Финансово-кредитные отношения

Лекция 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Вопросы: 1. Ценообразование

 2. Финансово-кредитные отношения

 3. Налогообложение

1. Ценообразование

Цена – денежное выражение стоимости, проявляющееся в процессе обмена. Структура цены – это выражение (в % или долях единицы) соотношения отдельных составляющих её элементов. • Себестоимость – это текущие затраты на ее производство и реализацию, исчисленные в денежном выражении. Наибольшая часть расходов, связанная с изготовлением продукции, включается в себестоимость.

• Прибыль – форма чистого дохода, обязательный элемент цены, необходимый для развития предприятия.

Наценки (скидки) посредников – снабженческо-сбытовые затраты заготовительных предприятий, оптово-посреднических фирм, торговозакупочных предприятий, предприятий оптовой торговли: ▫ торговые надбавки, ▫ оптовая или торговая скидка.

• Налоги в составе цены - принудительный сбор платежей, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов. Ценообразование – составная часть хозяйственной деятельности, способ обеспечения эффективного хозяйствования. Основные цели ценообразования:

• Обеспечение выживаемости

▫ Чтобы выжить, попавшие в трудное положение фирмы прибегают к ценовым уступкам, до тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки.

 Максимизация текущей прибыли

▫ В случаях, когда текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных, она назначает такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.

• Завоевание лидерства по показателям доли рынка ▫ Компания, которой принадлежит большая доля рынка, будет иметь низкие издержки и высокие долговременные прибыли. Поэтому компания, преследующая такие цели, идет на максимально возможное снижение цен.

• Завоевание лидерства по показателям качества товара

 ▫ Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР. Методы ценообразования, которые могут применяться на горных и геологоразведочных предприятиях:

 1. Договорное ценообразование по принципу "средние издержки + прибыль"

 2. Определение цены посредством конкурентных торгов

3. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли

 4. Установление цены на основе "ощущаемой" ценности товара

 5. Установление цены на основе уровня текущих цен

Государство и ценообразование

• Гражданский кодекс (ст. 394) - исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

• Государственная политика цен – это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроль за их соблюдением.

• Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.

 • Прямое или административное вмешательство государства в действующие цены:

▫ участие государства в формировании структуры цены;

 ▫ уровней движения цен;

 ▫ установлении определенных правил ценообразования (порядок исчисления затрат, определение расходов, возмещаемых из прибыли, установление нормативов рентабельности на продукцию предприятий-монополистов).

Формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:

- общее замораживание цен;

 - установление фиксированных цен и тарифов;

 - установление пределов возможного роста цены за определенный период времени;

 - установление предельного норматива рентабельности;

- установление предельных размеров снабженческо

-сбытовых и торговых надбавок, наценок;

- декларирование цен;

- установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции (может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные).

 • Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов.

К формам косвенного регулирования цен относятся различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

- создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;

 - разработку специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления;

 - государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции; - государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций;

 - эффективное использование таможенных тарифов.

Финансово-кредитные отношения

  • Финансы – это совокупность денежных отношений, посредством которых государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях стимулирования наиболее оптимального процесса хозяйствования.

• В строгом смысле слова финансы – это не сами деньги, а те денежные отношения, с помощью которых происходит переход части дохода от одного владельца к другому.

• Финансы в государстве выполняют две основные функции (проявление которых и составляет сущность финансов) – распределительную и контрольную.

ü  Распределительная функция заключается в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода посредством финансов.

ü  Контрольная функция – универсальное средство учета и контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта.

 Доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и конечные.

ü Первичные доходы образуются в процессе первичного распределения стоимости общественного продукта. Их источником является валовый внутренний продукт, формируемый как разница между стоимостью совокупного общественного продукта и фондом возмещения материальных издержек.

ü Конечные доходы образуются после прохождения первичных доходов через налоговый механизм и аккумуляции средств в централизованных фондах государства. Финансовые отношения проявляются в процессе распределения стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам экономических отношений, образуя различные формы денежных доходов и накоплений.

 • В результате распределения формируются конечные доходы

-хозяйствующего субъект– амортизационные отчисления и прибыль, остающаяся в его распоряжении;

 - работника – заработная плата, остающаяся после внесения налогов, обязательных платежей и добровольных взносов;

- государства как регулятора условий хозяйствования и природопользования;

 - общественных объединений в форме добровольных взносов и пожертвований.

• Финансовые ресурсы в виде денежных средств расходуются на потребление и накопление. В случае их недостачи при содействии кредитной системы привлекается ссудный капитал.

Финансы государства представляют собой совокупность денежных отношений, проявляющихся в особых формах доходов и расходов, а через это – в формировании и использовании централизованных денежных фондов в целях удовлетворения общественных потребностей. Финансы предприятий и организаций представляют собой совокупность денежных отношений, проявляющихся в особых формах доходов и расходов, а через это – в формировании и использовании децентрализованных денежных фондов в процессе кругооборота производственных фондов.

Финансы домохозяйств представляют собой совокупность денежных отношений, проявляющихся в особых формах доходов и расходов, а через это – в формировании и использовании бюджета каждого домохозяйства в целях удовлетворения личных потребностей.

• Для совмещения интересов вышеуказанных групп, т.е. перераспределения денежных средств от их владельцев к пользователям на определенных взаимовыгодных условиях, и предназначен финансовый рынок.

• Финансовый рынок функционирует в виде рынка ценных бумаг (фондового рынка) и рынка ссудных капиталов.

 • Фондовый рынок подразделяется на первичный, связанный с эмиссией и первичным размещением ценных бумаг, и вторичный, на котором происходит повторная купля-продажа уже размещенных бумаг. Продажа ценных бумаг вследствие взаимодействия участников рынка приводит к перемещению денежного капитала между хозяйствующими субъектами, отраслями и регионами.

Управление финансами

 • Финансовые отношения в виде доходов, налогов, процентов, амортизации, расходов и т.д., составляют объект управления.

• Субъекты управления финансами: органы государственной власти и управления, хозяйствующие субъекты (предприятия и организации), домохозяйства.

• Составление финансовых планов, где фиксируются доходы и расходы на определенный период, отражаются связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы на соцстрах, платежи в бюджет, плата за кредит и т.д.) – основная форма управления финансами.

 • Государственное финансовое регулирование призвано решать задачи по удовлетворению потребностей всего общества с помощью следующих стоимостных рычагов: механизма налогообложения, налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий.

Задачи финансового планирования:

▫ определение объема и источника денежных средств,

▫ выявление резервов роста доходов экономии в расходах,

▫ установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

 • Различают стратегическое управление (на перспективу) финансами, которое осуществляется органами государственного и экономического управления (аппарат администрации Президента, Национальное собрание, Министерство финансов), и оперативное управление – осуществляется финансовым аппаратом.

 • Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансовых сторон деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Объектом финансового контроля являются распределительные отношения на стадии образования и в процессе использования финансовых ресурсов централизованных и децентрализованных денежных фондов.

• Непосредственным предметом проверок являются финансовые показатели: прибыль, себестоимость, налоги и платежи, рентабельность – все операции, совершаемые с использованием денег как средства платежа или эквивалента (бартерные сделки).

• Наиболее распространенные формы финансового контроля – проверки и ревизии. Проверки проводятся по отдельным аспектам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Ревизия – это комплексная проверка всей финансовохозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Финансы предприятия – это денежные отношения данного субъекта хозяйствования:

ü с другими предприятиями (оплата поставок сырья, товаров, других материальных ценностей, реализация продукции)

ü с банками (получение и погашение банковских кредитов, предоставление банкам в пользование временно свободных денежных средств за определенную плату) со страховыми компаниями (формирование и использование различного рода страховых фондов)

ü с трудовым коллективом, учредителями и акционерами (оплата труда, распределение прибыли, выплата дивидендов по акциям, процентов по облигациям)

ü с государством (уплата налогов, сборов, пошлин)

ü с вышестоящими управленческими структурами (внутриотраслевое перераспределение финансовых ресурсов)

Образования финансовых ресурсов предприятия:

• собственные средства

• ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке

• денежные средства, поступающие в порядке перераспределения

К собственным и приравненным к ним средствам относят валовой доход предприятия, различные части которого в процессе распределения выручки принимают денежную форму прибыли и накоплений, амортизации, выручки от реализации выбывшего имущества.

 Средства, мобилизованные на финансовом рынке, включают продажу собственных акций, облигаций и других ценных бумаг, кредиты и займы.

 Денежные средства, поступающие в порядке перераспределения, – страховые возмещения, поступления от концернов, ассоциаций, отраслевых структур, бюджетные субсидии, дивиденды и проценты по ценным бумагам других хозяйствующих субъектов.

 В соответствии с законодательными документами и сложившейся практикой используются следующие основные варианты финансирования геологоразведочных работ:

1. Региональные, специальные и поисково-оценочные работы – из средств государственного бюджета

2. Разведочные работы – за счет: республиканского бюджета (для государственных нужд); добывающих организаций.

3. Инициативные работы – за счет мобилизованных собственных оборотных средств самого геологоразведочного предприятия или заемных источников.

 Основные источники финансирования деятельности добывающих предприятий:

- собственные оборотные средства;

 - прямые инвестиции крупных финансовых институтов;

- выпуск (эмиссия) акций, облигаций и других ценных бумаг;

- привлечение партнеров и организация совместного предприятия;

-заемные средства, привлекаемые обычно на основе сложных финансовых соглашений, устанавливаемых между добывающим предприятием, покупателем минерального сырья и гарантом ссуды банка.

  Финансовый план предприятия

Главные задачи финансового планирования на геологическом предприятии:

-обеспечение производственного процесса необходимыми финансовыми ресурсами;

 -установление финансовых отношений с бюджетами различных уровней, фондами, другими хозяйствующими субъектами;

-выявление путей наиболее рационального вложения финансовых ресурсов;

-увеличение прибыли за счет наиболее эффективного использования денежных средств;

 -контроль образования и расходов денежных средств.

• Финансовый план может составляться на перспективу (пятилетку), на год с разбивкой по кварталам и на более короткий период времени (оперативный).

• Финансовый план на период от одного года до пяти лет составляется как раздел бизнес-плана.

• При составлении финансового плана применяется специальная система экономических нормативов:

- республиканские, областные и местные – ставки республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов;

- отраслевые – применяются в масштабах отдельных отраслей и включают нормы предельных уровней рентабельности предприятий монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизации на отдельные виды основных фондов;

 - хозяйствующих субъектов — разрабатываются непосредственно на предприятии и включают нормы потребности в оборотных средствах, норму кредиторской задолженности, нормы - запасов сырья, материалов, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли предприятия. Финансовый план обобщает разделы бизнес-плана в стоимостном выражении и содержит проектные данные о

финансовых потоках

 размерах инвестиций

объемах продаж сведения

об источниках финансирования назначении используемых средств

сроке окупаемости инвестиций

издержках производства и обращения

процентном соотношении доходов и расходов

 использовании собственных и заемных средств

Налогообложение

  • Налог – обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

• Совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых в установленном законом порядке в бюджет и внебюджетные фонды, образует налоговую систему.

 • Налоговая система призвана реализовывать ряд важнейших функций государства: фискальную, распределительную и стимулирующую.

 • Фискальная функция связана с формированием источников государственных доходов, распределительная – предполагает перераспределение доходов в соответствии с принятыми в обществе критериями целесообразности и социальной справедливости и, наконец, стимулирующая функция реализуется посредством предоставления льгот и привилегий в налогообложении с целью стимулирования развития определенных производств и отраслей экономики.

 Налогообложение может подразделяться по объектам:

• доход (подоходный налог)

 • имущество (земля, недвижимость)

• передача имущества (налог на наследство и дарение, на сделку купли-продажи, передачи на хранение)

• потребление (акцизы на отдельные виды товаров)

 • ввоз-вывоз за границу (таможенные пошлины)

  • Прямые налоги – устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налога.

• Прямые налоги делятся на личные и реальные.

Личные налоги – налоги, установленные в зависимости от имущественного и социального положения плательщика. Основное место в них занимает подоходный налог (как с физических лиц, так и с юридических лиц – налог на прибыль).

Реальные налоги – налоги, взимаемые с различного рода имущества торгово-промышленных зданий и предприятий, а также с земли.

• При сравнительной простоте организации и дешевизне взимания, прямые налоги являются и более справедливыми с принципиальной точки зрения, так как они дают более возможности сообразоваться непосредственно с податной способностью плательщиков.

К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству в бюджет. Косвенные налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.

• Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов. К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости.

• Главным недостатком косвенных налогов является то, что при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов (по расходам или потреблению лица), тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам.

  В зависимости от принятой экономической стратегии развития государства могут применяться следующие виды налоговых ставок:

1. Твердая – устанавливается в абсолютных суммах на единицу (объект) обложения независимо от размеров дохода.

2. Прогрессивная – норма обложения возрастает по мере увеличения дохода.

3. Пропорциональная – используется одна и та же норма, безотносительно к базовому доходу, подлежащему налогообложению.

4. Регрессивная – норма налога уменьшается по мере возрастания дохода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: