Основные этапы становления систем социального обеспечения

Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги лет. Применительно к лицам, проходившим военную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии. Социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.

Предметом исследования курсовой работы являются правовые отношения, регулирующие общественные отношения, которые возникают в результате пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих за выслугу лет.

 

Объектом исследования курсовой работы являются материальные блага, которые возникают в результате пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих за выслугу лет.

Цель данной работы – исследовать современные правовые основы назначения и выплаты государственной пенсии за выслугу лет.

Задачи:

1) Раскрыть ключевые понятия;

2) Исследовать особенности правового регулирования назначения пенсий за выслугу лет;

3) Определить положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

4) Проанализировать специфику назначения пенсии за выслугу лет, в том числе, условия и порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет.

Метод исследования: Для достижения цели исследования использовались общенаучные методы: анализ (была проанализирована нормативно - правовая база), частные научные правовые методы: историко-правовой, формально-юридический (позволяет определить юридические понятия).

Структура курсовой работы: состоит из вступления, в котором раскрываются цель, задачи, актуальность работы, объект, предмет исследования. Основная часть состоит из 2 глав: 1 - общие положения назначения и выплаты пенсии за выслугу лет и 2 - специфика назначения пенсии за выслугу лет, так же в курсовую работу включены заключение, список использованных источников и приложение.



Общая характеристика систем социального обеспечения

Основные этапы становления систем социального обеспечения

  

При определении понятия системы социального обеспечения мы исходим из того, что под системой понимается множество элементов (частей), находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное единство, целостность. Следовательно, государственное социальное обеспечение можно представить в виде некой целостной системы, состоящей из множества элементов или нескольких подсистем (последние тоже могут делиться на части, элементы).

В основу определения системы социального обеспечения и выяснения отдельных ее элементов могут быть заложены различные системообразующие признаки (или критерии): формы организации; круг лиц, подлежащих обеспечению; виды обеспечения и условия их предоставления; размеры обеспечения; органы, осуществляющие социальное обеспечение; разновидности социального риска; источники финансирования социального обеспечения и пр. Например, по формам организации структурно государственная система социального обеспечения может быть представлена так:

1) обязательное социальное страхование;

2) социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет бюджетных ассигнований.

В основу такого деления государственной системы социального обеспечения положены такие критерии, как, например, субъектный состав – граждане, получающие соответствующие виды социального обеспечения; органы, их предоставляющие; источники финансирования социального обеспечения – единый социальный налог, страховые взносы, средства государственного или муниципального бюджета и т. д. Наиболее популярна в научной литературе классификация государственной системы социального обеспечения по видам социального обеспечения, которую условно можно представить следующим образом:

– пенсионная система;

– система социальных пособий и социальных компенсационных выплат;

– система социальных услуг (социального обслуживания);

– система социальной медицинской помощи и лечения;

– система государственной социальной помощи;

– система социальных льгот и преимуществ.

Указанные системы находятся между собой в определенной связи, так как базируются на правовых принципах социального обеспечения и выполняют его общие функции, имеют общий отраслевой метод правового регулирования отношений и т. п.

Все названные системы, несмотря на свой относительно самостоятельный характер, подчинены главной цели – материальному обеспечению определенных законодательством категорий граждан при наступлении соответствующих социальных рисков, установленных законодательством.

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся дети и старики.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытно-общинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.

Феодальный период характеризуются господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот период государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не обеспечения нетрудоспособных.

Как свидетельствует начальная летопись, с принятием в 988 г. христианства на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны.» Он заботился также о создании богоделен, странноприимных домов.

С этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы, богодельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки, работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учрежден первый дом для инвалидов.

Российское законодательство в XIX в. делило нищих на четыре категории:

1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;

2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако может работать;

3. те, которые могут трудится, но нищенствуют по лености и дурному поведению;

4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.

Очевидно. Такая «классификация» нуждающихся была необходима для

определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.

В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап - социальное обеспечение наемных работником начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка. Вслед за Германией такие законы принимаются и в других странах Европы.

В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важный этап, когда наряду с государственным и производственными социальным страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

Именно с принятия законов об обязательном социальном страховании трудящихся появляются государственные системы социального обеспечения. Государственный характер этих систем выражается в том, что законодательно организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения, которые в последствии дополняются новыми; но неизменным остается одно: обязательность им придает само государство.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: