Понятие «индивидуальный образовательный маршрут»

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

А)

 Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:

· дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.

· методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.

Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:

· возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;

· образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;

· мониторинговая системы оценивания результатов обучения.

 

При выстраивании ИОМ для каждого обучающегося с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы:

1) систематическая диагностика;

2) индивидуальный подбор педагогических технологий;

3) контроль и корректировка;

4) систематические наблюдения;

5) пошаговая фиксация.

 

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

· особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

· профессионализмом педагогического коллектива;

· возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

· возможностями материально-технической базы школы.

 

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

· постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

· - самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

· выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,

· конкретизация цели (выбор курсов, факультативов), оформление маршрутного листа.

 

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обуславливается рядом условий:

· Осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

· осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки в ИОМ

· активное включение учащихся в деятельность по созданию ИОМ

· организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.

 

Средствами реализации ИОМ являются следующая информация и критерии:

· предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

· учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;

· особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;

· варианты расчета учебной нагрузки;

· правила заполнения бланка;

· возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Эта работа может проводиться как в рамках внеклассной деятельности, так и элективного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: