Под словосочетанием «нищие духом» подразумевается смирение. Это те люди, которые сознают свое несовершенство и никогда не думают о том, что они лучше других

Смирение порождается великой внутренней силой. И любой, кто в этом сомневается, может попытаться отодвинуть свое собственное «Я» куда-нибудь в сторонку.   И вот тогда можно будет очень хорошо понять, как это трудно сделать.

Смирение противоположно гордости. А от гордости произошло все зло в мире. Первый из ангелов стал дьяволом, первые люди согрешили, а потомки их ссорятся и враждуют между собою из-за гордости. Святитель Иоанн Златоуст говорил «Гордость -начало греха».

Все мы очень любим, когда нас хвалят, любим, когда на нас обращают внимание. Нам это очень нравится, мы тешим свою гордыню: какие мы молодцы! Тем, более, что с экранов телевизора нам постоянно говорят, что мы не такие как все, мы достойны большего.

И вдруг нам кто- то делает замечание: родители, учителя, старшие или вообще наши ровесники. Что там у нас внутри происходит, только честно…(ответы детей). Да, мы бунтуем, злимся, негодуем.

Ну а если нас кто- то заденет или обидит… то что? Тогда начинается: «Я не виноват, он первый». Простить нельзя, нужно обязательно дать сдачи…

Ведь мы то,  такие хорошие, а  кто - то учится лучше нас. Пятерки, пятерки у него, хвалят этого человека. А что мы от этого чувствуем? Да, зависть, такую, что она все внутри выжигает, мы злимся, теряем покой. И совсем не можем переносить достоинства других людей, тех, кто поет, рисует или что – то другое делает лучше нас.

А вот недостатки их, как бы через микроскоп рассматриваем. И с величайшей нетерпимостью относимся к ним. Отсюда и происходит тяжелейший грех нашего времени – осуждение. Кого только и за что только мы не осуждаем, начиная с  высокопоставленных чиновников, учителей, родителей, сверстников. Мы - то лучше знаем, как надо жить. А начало всему - гордыня наша. Мы лучше других…

Вот все это перечисленное живет в нас.

Вывод: Но если мы сумеем вырвать это все из нашего сердца – мы встанем на первую ступеньку Блаженства. И обретем царство небесное внутри себя: радость, покой, любовь. Нищета духовная (смирение)- это не слабость. Это великая сила. Поэтому будем хотя бы мелкими шажочками учиться смирению, учиться видеть свои недостатки и исправлять их. И за это Господь обещает блаженство.

Вторая часть мультфильма.

Идет Ванюшка мимо храма, а там человек сидит на ступеньках. Ни валенок у него нет, ни одежды теплой.

-Вот еще один горемыка, - подумал Ванюшка.

-Какой – же я, горемыка,- отвечает ему старичок. - Я счастливый. А глаза у него, так и светятся радостью.

 

Вывод:

Вы находитесь в подростковом возрасте, еще не окрепли,   только растете и возможно не понимаете, что часто подростковая среда - это среда ложных ценностей, она и создает провокационные ситуации. Среда с отрицательной энергией (силой) подавляет сознание неопытного подростка, и он не в состоянии отличить трусость от смелости, достоинство от унижения.

- А вы бывали в таких ситуациях, когда, боясь упасть в глазах своих ровесников, вам приходилось идти на сделку со своей совестью?

- Обратите внимание, как легко человек под чьим-то влиянием подчиняется греху, не может противостоять злу, а дальше – за одним неправильным поступком следуют другие - обман, воровство.

- Какой урок мы можем извлечь из этого рассказа?

(Надо уметь противостоять злу).

- А легко ли противостоять злу, если ты один, против всех?

(Это очень трудно, но чтобы вырасти порядочным человеком, нужно воспитывать в себе волю, быть ответственным за свои поступки).

Вывод   урока: Бог любит человека. И показывает нам единственно верный путь к радости, Блаженству, (дает заповеди), а человек часто, из слабости своей, выбирает противоположный путь и вместо радости, вместо ступенек вверх, он катится вниз, потому что лесенка эта в обе стороны, а мы стоим где- то посередине. И куда идти – выбираем сами. А первая лесенка вверх – это смирение. Дорогу осилит идущий, шагайте, попробуйте пойти по ней.

4. Закрепление и домашн.работа:

 

Очень трудно нам с «нашим затуманенным зрением» увидеть свои грехи и ошибки. И в этом нам помогают писатели. Они показывают их нам как бы со стороны. Многие произведения, особенно русских писателей, знакомят нас с нравственным законам, показывают ложность мнимых ценностей, как один какой-нибудь совершенный нами грех лишает нас покоя, радости и ведет за собой другой, третий и так далее. На уроке литературы вы   познакомились с   рассказом Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». Прочитать его, чтобы вспомнить. (домашнее задание).Письменно ответить на вопросы:

 

№ пп Вопрос
1. Какова была цель героя?
2. Каково условие достижения этой цели?
3. С кем он хотел реализовать свою цель?
4. Правильно ли герой выбрал компанию для достижения цели?
5. Каков оказался результат?
6.  Как произошло падение?
7. Каковы были последствия обмана?
8. Как в рассказе показана истинная любовь бабушки?
9. Какой нравственный урок получил герой?

 

Главные герои

Главный герой (рассказчик) – сирота, внук Катерины Петровны, от его лица идет повествование в рассказе.

Катерина Петровна – бабушка главного героя.

Санька – сын соседа Левонтия, «вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

Левонтий – бывший моряк, сосед Катерины Петровны.

Краткое содержание

Бабушка отправляет главного героя с соседскими, левонтьевскими ребятами за земляникой. Женщина пообещала, что продаст собранные внуком ягоды в городе и купит ему пряник конем – «мечту всех деревенских малышей». «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые». С таким пряником «сразу почету столько, внимания».

Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на «бадогах», заготовляя лес. Когда он получал деньги, его жена тут же бегала по соседям, раздавая долги. Их дом стоял без забора и ворот. Даже бани у них не было, поэтому левонтьевские мылись у соседей.

Весной семейство пыталось сделать изгородь из старых досок, но зимой все это уходило на растопку. Однако на любые упреки о безделье Левонтий отвечал, что любит «слободу».

Рассказчику нравилось в дни получки Левонтия приходить к ним в гости, хотя бабушка и запрещала у «пролетариев объедать». Там мальчик слушал их «коронную песню» о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное очень тосковало по дому. Обычно застолья заканчивались тем, что Левонтий сильно напивался. Жена и дети убегали из дому, а мужчина всю ночь «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал». Утром он все чинил и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена ходила по соседям с просьбами одолжить денег и еды.

Дойдя до каменистого увала, ребята «рассыпались по лесу и начали брать землянику». Левонтьевский старшой начал ругать остальных, что они не собирают ягоды, а только едят их. И, возмущаясь, сам съел все, что успел собрать. Оставшись с пустой посудой, соседские ребята пошли к речке. Рассказчику хотелось пойти с ними, но он еще не собрал полной посудины.

Сашка начал дразнить главного героя, что он боится бабушки, называть его жадным. Возмутившись, мальчик повелся на Санькино «слабо», высыпал ягоды на траву, и ребята вмиг съели все собранное. Мальчику было жалко ягод, но напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.

Ребята весь день провели гуляя. Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметила обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.

Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны», так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.

Главный герой решил дождаться утра и рассказать все бабушке, но проснулся, когда женщина уже уплыла в город. Вместе с левонтьевскими ребятами он пошел на рыбалку. Санька наловил рыбы, развел костер. Не дождавшись, пока рыба допечется, левонтьевские ребята съели ее полусырой, без соли и без хлеба. Искупавшись в реке, все упали в траву.

Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит».

Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку». Ее «почти волоком утащили домой», и после она еще долго грустила по умершей.

Главный герой проснулся от лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка каждому, кто наведывался к ним, рассказывала, как продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке» и какую пакость совершил внук.

Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство» мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, приговаривая, чтобы он больше никогда ее не обманывал.

«Сколько лет с тех пор прошло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».

Заключение

В произведении «Конь с розовой гривой» автор изобразил мальчика-сироту, который наивно смотрит на мир. Он словно не замечает, что соседские ребята пользуются его добротой и простодушием. Однако случай с пряничным конем становится для него важным уроком, что ни при каких обстоятельствах нельзя обманывать близких, что нужно уметь отвечать за свои поступки и жить по совести.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: