На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с ФГОС ДО?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:
· в образовательных целях, определить основные направления развития ОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО, внести изменения в программу развития;
· в создании условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
· в создании развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
· в содержании образовательной программы, которое должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности;
· в образовательных технологиях;
· в условиях реализации образовательной программы.
|
|
Основной принцип действий состоит - в сравнении предложенной стандартом модели образовательной системы с существующей в ОО и определении того:
· какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям ФГОС ДО и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;
· какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям ФГОС ДО и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;
· какие элементы существующей системы не отвечают требованиям ФГОС ДО и не могут быть перенесены в желаемую систему;
· какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.
В результате этих действий будет формироваться перечень необходимых и достаточных изменений, определяющих готовность образовательной организации к введению ФГОС
Готовность образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования к введению ФГОС ДО.
Критерии | Комментарии ДОО |
1.Нормативная база, локальные акты | 1.1. Разработаны, утверждены и доведены до сведения всех заинтересованных лиц документы ОО, регламентирующие переход на ФГОС ДО (финансирование, материально – техническое обеспечение и т.п.) |
1.2. Должностные инструкции работников ДОО приведены в соответствие с ФГОС ДО | |
1.3. Определены основные направления развития ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО, внесены изменения в программу развития ДОО. | |
1.4. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС ДО цели и задачи образовательного процесса, режим дня и планирование различных видов деятельности. | |
2.Повышение квалификации педагогов. | 2.1. Проведено повышение квалификации всех педагогов, работающих с детьми, получающими дошкольное образование в ОО ((часть 1 ст.67 Федерального закона от 29.12. 2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), (возможно поэтапное повышение квалификации по мере перехода на ФГОС ДО). |
3.Основная образовательная программа дошкольного образования | Разработана и утверждена в ДОО основная образовательная программа дошкольного образования, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования (по мере формирования реестра примерных программ) (часть 6 ст.12 Федерального закона от 29.12. 2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») |
4.Программно-методическое обеспечение | Определен перечень вариативных, примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО. |
5. Методическая работа | Определены и реализуются основные направления методической работы в условиях ФГОС ДО.Организовано непрерывное повышения квалификации педагогов ДОО по проблеме введения ФГОС: подготовка педагогического совета, инструктивно-методического совещания и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС ДО и т.д. |
6. Модель организации образовательного процесса | Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды, характер взаимодействия воспитанников со взрослыми и другими детьми, систему отношений ребенка к миру, другим людям и самому себе (Пункт 2.8. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155). |
7. Условия реализации ФГОС ДО | 7.1. Созданы условия достижения детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности |
7.2. Организована содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО | |
7.3. Обеспечены условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО: психолого – педагогические, кадровые, материально – технические, а также условия к развивающей предметно – пространственной среде. |
Результатом анализа существующей в конкретной образовательной организации образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС станет определение необходимых изменений в содержании и организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и разработка плана мероприятий по введению ФГОС ДО.
|
|
План мероприятий образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования по введению ФГОС ДО.
№п/п | Тема | Сроки исполнения | Ответственный | Ожидаемый результат | Подтверждение | |
Нормативно – правовое и организационное введение ФГОС ДО | ||||||
1. | Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих переход на ФГОС ДО; доведение нормативных документов до всех заинтересованных лиц. | Январь – апрель 2014 | Приказы, локальные акты ОО, регламентирующие переход на ФГОС ДО | Протокол заседания органа государственно – общественного управления ОО, на котором принято решение, согласованный учредителем. | ||
2. | Внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие деятельность ОО | Январь –май 2014 | Определение основных направлений развития ОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО | Внесение изменений в программу развития ОО. | ||
3. | Приведение должностных инструкций работников ОО в соответствие с ФГОС ДО. | Март-июнь 2014 | Внесение изменений и дополнений в должностные инструкции педагогов ОО. | Наличие должностных инструкций, доведенных до работников ОО | ||
4. | Создание рабочей группы педагогов по введению ФГОС ДО | Март-июнь 2014 | Определение функционала рабочей группы | Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС ДО | ||
5. | Мониторинг условий реализации ФГОС ДО | Сентябрь –декабрь 2014 | Оценка соответствия условий ОО требованиям ФГОС ДО | Аналитическая справка | ||
6. | Мониторинг образовательных затруднений педагогов | Март-декабрь 2014 | Аналитические материалы образовательных затруднений педагогов | Данные мониторинга | ||
7. | Обеспечение психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. | Март-декабрь 2014 | Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявленных потребностей и поддержка образовательных инициатив семьи. | Совместные образовательные проекты | ||
Кадровое и методическое обеспечение внедрения ФГОС ДО | ||||||
1. | Повышение квалификации руководителей и педагогов по введению ФГОС | Март-декабрь 2014 | Прохождение курсовой подготовки | Создание условий для прохождения курсовой подготовки по введению ФГОС ДО | ||
2. | Организация методической работы в ДОО по разработки ООП | Март-декабрь 2014 | Разработанная ООП ДО с учетом примерных образовательных программ (на основе реестра). Определение перечня парциальных программ и методических пособий регионального компонента ООП | ООП ДОО, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом примерных образовательных программ (на основе реестра) с привлечением органов государственно-общественного управления | ||
Моделирование образовательного процесса на основе ФГОС ДО с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, возможностей ОО. | Модель образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей на основе ФГОС ДО. | |||||
Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО | Планирование и оснащение предметно – развивающего пространства содержательно насыщенными средствами (в том числе техническими) и материалами в соответствии с ФГОС | |||||
3. | Организация семинаров, мастер – классов, круглых столов по вопросам введения ФГОС | Развитие профессиональной компетенции педагогов по вопросам ФГОС ДО. | Аналитические материалы семинаров, мастер – классов, круглых столов по вопросам введения ФГОС | |||
Финансово – экономическое и материально-техническое обеспечения внедрения ФГОС ДО | ||||||
1. | Определение необходимых средств оснащения образовательного процесса материалами в соответствии с основными видами детской деятельности | Март-декабрь 2014 | Оснащение образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС | |||
2. | Мониторинг образовательного пространства ОО в соответствии с требованиями ФГОС | Апрель 2014-декабрь 2015 | Аналитические материалы по результатам мониторинга образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС | Наличие в ОО средств в соответствии с основными видами детской деятельности и требованиями ФГОС ДО | ||
Информационное обеспечение внедрения ФГОС ДО | ||||||
Доведение нормативно – правовых и программно – методических документов по введению ФГОС ДО до сведения всех заинтересованных лиц | постоянно | Нормативно – правовые и программно – методические документы по введению ФГОС ДО доведены до сведения всех заинтересованных лиц | Наличие необходимых документов на сайте ОО | |||
2. | Публикации в СМИ и на сайте ОО о ходе реализации ФГОС ДО | постоянно | Наличие публикаций | |||
|
|
|
|