МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 11
Тема: Закон «О защите прав потребителей», назначение, содержание, применение. Решение ситуационных задач на основании закона «О защите прав потребителей».
Цель работы: закрепление знаний закона «О защите прав потребителей», развитие умений разрешения конфликтных ситуаций, воспитание чувства ответственности за соблюдение требований законодательства.
Формируемые компетенции ПК 3.4 ОК 3
Материально-техническое оснащение: Закон «О защите прав потребителей», Правила продажи отдельных видов товаров (Утв. 19.01.1988г. № 55 с изменениями и дополнениями), Правила продажи алкогольной продукции (Утв. 19.06.96 № 987 с изменениями и дополнениями).
Краткие теоретические сведения
Закон «О защите прав потребителей» основной документ, регулирующий взаимоотношения покупателя и торгового предприятия в случае возникновения конфликта при (после) совершения договора розничной купли-продажи. Закон конкретизирует требования к маркировке товара. Знания закона позволяет разрешать спорную ситуацию при возврате (обмене) как доброкачественного, так и недоброкачественного товара. Закон формирует права покупателя при совершении покупки.
|
|
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем. При необходимости экспертизы даётся 20 дней. Если в продаже нет товара, даётся 1 месяц.
Товар надлежащего качества, т.е. без изъянов, можно обменять в течении 14 дней не считая дня покупки.
Задания для студентов
при выполнении практической работы:
- Содержание закона «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП)
- Решение ситуационных задач (по вариантам).
Последовательность выполнения
и методические указания по оформлению
1. Изучите структуру, перечислите количество, укажите название глав закона «О защите прав потребителей».
2. Сформулируйте содержание статей ЗоЗПП
Статья, название | Содержание статьи |
Преамбула | Недостаток товара- Существенный недостаток товара - |
Ст 5 | Срок службы – Срок годности – Гарантийный срок- |
Ст 18 | |
Ст. 21 | |
Ст. 25 |
3. Предложите способ решения ситуационной задачи (согласно варианту), обоснуйте свое решение, указав название документа и статью:
3.1. Я приобрела в магазине мясо для шашлыков. Дома выяснилось, что оно испорчено, дата изготовления на этикетке отсутствовала, кассовый чек отсутствует (т.к. я не взяла), возмещать стоимость мяса (на следующий день) отказались. Правомерен ли отказ?
|
|
3.2. Продавцы алкогольной продукции отказались принять товар ненадлежащего качества (в укупоренной бутылке вина имеется осадок и взвеси) расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги не согласились. Как быть?
3.3. В какой форме организация - розничный продавец обязана ответить на заявление покупателя, оставленное в книге отзывов и предложений, если покупатель указал только свой телефон.
3.4. В отделе «Колбасы» покупателю отказали в реализации куска колбасы «Краковская», при этом на ценнике была указана цена за килограмм, а не за единицу, правомерно ли это?
3.5. В киоске был куплен журнал «CHIP». Придя домой, выяснилось, что дома уже есть такой же журнал. Возможно ли возвратить данный товар? Перечислите перечень товаров не подлежащих обмену.
3.6. При входе в магазин самообслуживания охранники магазина требуют оставлять свои личные вещи (сумку, пакет) в камере хранения. Правомерно ли это? Имеют ли право охранники проверять сумку покупателя при выходе из магазина (торгового зала)?
3.7. Покупатель случайно в магазине задел бутылку вина, стоящую на полке, и она разбилась. Продавец заявила, что покупатель обязан оплатить товар. Как покупателю нужно вести себя в данной ситуации, на какие нормативные акты ссылаться?
3.8. В магазине при продаже развесного сыра продавцы допускают его фасовку кусками неудобными потребителю для резки. Установлены ли правила нарезки сыра в зависимости от его формы и может ли потребитель предъявить претензию в данном случае? Допускается ли перефасовка сыров в магазине?
3.9. Через 3 дня после совершения покупки разорвались женские летние туфли, покупатель требует возврата денег (кассовый чек в наличии). Составьте алгоритм ответа (действий) администратора.
3.10. Допускается ли продавцами прикреплять к колбасным изделиям и к другой пищевой продукции ценники с помощью металлических булавок или деревянных шпилек?
3.11. Обязан ли продавец очищать ото льда свежемороженую рыбную продукцию перед отпуском покупателям (при традиционном методе, при самообслуживании)?
3.12. Совершена покупка в магазине "Магнит", в том числе четыре бутылки коньяка и одна бутылка шампанского, которые покупатель упаковал в предложенный кассиром пакет. На расстоянии 1 метра от крыльца магазина пакет лопнул, при этом разбилась одна бутылка шампанского. Приглашенный администратор магазина отказался компенсировать понесенный ущерб. Кто прав в такой ситуации?
Вопросы для самоконтроля:
1. В какие сроки допускается обмен доброкачественных товаров (надлежащего качества):
a) продовольственных
b) непродовольственных
2. Какие доброкачественные товары не подлежат обмену и возврату?
3. Зарисуйте схему нарезки сыров разной формы (шар, брусок, низкий цилиндр)
4. Зарисуйте схему нарезки колбас (вареная прямой батон, полукопченая формы кольца, сырокопченая прямой тонкий батон)
Критерии оценки выполнения практических заданий:
Критерии | Баллы | примечание |
1. Задание выполнено полностью, получен правильный ответ | 5 | Снижение баллов за нерациональное решение |
2. Задание выполнено в общем виде, допущены незначительные ошибки | 4 | Снижение баллов за нарушение алгоритма ответа |
3. Задание выполнено частично | 3 | Снижение баллов за отсутствие обоснования ответа |
4. Задание не выполнено или выполнено неправильно | 0 - 2 | Снижение баллов за отсутствие попыток решения |
Критерии качественной оценки практического занятия
Процент результативности | Баллы | Отметка | Вербальный аналог |
90 – 100 | 14 – 15 | 5 | Отлично |
80 – 89 | 12 – 13 | 4 | Хорошо |
70 – 79 | 10,5 – 11 | 3 | Удовлетворительно |
0 - 66 | 0 - 10 | 2 | неудовлетворительно |
Литература:
|
|
- «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями) от 17.12.1999, ФЗ-212 с последующими изменениями и дополнениями.
- Правила продажи отдельных видов товаров (Утв. 19.01.1988г. № 55 с изменениями и дополнениями).
- Правила продажи алкогольной продукции (Утв. 19.06.96 № 987 с изменениями и дополнениями от 13.10.99г, 02.11.200г.).
4. Герасимов Б.И. Денисова А.Л. и др. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие для ССУЗов. – М.: ФОРУМ, 2008.-272с.
5. Денисова И.Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.-208с. - (Серия «Среднее профессиональное образование»).
6. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. Учебник для ССУЗов. – М.: Маркетинг, 2004.