Моторная проба Шварцландера

(методика оценки уровня притязания)

     Цель: оценки уровня притязаний. Данная методика может быть рекомендована для широкого контингента испытуемых, включая взрослых и детей от 10 лет, а также геронтологический контингент.

      Описание. Задание дается как тест на моторную координацию, об истинной цели исследования испытуемый не должен знать вплоть до окончания исследования.

В каждой пробе дается задание проставить крестики в бланке за определенное время. Перед каждой пробой испытуемого просят назвать количество крестиков, которые он поставит в бланке за 10 секунд. Испытуемый записывает свой ответ. После пробы испытуемый узнает, сколько он успел отметить квадратов и делает свой прогноз на следующую пробу. Вторая проба проводится по той же схеме, что и первая. На третьей пробе время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. После ее проведения точно так же проводят четвертую пробу.

Длительность 1-го, 2-го, 4-го опытов 10 секунд, а в 3-м опыте — 8 секунд для искусст­венного создания ситуации неудачи.

Необходимое оборудование.

· Ручка / карандаш

· Бланк для фиксации результатов, в котором имеется 4 таблицы

· Секундомер

      Время прохождения теста. 5-7 минут.

      Инструкция. 1. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в блан­ке 1; поставьте цифру рядом с УП1 (уровень притязаний). Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадратике бланка 1, а по сигналу «Стоп» — прекратите ри­совать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в бланке 1 рядом с УД1 (уровень достижений).

2. Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможно­стей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсики»), укажи­те в бланке 2 ваш уровень притязаний и затем по сигналам экспери­ментатора «Пуск» и «Стоп» повторите опыт, подсчитайте и запиши­те в бланк 2 ваш уровень достижений.

3. Данную процедуру опыта повторите для третьего, а затем для четвертого бланка.

        Описание шкал. Уровень притязаний является важным структурообразующим компонентом личности. Это достаточно стабильное индивидуальное качество человека, которое характеризует: во-первых, уровень трудности намечаемых задач, во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия в зависимости от переживаний успеха или неуспеха предыдущих действий, в-третьих, желаемый уровень самооценки личности.

В предлагаемой методике уровень притязаний определяется по целевому отклонению, то есть по различию между тем, что человек наметил выполнить за определенное время, и тем, что он в действительности выполнил. Исследование позволяет выявить уровень и адекватность, иначе реалистичность, притязаний испытуемого. Уровень притязаний связан с процессом целеполагания и представляет собой степень локализации цели в диапазоне трудностей. Адекватность притязаний указывает на соответствие выдвигаемых целей и возможностей человека.

Интерпретация результатов. УП – уровень притязаний, УД – уровень достижений.

1. Вычислите ваш уровень притязаний по формуле:

      Целевое отклонение подсчитывают по формуле

где УП2, УП3 и УП4 – величины уровней притязаний в расстановке крестиков в каждой из 2-й, 3-й и 4-й пробе; УД1, УД2, УД3 – величины уровня достижения в 1-й, 2-й и 3-й пробах соответственно, n = 3.

2. Полученные значения уровня притязаний сравните с психодиагностической шкалой.

5 и более - нереалистично высокий УП

3-4,99 - высокий УП

1-2,99 - умеренный УП

–1,49-0,99 - низкий УП

–1,5 и ниже - нереалистично низкий УП

Если у человека высокий нереалистичный уровень притязаний, то, как правило, он сопровождается фрустрированностью, требовательностью к окружающим, экстрапунитивностью. Лица с таким уровнем притязаний ипохондричны и испытывают трудности в реализации собственных жизненных планов, переоце­нивают свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи.

Высокий реалистичный уровень притязаний человека может сочетаться у него с уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к

самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных планов. Люди с высоким, но реалистич­ным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей.

    Умеренный уровень притязаний характерен для испытуемых, уверенных в себе, общительных, не ищущих самоутверждения, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и соизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого. Они стабильно и успешно решают круг задач сред­ней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способно­сти и перейти к более трудным целям.

     Лица с низким или нереали­стично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «со­циальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и само­уважением, человек избегает социальной активности и трудных, от­ветственных дел и целей.

     Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу. У лиц с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой.

      Неадекватность уровня притязаний может приводить к дезадаптивному поведению, неэффективности какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях. Занижение уровня притязаний, развивающееся вследствие дефицита социально значимого успеха, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей.

      Коррекция уровня притязаний должна быть направлена на согласование представлений о желаемом результате с возможностями и способностями человека. Закрепление этого согласования в конкретной успешной деятельности повышает адекватность уровня притязаний.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: