, правосознания отдельных социальных и профессиональных групп и, наконец, личностного правосознания. Интересным объектом исследования здесь может быть логика правосознания самих юристов как эталона соответствующей формы рациональности. В данном направлении исследований кажется желательным сотрудничество юристов, логиков, психологов, философов, культурологов и социологов права.
Следует еще раз подчеркнуть, что третий, и наверное самый сложный сегмент — логика правосознания, — еще никогда тщательно не исследовался с научных позиций, хотя некоторые первые шаги в этом направлении делались. Можно сформулировать некоторые интересные траектории научного поиска в этой сфере: объективное социологическое распределение разных стратегий деятельности в рамках законности или за его пределами как у отдельных граждан, так и у социальных групп, логико-психологические особенности рефлексии над законом в различных профессиональных и социальных группах, соответствующие культурные реакции и т.п. Здесь мы можем сослаться на известные криминологам расхождения между уважением к праву и антисоциальными установками маргинальных и криминальных элементов или на различие между правосознанием «обычных» и юридическо-образованных граждан.
Таким образом, относительная автономность любого из указанных выше направлений не исключает их объединения или использования интересных результатов одного из них в сопредельной сфере.