Откровенная социальная фотография

КОНСПЕКТ УРОКА МХК В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Цель урока:

· определять средства выразительности художественной фотографии как вида искусства;

· Задачи урока: ­­­­­­­­

· ­­­­­­­­­­выявлять отличительные черты от картины и нехудожественной фотографии;

· создавать собственные художественные фотографии в различных жанрах;

· овладевать навыками анализа художественной фотографии, высказывать собственное мнение о её эстетической ценности.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, ребята! Наверняка у каждого из вас дома есть фотоаппарат, это удивительное чудо техники, без которого мы сегодня не представляем свою жизнь. Но как правильно им пользоваться? Можно просто делать фотографии, не задумываясь о композиции и содержании того, что снимаешь. А можно с его помощью научиться создавать настоящую художественную фотографию. Сегодня нам предстоит разобраться в этом

Актуализация знаний.

- Какую роль играет фотография в жизни человека?

- В каких сферах деятельности используют фотографию?

- Нравится ли вам фотографировать? Что именно?

Ответы учащихся

Хорошо, ребята. Теперь давайте углубимся в историю.

Начало истории фотографии уходит к открытию «камеры обскуры» (пер. темная комната), а также обнаружению в результате исследований того факта, что некоторые вещества визуально изменяются в результате воздействия света.

В 1500-х годах художники заметили, что свет, проходящий через замочную скважину в темной комнате, бросает перевернутое изображение на стену. Открытие послужило основой для строительства камеры обскуры. Художники установили линзу в двухфутовую квадратную коробку и поместили лист стекла напротив отверстия. Через рамку камеры художник видел вид, который хотел нарисовать. Затем он прорисовывал изображение, отраженное на стеклянной раме. Таким способом для придания своим рисункам реалистичности и большей детализации художники использовали раннюю форму изображения, получаемого при помощи камеры.

1826 год – год появления первой фотографии. Ее сделал француз Жозеф Нисефор Ньепс. Используя химикаты на металлической пластине, помещенной внутри камеры обскуры, он смог записать неясное изображение вида из своего окна. Он назвал этот процесс «гелиография» (от греческого «гелиос» – солнце). Трудно разобрать, что изображено на фотографии, но, если приглядеться, слева можно увидеть здание, дерево и сарай сразу же перед ним. Экспозиция длилась восемь часов, поэтому солнце успело переместиться с востока на запад, как будто светило по обе стороны здания. Другая проблема заключалась в том, что у Жозефа были трудности с «фиксацией» изображения, чтобы оно не продолжало темнеть при воздействии света.


1839 год – Ранний Дагерротип. Луи Жак Манде Дагер – самый известный среди нескольких людей, которые изобрели наиболее успешные и коммерчески применимые формы фотографии. Он регулярно использовал камеру обскуру для живописи в перспективе, что и привело его к стремлению заморозить изображение. В 1826 году Луи узнал о работе Ньепса, а в 1829 году они заключили партнерство. Однако их сотрудничество было недолгим, поскольку Ньепс умер в 1833 году, но Дагер продолжал экспериментировать. Ему удалось сократить время экспозиции до 30 минут, а в 1837 году он открыл химический процесс, который окончательно зафиксировал изображение. Этот новый процесс он назвал Дагерротипией. К недостаткам того времени можно отнести тот факт, что продолжительность экспозиции исключала портретирование: изображение было перевернуто (как человек видит себя в зеркало). Также недостатком было то, что такая система, поскольку она была закреплена на металле, позволяла получить изображение один раз.

Вскоре время экспозиции сократилось до нескольких секунд, и портретная живопись стала коммерческой целью для новой технологии. В 1884 году Джордж Истман представил гибкую пленку, позволяющую создавать несколько изображений на светочувствительную бумагу. Четыре года спустя он представил портативную фотокамеру, и фотография теперь стала доступной для гораздо большего числа людей. С лозунгом «Вы нажимаете кнопку − мы делаем все остальное» он принес фотографию в массы.

1851 год – стеклянный негатив. В 1851 году англичанин Фредерик Скотт Арчер в журнале «Химик» опубликовал доклад об изобретении коллодионного метода с использованием стеклянного негатива. Данное изобретение позволяло сделать неограниченное количество снимков на бумаге. Тем не менее большинство заказчиков искали дешевую альтернативу красивому портрету дагерротипа, который был защищен под стеклом в металлической раме и представлен в витрине с бархатной подкладкой и кожаной отделкой.
Скотт Арчер вскоре понял, что при помощи стеклянного негатива, помещенного на черный фон, изображение будет проявляться. Полученное изображение было такой же формы и таким же четким, как дагерротип, но новый процесс Арчера был дешевле и менее сложным.

Кроме того, коллодионный процесс был невероятно быстрым. Фотографы могли сразу увидеть коммерческие возможности дешевого и быстрого метода съемки портретов. Фотография, полученная таким способом, могла быть подкреплена черной бумагой, очень темным лаком или снабжена черным бархатом или похожей темной тканью. Защищенная стеклом, помещенная в металлический каркас и вставленная в презентационный футляр или сложную раму, такая фотография стала недорогой заменой портрету дагерротипа, который в 1840-х годах был доступен только дворянству и богатым средним классам общества.

1880 год – сухая пластина и ручная камера. В 1879 году эксперименты привели к изобретению сухой пластины – стеклянной пластины, покрытой желатиносеребряной эмульсией. Сухие плиты могли храниться какое-то время. Фотографам стала не нужна громоздкая и трудоемкая портативная темная комната. Фотографы начали нанимать специалистов (техников) для улучшения своих снимков (фотографий). Таким образом стало зарождаться искусство обработки фотографии. Кроме того, процесс с использованием сухих пластин поглощал свет так быстро, что штатив можно было хранить в шкафу, а камеру держать в руке. С развитием пленки и ручных камер фотосъемка стала более осуществимой.

В 1888 году Джордж Истман, производитель сухих пластин в Рочестере, штат Нью-Йорк, изобрел камеру Kodak. За 22 $ любитель мог приобрести камеру с достаточным количеством пленки для 100 снимков. После использования, пленка отправлялась назад в компанию, которая занималась ее обработкой. Рекламный слоган гласил: «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем все остальное». (Год спустя тонкую бумажную пленку сменили на пластиковую, что позволило фотографам самостоятельно ее обрабатывать.)

Большинство людей восприняли новую технологию с большим энтузиазмом. Однако несколько религиозных фанатиков утверждали, что это дело рук дьявола. Многие художники, годами обучавшиеся технике портретной живописи, также находили ее угрозой для своего существования. Некоторые художники окрестили новое изобретение «врагом графического искусства» (the foe-to-graphic art). Ряд художников использовали фотографию в качестве заработка, в то время как другие стали раскрашивать изображения, поскольку они были монохромными. Некоторые художники также использовали фотографию для помощи в живописи (Поль Гоген, Поль Сезанн, Жан Курбе, Анри де Тулуз-Лотрек, Фердинан Делакруа и Эдгар Дега). В конечном итоге фотография изменит цель живописи (со сосредоточенности на внешних фактах реальности на большее внимание личному видению).

Таков долгий путь того, что сегодня для нас так обыденно ­­­­­­– фотографии.

Но ведь все фотографии разные, не так ли? То есть существуют различные жанры этого вида искусства. Какие жанры вам известны?


Ответы учащихся

Отлично! Теперь давайте разберем основные жанры.

Откровенная социальная фотография

Это, наверное, наиболее сложный и драматичный жанр искусства фотографии. Его без преувеличения можно смело назвать самым эмоциональным и конфликтным. Кадры в этом жанре почти всегда делаются «скрытой камерой», то есть человек, оказавшийся в поле зрения фотографа, обычно не знает, что его фотографируют.

Он не смотрит в объектив фотокамеры, не обращает на фотографа своего внимания. Социальные фотографии можно увидеть в основном в газетах, журналах, книгах, сегодня – на новостных Интернет-порталах и так далее.

Естественность выражения предмета съемки - вот отличительная черта этого жанра фотографического искусства. В этих снимках зачастую полностью отсутствуют какая-либо игра, постановка, режиссура.

Социальную фотографию можно назвать основой, базой фотожурналистики. Снимки, сделанные в этом жанре, естественно и натурально отображают настоящие, неподдельные, живые эмоции изображенных на них персонажей. Они без особых украшательств показывают и транслируют в сознание зрителя эмоции и чувства людей, находящихся в кадре. Происходит это, как мы уже сказали, по причине того, что фотографируемый не видит фотографирующего. Или по каким-то другим причинам просто не обращает на него внимания.

Безотходное производство © Игорь Гаврилов

Символ эпохи © Игорь Гаврилов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: