Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах – теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты, в конечном счете, в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т. д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах народа», «для выполнения плана» и т. д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм (фетишизм), или романтизм – это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.
Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
Указанные крайности – следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.
Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.
Поведение по принципу: делаю как все или делаю как большинство. Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих. Конформистскому поведению присуща низкая степень социальной активности.
Вопросы для самоконтроля:
Что такое правосознание?
Каковы основные функции правосознания?
Какие элементы входят в структуру правосознания.
В чем заключаются различия между правовой идеологией и правовой психологией?
Что такое правовая культура?
Какие существуют виды правовой культуры?
Какие элементы составляют правовую культуру общества?
Что составляет содержание правовой культуры личности.
Каковы цели и формы правового воспитания?
Дополнительная литература
Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. – 2000. – № 2. – С. 31-40.
Байниязов Р.С Правосознание и правовой менталитет в России: Введение в общую теорию. – Саратов, 2001.
Байниязов P.С. Философия правосознания: постановка проблемы // Правоведение. – 2001. – № 5. – С. 12-23.
Богомолов О. Политическая культура и демократия в России // Власть. – 2001. – № 2. – С. 3-6.
Болдырева М.Г. Правовая культура. – М., 1998.
Борковская E.Ю. Мусульманское право и правовая культура. – М., 2001.
Ветютнев Ю.Ю., Шираков А.С., Трифонов А.С. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) // Государство и право. – 2001. – № 10. – С. 106-109.
Демченко Т.И. О правосознании и правопонимании // Труды МГЮА: Сборник статей. – 2003. – № 10. – С. 219-221.
Ильин И.А. О сущности правосознания. // Собр. соч. в 10 томах. – Т. 4. – М., 1994.
Казаков В.H., Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика // Государство и право. – 2002. – № 3. – С. 117-118.
Клейменова E.В., Морапева К.А. Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации // Правоведение. – 2003. – № 1. – С. 50-55.
Клименко И.А. Изучение форм проявления правосознания и критериев оценки его сформированности // Человек в социальном мире. – 2001. – № 2. – С. 26-28.
Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. – М., 2001.
Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. – 2003. – № 10. – С. 24-31.
Матузов H.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. – 1994. – № 2. – С. 3-16.
Мельникова Т.В. Основные типы общества и правосознания. – M., 2001.
Неважный И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. – 2000. – № 2. – С. 23-31.
Попов В.В. Некоторые формы проявления правового нигилизма и пути его преодоления // Юрист. – 2002. – № 1. – С. 10-13.
Сальников В.П., Стремоухое А.В. Правовая культура общества и личности – важнейшее средство охраны прав человека // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2000. – № 4 (8). – С. 19-22.
Семнов В.E. Актуальные проблемы теории правосознания, его ценностных ориентиров. – Ставрополь, 2000.
Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России // Полис. – 1998. – № 5. – С. 106-113.
Сирин С.А. Правовой нигилизм и социальная философия: опыт критического исследования. – Иркутск, 1995.
Смоленский M.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России формхла взаимообусловленности // Правоведение. – 2003. – № 1. – С. 197-204.
Соловьев А.Ю. Правовой нигилизм и правовой идеализм в молодежной среде // Человек в социальном мире. – 2000. – № 3-4. – С. 44-47.
Суслов В.А. Структура правосознания // Правоведение. – 1997. – № 2.
Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (методология и методика). – М.: Высш. шк., 1990.
Тимошина Е.В. Правовая культура: понятие, структура, функции // Кодекс-
info: Правовой научно-практический журнал. – 2000. – № 2.
Френкин А.А. Правовое политическое сознание // Вопросы философии. – 2000. – № 5.
Френкин А.А. Уровни правового сознания // Вопросы философии. – 2001. – № 9.
Терминологический словарь
Правосознание – это совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (к действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина и т.д.).
Правовая идеология – это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с логическим мышлением, а не с чувственным опытом.
Правовая психология – совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву.
Правовая культура общества – это обусловленное все социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовая культура личности – это составная часть правовой культуры общества, характеризующая знание, понимание, уважение и сознательное выполнение правовых предписаний в жизнедеятельности индивида.
Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
Правовой идеализм (фетишизм) – это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.
Правовое воспитание – особая форма деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм.
1. К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, настроений, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни»?
1. Правовая культура.
2. Правовое сознание.
2. Какие элементы выделяют в структуре правосознания?
1. Правовая идеология и правовая психология.
2. Правовая идеология и правовая активность.
3. Правомерное поведение и правонарушения.
3. К какому структурному элементу правосознания относятся чувства, правовые переживания, эмоции, настроения?
1. К поведенческим элементам.
2. К правовой идеологии.
3. К правовой психологии.
4. Носителями какого вида правосознания являются ученые-юристы?
1. Обыденного.
2. Профессионального.
3. Доктринального.
5. Правовая идеология – это совокупность
1. Идей, принципов, взглядов, отражающих отношение государства к человеку.
2. Теорий, идей, взглядов, отражающих и оценивающих правовую реальность.
3. Идей, принципов, взглядов, отражающих отношение людей к государству.
6. На уровень правовой культуры непосредственно не влияет:
1. Состояние правоприменительной деятельности.
2. Уровень производственных отношений в обществе.
3. Уровень подготовки юридических работников.
7. Какая категория обозначается понятием: «Совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, характеризующая качественное состояние правовой жизни общества»?
1. Правотворчество.
3. Правовая культура.
8. Какие показатели характеризуют правовую культуру общества?
1. Уровень совершенства законодательства, правосознания, законности и правопорядка, развития юридической техники.
2. Знание, понимание и уважение права индивидом, сознательное соблюдение им законов.
3. Нормы права, правовые отношения, реализация норм права.
9. К какому понятию относится негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву, законности и правопорядку?
1. Правовой нигилизм.
3. Правовой идеализм.
10. Какая категория обозначается понятием: «Планомерный, управляемый, организованный, систематичный и централизованный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры»?
3. Правовое сознание.
Тема 18. Реализация и толкование права
Учебные вопросы:
1. Понятие и формы реализации права.
2. Применение как особая форма реализации права. Акты реализации права.
3. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права.
4. Понятие и необходимость толкования права.
5. Способы (приемы) толкования права.
Понятие и формы реализации права
Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений.
Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае - это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности), в другом – это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий).
Содержание и характер правомерных действий неодинаковы, что позволяет выделить особенности в реализации правовых предписаний.
По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют формы непосредственной реализации права (соблюдение, исполнение, использование), и особую форму – применение.
Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев соблюдение права происходит незаметно. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. Например, существует запрет лишения жизни другого человека. Никого не убивая, субъект соблюдает соответствующую норму права.
В этой форме реализуются запрещающие и охранительные нормы.
Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие (предписывающие) нормы права. Например, пассажир общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую обязанность – оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права (уплатить налог, поставить товар покупателю выполнить работу по трудовому договору).
Использование норм права состоит в совершении дозволенных законом действий и имеет место тогда, когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют (либо не используют) предоставленные им правом возможности.
В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение не запрещенных правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.
Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. Непосредственная реализация права может осуществляться субъектами как в рамках правоотношений (участие в выборах, служба в вооруженных силах), так и вне их (отказ от использования избирательного права, несовершение убийств и т.д.).
Применение как особая форма реализации права.
Акты реализации права
В ряде случаев соблюдения, исполнения и использования норм права непосредственно заинтересованным субъектом оказывается недостаточным для обеспечения полной реализации юридических предписаний, при этом требуется вмешательство в процесс реализации права компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, назначение пенсии требует помимо формального наличия оговоренных законом качеств, решения органа социального обеспечения; зачисление на учебу в вуз невозможно без приказа о зачислении (одного желания и факта успешной сдачи вступительных экзаменов здесь недостаточно), выполнение обязанности военной службы предполагает издание приказа о призыве конкретного человека в вооруженные силы и т.п.
Поэтому выделяется четвертая форма реализации права – применение.
Применение права необходимо в следующих случаях.
Когда права и обязанности позитивного, положительного характера не могут возникнуть без властного решения уполномоченных органов. Например, право на пенсию у конкретного субъекта реально не возникает, пока не вынесено решение компетентного органа (комиссии по назначению пенсий).
В случаях конфликтов сторон; спора о правах, нарушения кем-либо права субъекта, возникновения препятствия при осуществлении своего права. В этом случае заинтересованный субъект обращается в суд или в иной компетентный орган, который рассматривает дело и выносит по нему решение, с помощью которого конфликт разрешается, права восстанавливаются, препятствия к их осуществлению устраняются. Например, незаконно уволенный восстанавливается на работе, должник обязывается уплатить долг, незаконно занявший жилплощадь выселяется.
В случаях совершения правонарушения. При рассмотрении дела, связанного с правонарушением, устанавливается степень вины, причиненный ущерб и выносится решение (например, решение административной комиссии, приговор суда и т.д.), определяющее конкретную меру ответственности для правонарушителей.
Когда иным способом нельзя установить, подтвердить наличие факта, имеющего юридическое значение (юридического факта). В этом случае суд, рассмотрев дело, выносит решение, которым признается наличие или отсутствие факта, имеющего юридическое значение. Например, выносится решение об объявлении длительно отсутствующего умершим, о наличии фактических брачных отношений, о нахождении лица на иждивении, факта несчастного случая и др. Подобные дела называются делами особого производства, потому что в них (в отличие от первых трех случаев) права и обязанности лиц не определяются, а устанавливаются только факты, которые могут быть положены в основу решения других органов. Например, на основании решения суда об объявлении длительно отсутствующего лица умершим открывается наследство.
Применение права – это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении актов применения права (индивидуально-правовых актов).
Основные принципы применения права:
Законность и обоснованность.
Объективность правоприменения (беспристрастность правоприменителя).
Своевременность и оперативность (быстрота) применения.
Целесообразность и эффективность решения.
Справедливость и гуманность.
Единообразие применения (по однотипным делам выносятся однотипные решения).
Применение права как особая форма реализации отличается от форм непосредственной реализации рядом особенностей:
1. По своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства или иных специально уполномоченных субъектов, посредством которой упорядочивается общественная жизнь.
Властный характер правоприменительной деятельности проявляется в том, что решение правоприменителя является обязательным для субъектов, которым оно адресовано и для тех органов, которые должны его исполнять, а также в обязательности требований правоприменителя к лицам, так или иначе причастным к рассмотрению дела (например, обязательность явки в суд свидетеля, ответчиков, экспертов по вызову суда, предоставление документов по его требованию и т.п.).
Цель применения права — удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а законных интересов всего общества.
2. Оно осуществляется уполномоченными на то органами государства и в пределах их компетенции.
Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относится ряд государственных органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.) и должностных лиц (Президент РФ, Губернатор, прокурор, следователь и т.д.).
Следует отметить, что правоприменением является не всякая деятельность должностного лица. Так, иногда деятельность должностного лица, наделенного властными полномочиями в юридическом процессе, не является даже разновидностью индивидуально-правового регулирования общественных отношений, а носит, скажем, чисто контрольно-надзорный характер.
Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).
3. Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений – правоприменительных. Правоприменение имеется там, где рассматривается конкретное юридическое дело и по нему выносится решение индивидуального, конкретного характера (указ президента о награждении, постановление правительства, приговор суда и т.д.). Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворении не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации.
4. Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
Применение права – это не простое действие, а определенный процесс (процедура), имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права. Указание в правовых нормах на процедурный порядок реализации права крайне важно, когда пользование правом зависит от действий не только самого носителя права, но и других субъектов. А отсутствие юридической регламентации процедурного порядка реализации правовых норм существенно затрудняет, а порой и делает невозможным их осуществление.
5. Применение права сопровождается вынесением акта применения права (индивидуального правового акта), исходящего от субъекта правоприменения.
6. Применение права – это комплексная форма реализации юридических предписаний. Применяя норму, правоприменительный орган одновременно исполняет требования правовых норм (обязанность рассмотреть дело и принять решение), использует закрепленные в нормах возможности (право принимать любое справедливое решение в пределах, установленных законом), а также соблюдает установленные запреты (недопустимость превышения функциональных полномочий).
Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, который невозможен без последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, действий правоприменителя. Этот процесс протекает во времени, осуществляется разными органами по определенной процедуре, регламентируется обычно процессуальными нормами (нормами уголовно-процессуального кодекса, гражданско-процессуального кодекса, кодекса об административных правонарушениях и т.д.), которые предусматривают определенную последовательность действий лиц, участвующих в процессе применения норм права, определяют стадии процесса.
В отраслевых дисциплинах существуют свои процессуальные модели правоприменения. Например, в уголовном процессе выделяются такие стадии, как возбуждение уголовного дела, предварительное расследование или дознание, стадия окончания расследования и направления дела в суд, принятие судом дела на рассмотрение, стадия судебного следствия и стадия вынесения приговора, стадия обжалования и опротестования приговора и т.д. В гражданском процессе несколько иная модель процессуального правоприменения. Можно выделить в отдельные стадии доведение решения до заинтересованных лиц, исполнение решения и контроль за исполнением решения, но для исследования любого правоприменительного процесса предмет общей теории права устанавливает следующую процессуальную модель правоприменения, состоящую из трех стадий.
Стадии правоприменительного процесса:
Установление фактических обстоятельств дела (определение относимости, допустимости, достаточности, достоверности фактического материала).
Выбор правовой нормы (анализ правовой нормы – проверка, толкование, разрешение возможной юридической коллизии).
Принятие решения по делу (единоличное или коллегиальное). Оформление акта применения права (документальное оформление решения).
Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права.
1. Установление фактических обстоятельств. Применение юридических норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов (фактических обстоятельств дела). Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права.
Важно помнить, что зачастую реальный факт, который предстоит установить, находится в прошлом. В реальности его нельзя ни установить, ни восстановить (например, факт убийства). Отсюда возникает необходимость определить, что такое «факт». Термином «факт» обозначают, во-первых, дискретный (ограниченный пространством и временем) отрезок действительности (реальный факт), а во-вторых, достоверное знание, отражающее эту действительность. В правоприменительной деятельности речь идет об установлении фактов во втором смысле, как достоверных знаний, сведений.
Правоприменительные органы должны отобрать, четко выделить и устанавливать только те из обстоятельств (и только в том объеме), которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.
Факты, устанавливаемые на первой стадии, которые будут положены в основу решения, должны отвечать требованиям (принципам) относимости, полноты и доказанности.
Относимость заключается в том, что в ходе применения устанавливаются, доказываются лишь те факты, которые относятся к данному делу, могут быть положены в основу его решения. Другими словами, фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам.
Полнота состоит в том, чтобы все факты, относящиеся к делу, были установлены с достаточной полнотой. Отсутствие какого-либо из этих фактов может привести к неправильному решению, послужить основанием для его последующей отмены.
Доказанность заключается в том, чтобы факты, положенные в основу решения по делу, были достоверными, обоснованными доказательствами, т.е. доказанными.
На этой стадии правоприменения деятельность лиц, участвующих в правоприменении, сводится к установлению истины по делу, истинных знаний о фактах, имеющих юридическое значение для решения дела. Эта деятельность состоит главным образом в доказывании и сводится к следующим действиям:
Отыскание, обнаружение доказательств;
Сбор и фиксация, т.е. оформление доказательств;
Анализ доказательств в их совокупности, оценка их доказательственной силы, т.е. определение их достаточности для подтверждения фактов, которые будут положены в основу решения.
В доказательственной деятельности участвуют многие субъекты (обвинитель и защитник, истец и ответчик, их представители). Они в пределах, определенных законом, представляют доказательства, анализируют и оценивают их. Определяющую роль в оценке всех доказательств, конечно, имеет правоприменительный орган, выносящий решение.
Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности. Для установления объективной истины по делу, факты анализируются в их взаимосвязи и причинно-следственной зависимости.
Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы преступления. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других данных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами. Доказательствами являются фактические данные, под которыми принято понимать сведения о фактах (а не сами факты). На основе этих сведений правоприменительный орган (чаще всего суд) устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для дела.