Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).
А)
Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:
· дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.
· методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.
|
|
Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:
· возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;
· образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;
· мониторинговая системы оценивания результатов обучения.
При выстраивании ИОМ для каждого обучающегося с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы:
1) систематическая диагностика;
2) индивидуальный подбор педагогических технологий;
3) контроль и корректировка;
4) систематические наблюдения;
5) пошаговая фиксация.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
· особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
· профессионализмом педагогического коллектива;
· возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
|
|
· возможностями материально-технической базы школы.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
· постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),
· - самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);
· выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
· конкретизация цели (выбор курсов, факультативов), оформление маршрутного листа.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обуславливается рядом условий:
· Осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
· осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки в ИОМ
· активное включение учащихся в деятельность по созданию ИОМ
· организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Средствами реализации ИОМ являются следующая информация и критерии:
· предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
· учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;
· особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;
· варианты расчета учебной нагрузки;
· правила заполнения бланка;
· возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Эта работа может проводиться как в рамках внеклассной деятельности, так и элективного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).