БАРНАУЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
По дисциплине
«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»
Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Барнаул 2019
Разработчик:
Прочай Т.В., преподаватель
Рассмотрено на заседании ПЦК права и организации социального обеспечения протокол № ____ от «__» _______ 20__ г. Председатель ПЦК ______________Т.И. Гиб | Рекомендовано Методическим советом техникума протокол № ___ от «___» _______ 20__ г. Председатель Методического совета ____________ О.А.Товпышка |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
К основным видам учебных занятий по дисциплине наряду с другими отнесены и практические занятия.
Выполнение студентами практических занятий направлено:
- на обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Практическое занятие – вид учебных занятий, при котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и студента, в обстановке активного общения решаются познавательные задачи.
В основе подготовки к практическому занятию лежит самостоятельная работа студентов.
После теоретического занятия студент должен познакомиться с планом практических занятий и списком нормативно-правовых актов, обязательной и дополнительной литературы, которую необходимо изучить для того чтобы решить поставленные задачи.
Разъяснение по вопросам новой темы студенты получают у преподавателя в конце предыдущего практического занятия.
Подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, изучения рекомендуемых источников, она предполагает: внимательное изучение нормативно-правовых актов, рекомендуемой литературы, критическое осмысление содержания, обоснование собственной позиции, постановку интересующих вопросов.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Требования к результатам обучения (умениям) | Содержание умений | Практические и лабораторные занятия |
У 1 | Применять нормативно-правовые акты при разрешении практических ситуаций. | ПЗ 1-23 |
У 2 | Составлять договоры, доверенности. | ПЗ 8,14 |
У 3 | Оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений. | ПЗ 6,7,9,10,15,16 |
У 4 | Анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений. | ПЗ 5,11 |
У 5 | Логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике. | ПЗ 12,13,20-23 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Понятие и основания возникновения гражданских правоотношений
Цель:
- знать правовые нормы, регулирующие правовое положение граждан как субъектов гражданского права;
- уметь правильно определить правовое положение граждан как субъектов гражданского права в гражданских правоотношениях, соответствия закону ограничения дееспособности.
Наглядные пособия, обеспеченность: раздаточный материал, методические указания.
Нормативные акты, литература:
1. Конституция РФ ст.ст.2-5,15, 17-19.
2. ГК РФ (часть 1) ст.31- 47.
3. Анисимов, П.А. Гражданское право: учебник для СПО / П.А Алексеев, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. – М.: Издательство, Юрайт, 2016, стр.68-82.
4.Гражданское право: учебник: в 3 т. / С. С. Алексеев [ и др. ]; под. общ. ред. С. С. Алексеева, С. А. Степанова. - М.: Проспект, 2014. – 43-51.
5.Гомола, А. И. Гражданское право: учебник / А. И. Гомола. - М.: ИЦ "Академия", 2014, стр. 49-68.
6.Иванова, Е. В. Гражданское право. Общая часть: учеб. и практикум / Е. В. Иванова. - Москва: Юрайт, 2016, стр.33-58.
7. Раздаточный материал – образцы гражданско-правовых документов.
8.См. список нормативно-правовых актов и литературы в библиографии.
Критерии оценки:
1.Правильное решение задачи, подробная аргументация своего решение со ссылкой на соответствующие законы и нормативные акты, хорошее знание теоретических аспектов решения практической ситуации, полные ответы на дополнительные вопросы по теме занятия - оцениваются в пять баллов.
2.Правильное решение задачи, достаточная аргументация своего решение со ссылкой на соответствующие законы и нормативные акты, хорошее знание теоретических аспектов решения практической ситуации, частичные ответы на дополнительные вопросы по теме занятия - оцениваются в четыре балла.
3.Частично правильное решение задачи, недостаточная аргументация своего решение со ссылкой на соответствующие законы и нормативные акты, определённое знание теоретических аспектов решения практической ситуации, частичные ответы на дополнительные вопросы по теме занятия - оцениваются в три балла.
4.Неправильное решение задачи, отсутствие необходимых знание теоретических аспектов решения практической ситуации - оцениваются в два балла.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ
1. Решите ситуации:
1) Петров по случаю окончания школы получил в подарок от бабушки магнитофон. Через некоторое время он спросил бабушку, не будет ли она возражать против того, чтобы он обменял магнитофонпа видеокамеру, принадлежащую его знакомому Нестерову. Бабушка не возражала и письменно оформила свое согласие на совершение сделки. Сделка состоялась. Отец Виктора, узнав о состоявшемся обмене, потребовал от Нестеровавозвратить магнитофон и взять обратно видеокамеру, поскольку он своего согласия на обмен не давал. Нестеров ответил отказом, пояснив, что насколько ему известно, магнитофон был подарен Виктору не отцом, а бабушкой,которая дала письменное согласие на совершение сделки. При них обстоятельствах, как считал Нестеров, несовершеннолетний Виктор не нуждалсяв согласии отца на совершение сделки.
Кто прав в этом споре? Изменится ли решение, если мать Виктора даст согласие на обмен по просьбе бабушки?
2) Решить задачи: № 1,2,3 - Иванова, Е. В. Гражданское право. Общая часть: учеб. и практикум / Е. В. Иванова. - Москва: Юрайт, 2016, стр.48-49.
2. Методика выполнения заданий:
1) При выполнении работы обратить внимание на законодательное урегулирование правового положения граждан как субъектов гражданского права.
2) В решении задач, анализе гражданских дел ответы на вопросы необходимо обосновывать соответствующими нормами законов рекомендованных по работе.
3) Выполнение заданий последовательно.
4) Время выполнения – урок.
Контрольные вопросы/задания:
1. Физические лица, их гражданская правоспособность: понятие, особенности, содержание.
2. Имя гражданина, его местожительство.
3. Понятие дееспособности гражданина и случаи его ограничения. Дееспособность несовершеннолетних малолетних граждан.
4. Понятие эмансипации, ее особенности.
5. Понятие и содержание опеки, попечительства и патронажа.
6. Понятие и особенности признания гражданина безвестно отсутствующим, объявление умершим, их последствия.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Решение задач по теме Граждане
Цель:
- знать правовые нормы, регулирующие правовое положение граждан как субъектов гражданского права, опеки, попечительства, патронажа;
- уметь правильно определить правовое положение граждан как субъектов гражданского права в гражданских правоотношениях, соответствия закону опеки, попечительства и патронажа.
Наглядные пособия, обеспеченность: раздаточный материал, методические указания.
Нормативные акты, литература:
1. Конституция РФ ст.ст.2-5,15, 17-19.
2. ГК РФ (часть 1) ст.31- 47.
3. Анисимов, П.А. Гражданское право: учебник для СПО / П.А Алексеев, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. – М.: Издательство, Юрайт, 2016, стр.68-82.
4.Гражданское право: учебник: в 3 т. / С. С. Алексеев [ и др. ]; под. общ. ред. С. С. Алексеева, С. А. Степанова. - М.: Проспект, 2014. – 43-51.
5.Гомола, А. И. Гражданское право: учебник / А. И. Гомола. - М.: ИЦ "Академия", 2014, стр. 49-68.
6.Иванова, Е. В. Гражданское право. Общая часть: учеб. и практикум / Е. В. Иванова. - Москва: Юрайт, 2016, стр.33-58.
7.Раздаточный материал – образцы гражданско-правовых документов.
8.См. список нормативно-правовых актов и литературы в библиографии.
Критерии оценки:
1.Правильное решение задачи, подробная аргументация своего решение со ссылкой на соответствующие законы и нормативные акты, хорошее знание теоретических аспектов решения практической ситуации, полные ответы на дополнительные вопросы по теме занятия - оцениваются в пять баллов.
2.Правильное решение задачи, достаточная аргументация своего решение со ссылкой на соответствующие законы и нормативные акты, хорошее знание теоретических аспектов решения практической ситуации, частичные ответы на дополнительные вопросы по теме занятия - оцениваются в четыре балла.
3.Частично правильное решение задачи, недостаточная аргументация своего решение со ссылкой на соответствующие законы и нормативные акты, определённое знание теоретических аспектов решения практической ситуации, частичные ответы на дополнительные вопросы по теме занятия - оцениваются в три балла.
4.Неправильное решение задачи, отсутствие необходимых знание теоретических аспектов решения практической ситуации - оцениваются в два балла.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ
1. Решите ситуации:
1) Васильева Ольга вступила в брак до исполнения восемнадцатилетнего
возраста. После регистрации брака, намереваясь переехать к мужу, проживающему в другом поселке, Васильева решила продать дом, перешедший к ней по завещанию. Поскольку никто из ее односельчан не изъявил желания приобрести дом для постоянного проживания, она договорилась с Никитиным о продаже ему дома на снос за 500 долларов США.
Родители Васильевой возражали против этой сделки. По их мнению. дом вообще не следовало продавать на снос, поскольку он находится в хорошем состоянии и им удалось найти покупателя, желающего приобрести дом для постоянного проживания за большую сумму.
Васильева ответила, что договор с Никитиным уже заключен, и изменять или расторгать его она не намерена. Родители обратились с иском в суд о признании заключенного с Никитиным договора недействительным, как совершенного их несовершеннолетней дочерью без их согласия.
Дайте правовую оценку действиям участников по ситуации? Ответы обоснуйте соответствующими нормами законов.
2) Несовершеннолетний Васильев, который после окончания училища работал токарем в производственном объединении, заключил договор займа на сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США. Узнав об этом, родители Васильева потребовали расторгнуть договор, заключенный без их согласия. Заимодавец Краснов отказывался расторгнуть договор, ссылаясь на то, что Васильев имеет «самостоятельный заработок», работает по трудовому договору и должен считаться полностью дееспособным. В спор вмешался орган опеки и попечительства, по мнению которого, родителям Васильева следует согласиться на эмансипацию. Если же они не согласятся, то Краснову рекомендовали обратиться с иском в суд об объявлении Васильева полностью дееспособным. Не придя к соглашению, стороны обратились за разъяснением к юристу.
Дайте правовую оценку действиям участников по ситуации? Ответы обоснуйте соответствующими нормами законов.
3) Решить задачи: № 4, 7,8 - Иванова, Е. В. Гражданское право. Общая часть: учеб. и практикум / Е. В. Иванова. - Москва: Юрайт, 2016, стр.49-51.
2. Методика выполнения заданий:
1) При выполнении работы обратить внимание на законодательное урегулирование
правового положения граждан как субъектов гражданского права.
2) В решении задач, анализе гражданских дел ответы на вопросы необходимо обосновывать соответствующими нормами законов рекомендованных по работе.
3) Выполнение заданий последовательно.
4) Время выполнения - урок:
Контрольные вопросы/задания:
1. Понятие эмансипации, ее особенности.
2. Понятие и содержание опеки и попечительства.
3. Понятие и содержание патронажа.
4. Понятие и особенности признания гражданина безвестно отсутствующим, последствия.
5. Понятие и особенности объявления гражданина умершим, их последствия.
6. Восстановление прав граждан, в случаях отмены решений о признании граждан безвестно отсутствующими, объявлении их умершими.