2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лекции, уроки | 25 |
практические занятия | 7 |
экскурсии | 2 |
дифференцированный зачет | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося | 18 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровни освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Закономерности общей биологии | . | 36 | |||
Введение | Содержание учебной дисциплины | 2 |
1 | ||
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. | |||||
В том числе экскурсий:экскурсия №1. «Сезонные изменения в природе» | 1 | ||||
Тема 1.1
Учение о клетке. | Содержание учебного материала | 5 |
1,2 | ||
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. | |||||
В том числе практических занятий | 1 | ||||
Практическая работа №1 «Наблюдение клеток кожицы лука, клубня картофеля и других растительных объектов». | |||||
Тема 1. 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | Содержание учебного материала | 4 |
1,2 | ||
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. | |||||
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. | |||||
Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | |||||
Тема 1. 3. Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала | 7
|
1,2 | ||
Наследственность и изменчивость – свойства организмов Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. | |||||
Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Современные представления о гене и геноме. | |||||
В том числе практических занятий | 2 | ||||
Практическая работа №2 «Решение генетических задач» | |||||
Практическая работа №3 «Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости» | |||||
Тема 1.4.
Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение. | Содержание учебного материала | 8 |
2 | ||
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. | |||||
В том числе практических занятий | 2 | ||||
Практическая работа №4 «Изучение морфологического критерия вида» | |||||
Практическая работа №5 «Выявление приспособленности к среде обитания» | |||||
Тема 1. 5 Происхождение человека
| Содержание учебного материала | 3 |
1,2 | ||
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | |||||
Тема 1. 6 Основы экологии.
| Содержание учебного материала | 4 |
1,2 | ||
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | |||||
В том числе практических занятий | 2 | ||||
Практическая работа №6 «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме» | |||||
Практическая работа №7 «Выявление приспособленности к среде обитания» В том числе экскурсий экскурсия № 2 «Экологическая оценка состояния окружающей среды» | |||||
Тема 1. 7. Бионика | Содержание учебного материала | 1 |
1,2 | ||
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. | |||||
Дифференцированный зачёт | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Отчет об экскурсии. Подготовка конспектов. Решение тестовых заданий, составленных по материалам КИМов. Подготовка докладов. Заполнение сравнительных таблиц. Подготовка к семинарам. Работа с терминами.. Тематика самостоятельных работ «Сравнительная характеристика митоза и мейоза» «Онтогенез» «Гипотезы происхождения жизни» «История развития органического мира» «Экология и природоохранная деятельность» повторение разделов программы с целью подготовки к дифференцированному зачету.
| 18 | ||||
Всего: | 54 |
Условия реализации программы учебной дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины.
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет биологии.
1. Оборудование кабинета: учебные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.
2. Оборудование кабинета: компьютер, мультимедийный проектор
Гербарий к курсу основ общей биологии, электронный микроскоп школьный, Коллекция "Примеры защитных приспособлений у насекомых", Коллекция "Примеры аналогичных и гомологичных органов"..