Сущность и виды планирования

На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждый

Из этих видов имеет свою методологию.

Стратегическое планирование – это видение предприятия в будущем, его роли и места в экономике страны,

А также основных путей и средств достижения этого нового состояния.

Оно выражается не в плане с подробно разработанными показателями, а в наброске, взгляде в будущем,

Сделанных на основе различных прогнозов(науки и техники, эк-ки, политик и, демографии и т.д.) Период

Такого планирования составляет 10 –15 лет и обуславливается рядом причин, и прежде всего, тем, что за

10-15 лет происходит смена ОФ,смена в науке и технике, меняются вкусы населения в сторону новых продуктов и услуг.Стратегическое планирование является прерогативой высшего руководства предприятий.

На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование.

Долгосрочное планирование – планирование на ближайшие 3-5 лет. В нем – установки сделанные в стратегическом планировании, получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденции

Развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет. Результатом долгосрочного планирования являются

3-х и 5-ти летние планы развития предприятия по различным видам его деятельности (реализация, производство, затраты, финансы, кадровая политика,социальная политика). На основе этих планов произ –

водится краткосрочное планирование.

Краткосрочное планирование – это планы развития предприятия с периодом 1 –3 года. Особенность этих планов в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а показатели 2- го, 3-го. Годов каждые полгода или ежегодно.

Текущее планирование – планирование сроком до 1 года.Его основой являются краткосрочные планы и

Текущие тенденции развития спроса и предложения. В нем показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Они также являются скользящими планами, т.е. на первые 3 месяца устанавливаются жесткие цифры плана, а в последующие 9 мес. подвергаются корректировке. Фактически в этих планах происходит

Увязка задач между различными службами предприятия

Для вновь создаваемых предприятий, для осуществления каких – либо, коммерческих проектов, получение

Ссуды или кредита, следует составлять бизнес – план.

Планирование и прогнозирование являются важнейшими частями управления предприятием. Они позволяют:

1.предвидеть развитие предприятия в будущем;

2.более рационально использовать денежные и трудовые ресурсы предприятия;

3.более эффективно проводить научно – техническую политику на предприятии;

4.своевременно обновлять выпускаемую продукцию и повышать ее качество;

5.улучшить финансовое состояние предприятия.

 

 

11.Понятие и показатели производственной программы

Производственная программа является основой хозяйственной деятельности предприятия. Она представляет собой систему показателей, отражающих перечень и объемы производства и реализации продукции, работ, услуг по заказам и договорам потребителей в плановом периоде.

Производственная программа – это форма планирования результатов производственной деятельности предприятия, которые могут выступать в форме продукции, работ, услуг.

Продукт – это изделие, получаемое из исходного сырья и материалов определенным технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Услуга (работа) представляет собой вид деятельности, который не имеет натурально-вещественной формы (перевозка, расфасовка, ремонт, реклама и т.п.).

По степени готовности результаты производства подразделяются на:

незавершенное производство – продукция, находящаяся в процессе своего изготовления;

полуфабрикаты – продукты, полностью законченные обработкой в пределах определенного подразделения, но предназначенные для последующей обработки в других производствах;

готовые изделия – продукты, полностью законченные обработкой в пределах определенного предприятия, признанные годными для использования в соответствии со стандартами качества, сданные на склад с оформлением соответствующих документов.

Номенклатура характеризует планируемые в отдельности укрупненные виды продукции предприятия. Ассортимент отражает разновидности продукции в рамках отдельного наименования.

Производственная программа формируется на основе перспективного плана выпуска продукции, разработанного на основе проведения маркетинговых исследований, изучения конъюнктуры рынка и определения объема продаж.

При разработке производственной программы применяются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные показатели.

Натуральные показатели, производящие оценку объемов выпуска продукции в физических единицах измерения, позволяют характеризовать производственную специализацию предприятия и его долю на рынке. Условно-натуральные показатели позволяют разнородную, но имеющую конструктивно-технологическое сходство, продукцию привести к одному виду, принятому за базу.

В основе трудовых измерителей объема производства лежит оценка трудоемкости производственной программы, отражающей затраты времени (нормо-час, человеко-час) на обеспечение планируемого объема выпуска продукции. Такой подход в основном используется в системе внутрипроизводственного планирования.

Более универсальный характер имеют стоимостные показатели производственной программы предприятия. К стоимостным показателям производственной программы относятся объем товарной, реализованной и валовой продукции. Товарная продукция включает стоимость готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных для реализации на сторону, а также на нужды своего капитального строительства и непромышленных подразделений предприятия, а также стоимость работ.

К реализованной относится продукция, отгруженная потребителям (включая продукцию, сданную по акту заказчикам на месте), выполненные работы и услуги, принятые заказчиком, если в учетной политике предприятия реализация принята по факту отгрузки, либо отгруженная и оплаченная продукция, работы и услуги.

Валовая продукция характеризует весь объем выполненной работы за определенный период времени (месяц, квартал, год). В состав валовой продукции входит товарная продукция и изменение остатков незавершенного производства за расчетный период.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: