Англо-саксонская правовая семья или система «общего права». 8 страница

Правовой нигилизм может выступать в двух разно­видностях, или формах – теоретической (идеологичес­кой) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи дока­зывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетар­ская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди насе­ления, в превращение правящей элиты, в конечном счете, в преступную клику (вот почему становится закономер­ной и легкой опора государственных органов и долж­ностных лиц, например, органов безопасности, тюрем­ной администрации и т. д., в проведении государствен­ной политики на уголовные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди на­селения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются закона­ми и ведомственными нормативными актами. И тогда в об­ществе складывается широко распространенный среди на­селения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблю­даются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствую­щие объяснения и оправдания («в интересах народа», «для выполнения плана» и т. д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм (фетишизм), или романтизм – это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.

Это явле­ние сопровождает человеческую цивилизацию практичес­ки на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыс­лов строительства идеального государства будут идеаль­ные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигну­то. Еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком боль­шие надежды в деле переустройства нашего общества, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Думается, что лишь достаточный политический и право­вой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

Указанные крайности – следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.

Поведение по принципу: делаю как все или делаю как большинство. Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих. Конформистскому поведению присуща низкая степень социальной активности.

Вопросы для самоконтроля:

Что такое правосознание?

Каковы основные функции правосознания?

Какие элементы входят в структуру правосознания.

В чем заключаются различия между правовой идеологией и правовой психологией?

Что такое правовая культура?

Какие существуют виды правовой культуры?

Какие элементы составляют правовую культуру общества?

Что составляет содержание правовой культуры личности.

Каковы цели и формы правового воспитания?

Дополнительная литература

Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. – 2000. – № 2. – С. 31-40.

Байниязов Р.С Правосознание и правовой менталитет в России: Введение в общую теорию. Саратов, 2001.

Байниязов P.С. Философия правосознания: постановка пробле­мы // Правоведение. 2001. № 5. С. 12-23.

Богомолов О. Политическая культура и демократия в России // Власть. – 2001. – № 2. – С. 3-6.

Болдырева М.Г. Правовая культура. М., 1998.

Борковская E.Ю. Мусульманское право и правовая культура. М., 2001.

Ветютнев Ю.Ю., Шираков А.С., Трифонов А.С. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской науч­но-теоретической конференции) // Государство и право. 2001. № 10. С. 106-109.

Демченко Т.И. О правосознании и правопонимании // Труды МГЮА: Сборник статей. 2003. № 10. С. 219-221.

Ильин И.А. О сущности правосознания. // Собр. соч. в 10 томах. – Т. 4. – М., 1994.

Казаков В.H., Малахов В.П. Правосознание: природа, содержа­ние, логика // Государство и право. 2002. № 3. С. 117-118.

Клейменова E.В., Морапева К.А. Правовая культура и ее стан­дарты в конституциях Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 1. С. 50-55.

Клименко И.А. Изучение форм проявления правосознания и критериев оценки его сформированности // Человек в социальном мире. 2001. № 2. С. 26-28.

Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2001.

Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10. С. 24-31.

Матузов H.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. № 2. С. 3-16.

Мельникова Т.В. Основные типы общества и правосознания. M., 2001.

Неважный И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. – 2000. – № 2. – С. 23-31.

Попов В.В. Некоторые формы проявления правового нигилизма и пути его преодоления // Юрист. 2002. № 1. С. 10-13.

Сальников В.П., Стремоухое А.В. Правовая культура общества и личности – важнейшее средство охраны прав человека // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2000. № 4 (8). С. 19-22.

Семнов В.E. Актуальные проблемы теории правосознания, его ценностных ориентиров. Ставрополь, 2000.

Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России // Полис. – 1998. – № 5. – С. 106-113.

Сирин С.А. Правовой нигилизм и социальная философия: опыт критического исследования. – Иркутск, 1995.

Смоленский M.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России формхла взаимообусловленности // Правоведе­ние. 2003. № 1. С. 197-204.

Соловьев А.Ю. Правовой нигилизм и правовой идеализм в мо­лодежной среде // Человек в социальном мире. 2000. № 3-4. С. 44-47.

Суслов В.А. Структура правосознания // Правоведение. – 1997. – № 2.

Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (методология и методика). – М.: Высш. шк., 1990.

Тимошина Е.В. Правовая культура: понятие, структура, функции // Кодекс-
info: Правовой научно-практический журнал. 2000. № 2.

Френкин А.А. Правовое политическое сознание // Вопросы философии. – 2000. – № 5.

Френкин А.А. Уровни правового сознания // Вопросы философии. – 2001. – № 9.


Терминологический словарь

Правосознание – это совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (к действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина и т.д.).

Правовая идеология – это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с логическим мышлением, а не с чувственным опытом.

Правовая психология – совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву.

Правовая культура общества – это обусловленное все социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Правовая культура личности – это составная часть правовой культуры общества, характеризующая знание, понимание, уважение и сознательное выполнение правовых предписаний в жизнедеятельности индивида.

Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой идеализм (фетишизм) – это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.

Правовое воспитание – особая форма деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм.

1. К какому понятию относится следующее определение: «Сово­купность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, настроений, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни»?

1. Правовая культура.

2. Правовое сознание.

3. Правовое воспитание.

2. Какие элементы выделяют в структуре правосознания?

1. Правовая идеология и правовая психология.

2. Правовая идеология и правовая активность.

3. Правомерное поведение и правонарушения.

3. К какому структурному элементу правосознания относятся чувства, пра­вовые переживания, эмоции, настроения?

1. К поведенческим элементам.

2. К правовой идеологии.

3. К правовой психологии.

4. Носителями какого вида правосознания являются ученые-юристы?

1. Обыденного.

2. Профессионального.

3. Доктринального.

5. Правовая идеология – это совокупность

1. Идей, принципов, взглядов, отражающих отношение государства к чело­веку.

2. Теорий, идей, взглядов, отражающих и оценивающих правовую реальность.

3. Идей, принципов, взглядов, отражающих отношение людей к государству.


6. На уровень правовой культуры непосредственно не влияет:

1. Состояние правоприменительной деятельности.

2. Уровень производственных отношений в обществе.

3. Уровень подготовки юридических работников.

7. Какая категория обозначается понятием: «Совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, характеризующая качественное состояние правовой жизни общества»?

1. Правотворчество.

2. Юридическая практика.

3. Правовая культура.

8. Какие показатели характеризуют правовую культуру общества?

1. Уровень совершенства законодательства, правосознания, за­конности и пра­вопорядка, развития юридической техники.

2. Знание, понимание и уважение права индивидом, сознательное соблюдение им законов.

3. Нормы права, правовые отношения, реализация норм права.

9. К какому понятию относится негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву, законности и правопорядку?

1. Правовой нигилизм.

2. Правовой инфантилизм.

3. Правовой идеализм.

10. Какая категория обозначается понятием: «Планомерный, управляемый, ор­ганизованный, систематичный и централизованный процесс воздействия на соз­нание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры»?

1. Правовое регулирование.

2. Правовое воспитание.

3. Правовое сознание.


Тема 18. Реализация и толкование права

Учебные вопросы:

1. Понятие и формы реализации права.

2. Применение как особая форма реализации права. Акты реализации права.

3. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права.

4. Понятие и необходимость толкования права.

5. Способы (приемы) толкования права.

6. Виды толкования права.

Понятие и формы реализации права

Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений.

Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае - это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности), в другом – это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий).

Содержание и характер правомерных действий неодинаковы, что позволяет выделить особенности в реализации правовых предписаний.

По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют формы непосредственной реализации права (соблюдение, исполнение, использование), и особую форму – применение.

Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев соблюдение права происходит незаметно. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. Например, существует запрет лишения жизни другого человека. Никого не убивая, субъект соблюдает соответствующую норму права.

В этой форме реализуются запрещающие и охранительные нормы.

Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие (предписывающие) нормы права. Например, пассажир общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую обязанность – оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права (уплатить налог, поставить товар покупателю выполнить работу по трудовому договору).

Использование норм права состоит в совершении дозволенных законом действий и имеет место тогда, когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют (либо не используют) предоставленные им правом возможности.

В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение не запрещенных правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.

Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. Непосредственная реализация права может осуществляться субъектами как в рамках правоотношений (участие в выборах, служба в вооруженных силах), так и вне их (отказ от использования избирательного права, несовершение убийств и т.д.).

Применение как особая форма реализации права.
Акты реализации права

В ряде случаев соблюдения, исполнения и использования норм права непосредственно заинтересованным субъектом оказывается недостаточным для обеспечения полной реализации юридических предписаний, при этом требуется вмешательство в процесс реализации права компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, назначение пенсии требует помимо формального наличия оговоренных законом качеств, решения органа социального обеспечения; зачисление на учебу в вуз невозможно без приказа о зачислении (одного желания и факта успешной сдачи вступительных экзаменов здесь недостаточно), выполнение обязанности военной службы предполагает издание приказа о призыве конкретного человека в вооруженные силы и т.п.

Поэтому выделяется четвертая форма реализации права – применение.

Применение права необходимо в следующих случаях.

Когда права и обязанности позитивного, положительного характера не могут возникнуть без властного решения уполномоченных органов. Например, право на пенсию у конкретного субъекта реально не возникает, пока не вынесено решение компетентного органа (комиссии по назначению пенсий).

В случаях конфликтов сторон; спора о правах, нарушения кем-либо права субъекта, возникновения препятствия при осуществлении своего права. В этом случае заинтересованный субъект обращается в суд или в иной компетентный орган, который рассматривает дело и выносит по нему решение, с помощью которого конфликт разрешается, права восстанавливаются, препятствия к их осуществлению устраняются. Например, незаконно уволенный восстанавливается на работе, должник обязывается уплатить долг, незаконно занявший жилплощадь выселяется.

В случаях совершения правонарушения. При рассмотрении дела, связанного с правонарушением, устанавливается степень вины, причиненный ущерб и выносится решение (например, решение административной комиссии, приговор суда и т.д.), определяющее конкретную меру ответственности для правонарушителей.

Когда иным способом нельзя установить, подтвердить наличие факта, имеющего юридическое значение (юридического факта). В этом случае суд, рассмотрев дело, выносит решение, которым признается наличие или отсутствие факта, имеющего юридическое значение. Например, выносится решение об объявлении длительно отсутствующего умершим, о наличии фактических брачных отношений, о нахождении лица на иждивении, факта несчастного случая и др. Подобные дела называются делами особого производства, потому что в них (в отличие от первых трех случаев) права и обязанности лиц не определяются, а устанавливаются только факты, которые могут быть положены в основу решения других органов. Например, на основании решения суда об объявлении длительно отсутствующего лица умершим открывается наследство.

Применение права – это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении актов применения права (индивидуально-правовых актов).

Основные принципы применения права:

Законность и обоснованность.

Объективность правоприменения (беспристрастность правоприменителя).

Своевременность и оперативность (быстрота) применения.

Целесообразность и эффективность решения.

Справедливость и гуманность.

Единообразие применения (по однотипным делам выносятся однотипные решения).

Применение права как особая форма реализации отличается от форм непосредственной реализации рядом особенностей:

1. По своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства или иных специально уполномоченных субъектов, посредством которой упорядочивается общественная жизнь.

Властный характер правоприменительной деятельности проявляется в том, что решение правоприменителя является обязательным для субъектов, которым оно адресовано и для тех органов, которые должны его исполнять, а также в обязательности требований правоприменителя к лицам, так или иначе причастным к рассмотрению дела (например, обязательность явки в суд свидетеля, ответчиков, экспертов по вызову суда, предоставление документов по его требованию и т.п.).

Цель применения права — удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а законных интересов всего общества.

2. Оно осуществляется уполномоченными на то органами государства и в пределах их компетенции.

Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относится ряд государственных органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.) и должностных лиц (Президент РФ, Губернатор, прокурор, следователь и т.д.).

Следует отметить, что правоприменением является не всякая деятельность должностного лица. Так, иногда деятельность должностного лица, наделенного властными полномочиями в юридическом процессе, не является даже разновидностью индивидуально-правового регулирования общественных отношений, а носит, скажем, чисто контрольно-надзорный характер.

Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).

3. Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений – правоприменительных. Правоприменение имеется там, где рассматривается конкретное юридическое дело и по нему выносится решение индивидуального, конкретного характера (указ президента о награждении, постановление правительства, приговор суда и т.д.). Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворении не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации.

4. Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

Применение права – это не простое действие, а определенный процесс (процедура), имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права. Указание в правовых нормах на процедурный порядок реализации права крайне важно, когда пользование правом зависит от действий не только самого носителя права, но и других субъектов. А отсутствие юридической регламентации процедурного порядка реализации правовых норм существенно затрудняет, а порой и делает невозможным их осуществление.

5. Применение права сопровождается вынесением акта применения права (индивидуального правового акта), исходящего от субъекта правоприменения.

6. Применение права – это комплексная форма реализации юридических предписаний. Применяя норму, правоприменительный орган одновременно исполняет требования правовых норм (обязанность рассмотреть дело и принять решение), использует закрепленные в нормах возможности (право принимать любое справедливое решение в пределах, установленных законом), а также соблюдает установленные запреты (недопустимость превышения функциональных полномочий).

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, который невозможен без последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, действий правоприменителя. Этот процесс протекает во времени, осуществляется разными органами по определенной процедуре, регламентируется обычно процессуальными нормами (нормами уголовно-процессуального кодекса, гражданско-процессуального кодекса, кодекса об административных правонарушениях и т.д.), которые предусматривают определенную последовательность действий лиц, участвующих в процессе применения норм права, определяют стадии процесса.

В отраслевых дисциплинах существуют свои процессуальные модели правоприменения. Например, в уголовном процессе выделяются такие стадии, как возбуждение уголовного дела, предварительное расследование или дознание, стадия окончания расследования и направления дела в суд, принятие судом дела на рассмотрение, стадия судебного следствия и стадия вынесения приговора, стадия обжалования и опротестования приговора и т.д. В гражданском процессе несколько иная модель процессуального правоприменения. Можно выделить в отдельные стадии доведение решения до заинтересованных лиц, исполнение решения и контроль за исполнением решения, но для исследования любого правоприменительного процесса предмет общей теории права устанавливает следующую процессуальную модель правоприменения, состоящую из трех стадий.

Стадии правоприменительного процесса:

Установление фактических обстоятельств дела (определение относимости, допустимости, достаточности, достоверности фактического материала).

Выбор правовой нормы (анализ правовой нормы – проверка, толкование, разрешение возможной юридической коллизии).

Принятие решения по делу (единоличное или коллегиальное). Оформление акта применения права (документальное оформление решения).

Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права.

1. Установление фактических обстоятельств. Применение юридических норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов (фактических обстоятельств дела). Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права.

Важно помнить, что зачастую реальный факт, который предстоит установить, находится в прошлом. В реальности его нельзя ни установить, ни восстановить (например, факт убийства). Отсюда возникает необходимость определить, что такое «факт». Термином «факт» обозначают, во-первых, дискретный (ограниченный пространством и временем) отрезок действительности (реальный факт), а во-вторых, достоверное знание, отражающее эту действительность. В правоприменительной деятельности речь идет об установлении фактов во втором смысле, как достоверных знаний, сведений.

Правоприменительные органы должны отобрать, четко выделить и устанавливать только те из обстоятельств (и только в том объеме), которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.

Факты, устанавливаемые на первой стадии, которые будут положены в основу решения, должны отвечать требованиям (принципам) относимости, полноты и доказанности.

Относимость заключается в том, что в ходе применения устанавливаются, доказываются лишь те факты, которые относятся к данному делу, могут быть положены в основу его решения. Другими словами, фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам.

Полнота состоит в том, чтобы все факты, относящиеся к делу, были установлены с достаточной полнотой. Отсутствие какого-либо из этих фактов может привести к неправильному решению, послужить основанием для его последующей отмены.

Доказанность заключается в том, чтобы факты, положенные в основу решения по делу, были достоверными, обоснованными доказательствами, т.е. доказанными.

На этой стадии правоприменения деятельность лиц, участвующих в правоприменении, сводится к установлению истины по делу, истинных знаний о фактах, имеющих юридическое значение для решения дела. Эта деятельность состоит главным образом в доказывании и сводится к следующим действиям:

Отыскание, обнаружение доказательств;

Сбор и фиксация, т.е. оформление доказательств;

Анализ доказательств в их совокупности, оценка их доказательственной силы, т.е. определение их достаточности для подтверждения фактов, которые будут положены в основу решения.

В доказательственной деятельности участвуют многие субъекты (обвинитель и защитник, истец и ответчик, их представители). Они в пределах, определенных законом, представляют доказательства, анализируют и оценивают их. Определяющую роль в оценке всех доказательств, конечно, имеет правоприменительный орган, выносящий решение.

Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности. Для установления объективной истины по делу, факты анализируются в их взаимосвязи и причинно-следственной зависимости.

Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы преступления. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других данных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами. Доказательствами являются фактические данные, под которыми принято понимать сведения о фактах (а не сами факты). На основе этих сведений правоприменительный орган (чаще всего суд) устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: