Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе:  
лекции, уроки 25
практические занятия 7
экскурсии 2
дифференцированный зачет 2
Самостоятельная работа обучающегося 18

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

                                        

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровни освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Закономерности общей биологии . 36  

Введение

Содержание учебной дисциплины

2

1

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
В том числе экскурсий:экскурсия №1. «Сезонные изменения в природе» 1

Тема 1.1

 Учение о клетке.

Содержание учебного материала

5

1,2

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.   Химический состав клетки. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.
В том числе практических занятий 1
Практическая работа №1 «Наблюдение клеток кожицы лука, клубня картофеля и других растительных объектов».  

Тема 1. 2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Содержание   учебного материала

4

1,2

  Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека.
Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.    

Тема 1. 3.

Основы генетики и селекции

Содержание   учебного материала

7

 

 

1,2

Наследственность и изменчивость – свойства организмов Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики.
Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Современные представления о гене и геноме.
В том числе практических занятий 2
Практическая работа №2 «Решение генетических задач»  
Практическая работа №3 «Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости»  

Тема 1.4.

Происхождение и развитие жизни на Земле.

Эволюционное

учение.

Содержание учебного материала

8

 

2

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции.
В том числе практических занятий 2
Практическая работа №4 «Изучение морфологического критерия вида»  
Практическая работа №5 «Выявление приспособленности к среде обитания»    

Тема 1. 5  

Происхождение человека

              

Содержание учебного материала 

3

 

 

1,2

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

Тема 1. 6

 Основы экологии.

              

Содержание учебного материала                

4

1,2

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
В том числе практических занятий 2
Практическая работа №6 «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме»  
Практическая работа №7 «Выявление приспособленности к среде обитания» В том числе экскурсий экскурсия № 2 «Экологическая оценка состояния окружающей среды»  

              

Тема 1. 7.

Бионика

Содержание учебного материала 1

 

1,2

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.  
  Дифференцированный зачёт 2  

Самостоятельная работа обучающихся

Отчет об экскурсии. Подготовка конспектов. Решение тестовых заданий, составленных по материалам КИМов. Подготовка докладов. Заполнение сравнительных таблиц. Подготовка к семинарам. Работа с терминами..

Тематика самостоятельных работ

 «Сравнительная характеристика митоза и мейоза»

 «Онтогенез» «Гипотезы происхождения жизни»

 «История развития органического мира»

 «Экология и природоохранная деятельность» 

повторение разделов программы с целью подготовки к дифференцированному зачету.

 

18  

Всего:

54  

 

 




Условия реализации программы учебной дисциплины

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины.

Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет   биологии.

1. Оборудование кабинета: учебные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.

2. Оборудование кабинета: компьютер, мультимедийный проектор

 Гербарий к курсу основ общей биологии, электронный микроскоп школьный, Коллекция "Примеры защитных приспособлений у насекомых", Коллекция "Примеры аналогичных и гомологичных органов"..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: