Определение необходимых изменений в образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО

На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с ФГОС ДО?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:

· в образовательных целях, определить основные направления развития ОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО, внести изменения в программу развития;

· в создании условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

· в создании развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

· в содержании образовательной программы, которое должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности;

· в образовательных технологиях;

· в условиях реализации образовательной программы.

Основной принцип действий состоит - в сравнении предложенной стандартом модели образовательной системы с существующей в ОО и определении того:

· какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям ФГОС ДО и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;

· какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям ФГОС ДО и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;

· какие элементы существующей системы не отвечают требованиям ФГОС ДО и не могут быть перенесены в желаемую систему;

· какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

В результате этих действий будет формироваться перечень необходимых и достаточных изменений, определяющих готовность образовательной организации к введению ФГОС

Готовность образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования к введению ФГОС ДО.

Критерии Комментарии ДОО
1.Нормативная база, локальные акты 1.1. Разработаны, утверждены и доведены до сведения всех заинтересованных лиц документы ОО, регламентирующие переход на ФГОС ДО (финансирование, материально – техническое обеспечение и т.п.)
1.2. Должностные инструкции работников ДОО приведены в соответствие с ФГОС ДО
1.3. Определены основные направления развития ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО, внесены изменения в программу развития ДОО.
1.4. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС ДО цели и задачи образовательного процесса, режим дня и планирование различных видов деятельности.
2.Повышение квалификации педагогов. 2.1. Проведено повышение квалификации всех педагогов, работающих с детьми, получающими дошкольное образование в ОО ((часть 1 ст.67 Федерального закона от 29.12. 2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), (возможно поэтапное повышение квалификации по мере перехода на ФГОС ДО).
3.Основная образовательная программа дошкольного образования Разработана и утверждена в ДОО основная образовательная программа дошкольного образования, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования (по мере формирования реестра примерных программ) (часть 6 ст.12 Федерального закона от 29.12. 2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
4.Программно-методическое обеспечение Определен перечень вариативных, примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.
5. Методическая работа Определены и реализуются основные направления методической работы в условиях ФГОС ДО.Организовано непрерывное повышения квалификации педагогов ДОО по проблеме введения ФГОС: подготовка педагогического совета, инструктивно-методического совещания и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС ДО и т.д.
6. Модель организации образовательного процесса Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды, характер взаимодействия воспитанников со взрослыми и другими детьми, систему отношений ребенка к миру, другим людям и самому себе (Пункт 2.8. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).
7. Условия реализации ФГОС ДО 7.1. Созданы условия достижения детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности
7.2. Организована содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО
7.3. Обеспечены условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО: психолого – педагогические, кадровые, материально – технические, а также условия к развивающей предметно – пространственной среде.

Результатом анализа существующей в конкретной образовательной организации образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС станет определение необходимых изменений в содержании и организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и разработка плана мероприятий по введению ФГОС ДО.

План мероприятий образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования по введению ФГОС ДО.

№п/п Тема Сроки исполнения Ответственный Ожидаемый результат Подтверждение
Нормативно – правовое и организационное введение ФГОС ДО
1. Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих переход на ФГОС ДО; доведение нормативных документов до всех заинтересованных лиц. Январь – апрель 2014   Приказы, локальные акты ОО, регламентирующие переход на ФГОС ДО Протокол заседания органа государственно – общественного управления ОО, на котором принято решение, согласованный учредителем.
2. Внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие деятельность ОО Январь –май 2014   Определение основных направлений развития ОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО Внесение изменений в программу развития ОО.
3. Приведение должностных инструкций работников ОО в соответствие с ФГОС ДО. Март-июнь 2014   Внесение изменений и дополнений в должностные инструкции педагогов ОО. Наличие должностных инструкций, доведенных до работников ОО
4. Создание рабочей группы педагогов по введению ФГОС ДО Март-июнь 2014   Определение функционала рабочей группы Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС ДО
5. Мониторинг условий реализации ФГОС ДО Сентябрь –декабрь 2014   Оценка соответствия условий ОО требованиям ФГОС ДО Аналитическая справка
6. Мониторинг образовательных затруднений педагогов Март-декабрь 2014   Аналитические материалы образовательных затруднений педагогов Данные мониторинга
7. Обеспечение психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Март-декабрь 2014   Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявленных потребностей и поддержка образовательных инициатив семьи. Совместные образовательные проекты
Кадровое и методическое обеспечение внедрения ФГОС ДО
1. Повышение квалификации руководителей и педагогов по введению ФГОС Март-декабрь 2014   Прохождение курсовой подготовки Создание условий для прохождения курсовой подготовки по введению ФГОС ДО
2. Организация методической работы в ДОО по разработки ООП Март-декабрь 2014   Разработанная ООП ДО с учетом примерных образовательных программ (на основе реестра). Определение перечня парциальных программ и методических пособий регионального компонента ООП ООП ДОО, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом примерных образовательных программ (на основе реестра) с привлечением органов государственно-общественного управления
    Моделирование образовательного процесса на основе ФГОС ДО с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, возможностей ОО. Модель образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей на основе ФГОС ДО.
    Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Планирование и оснащение предметно – развивающего пространства содержательно насыщенными средствами (в том числе техническими) и материалами в соответствии с ФГОС
3. Организация семинаров, мастер – классов, круглых столов по вопросам введения ФГОС     Развитие профессиональной компетенции педагогов по вопросам ФГОС ДО. Аналитические материалы семинаров, мастер – классов, круглых столов по вопросам введения ФГОС
Финансово – экономическое и материально-техническое обеспечения внедрения ФГОС ДО
1. Определение необходимых средств оснащения образовательного процесса материалами в соответствии с основными видами детской деятельности Март-декабрь 2014     Оснащение образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС
2. Мониторинг образовательного пространства ОО в соответствии с требованиями ФГОС Апрель 2014-декабрь 2015   Аналитические материалы по результатам мониторинга образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС Наличие в ОО средств в соответствии с основными видами детской деятельности и требованиями ФГОС ДО
Информационное обеспечение внедрения ФГОС ДО
  Доведение нормативно – правовых и программно – методических документов по введению ФГОС ДО до сведения всех заинтересованных лиц постоянно   Нормативно – правовые и программно – методические документы по введению ФГОС ДО доведены до сведения всех заинтересованных лиц Наличие необходимых документов на сайте ОО
2. Публикации в СМИ и на сайте ОО о ходе реализации ФГОС ДО постоянно   Наличие публикаций
             

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: