На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждый
Из этих видов имеет свою методологию.
Стратегическое планирование – это видение предприятия в будущем, его роли и места в экономике страны,
А также основных путей и средств достижения этого нового состояния.
Оно выражается не в плане с подробно разработанными показателями, а в наброске, взгляде в будущем,
Сделанных на основе различных прогнозов(науки и техники, эк-ки, политик и, демографии и т.д.) Период
Такого планирования составляет 10 –15 лет и обуславливается рядом причин, и прежде всего, тем, что за
10-15 лет происходит смена ОФ,смена в науке и технике, меняются вкусы населения в сторону новых продуктов и услуг.Стратегическое планирование является прерогативой высшего руководства предприятий.
На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование.
Долгосрочное планирование – планирование на ближайшие 3-5 лет. В нем – установки сделанные в стратегическом планировании, получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденции
|
|
Развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет. Результатом долгосрочного планирования являются
3-х и 5-ти летние планы развития предприятия по различным видам его деятельности (реализация, производство, затраты, финансы, кадровая политика,социальная политика). На основе этих планов произ –
водится краткосрочное планирование.
Краткосрочное планирование – это планы развития предприятия с периодом 1 –3 года. Особенность этих планов в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а показатели 2- го, 3-го. Годов каждые полгода или ежегодно.
Текущее планирование – планирование сроком до 1 года.Его основой являются краткосрочные планы и
Текущие тенденции развития спроса и предложения. В нем показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Они также являются скользящими планами, т.е. на первые 3 месяца устанавливаются жесткие цифры плана, а в последующие 9 мес. подвергаются корректировке. Фактически в этих планах происходит
Увязка задач между различными службами предприятия
Для вновь создаваемых предприятий, для осуществления каких – либо, коммерческих проектов, получение
Ссуды или кредита, следует составлять бизнес – план.
Планирование и прогнозирование являются важнейшими частями управления предприятием. Они позволяют:
1.предвидеть развитие предприятия в будущем;
2.более рационально использовать денежные и трудовые ресурсы предприятия;
3.более эффективно проводить научно – техническую политику на предприятии;
|
|
4.своевременно обновлять выпускаемую продукцию и повышать ее качество;
5.улучшить финансовое состояние предприятия.
11.Понятие и показатели производственной программы
Производственная программа является основой хозяйственной деятельности предприятия. Она представляет собой систему показателей, отражающих перечень и объемы производства и реализации продукции, работ, услуг по заказам и договорам потребителей в плановом периоде.
Производственная программа – это форма планирования результатов производственной деятельности предприятия, которые могут выступать в форме продукции, работ, услуг.
Продукт – это изделие, получаемое из исходного сырья и материалов определенным технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Услуга (работа) представляет собой вид деятельности, который не имеет натурально-вещественной формы (перевозка, расфасовка, ремонт, реклама и т.п.).
По степени готовности результаты производства подразделяются на:
незавершенное производство – продукция, находящаяся в процессе своего изготовления;
полуфабрикаты – продукты, полностью законченные обработкой в пределах определенного подразделения, но предназначенные для последующей обработки в других производствах;
готовые изделия – продукты, полностью законченные обработкой в пределах определенного предприятия, признанные годными для использования в соответствии со стандартами качества, сданные на склад с оформлением соответствующих документов.
Номенклатура характеризует планируемые в отдельности укрупненные виды продукции предприятия. Ассортимент отражает разновидности продукции в рамках отдельного наименования.
Производственная программа формируется на основе перспективного плана выпуска продукции, разработанного на основе проведения маркетинговых исследований, изучения конъюнктуры рынка и определения объема продаж.
При разработке производственной программы применяются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные показатели.
Натуральные показатели, производящие оценку объемов выпуска продукции в физических единицах измерения, позволяют характеризовать производственную специализацию предприятия и его долю на рынке. Условно-натуральные показатели позволяют разнородную, но имеющую конструктивно-технологическое сходство, продукцию привести к одному виду, принятому за базу.
В основе трудовых измерителей объема производства лежит оценка трудоемкости производственной программы, отражающей затраты времени (нормо-час, человеко-час) на обеспечение планируемого объема выпуска продукции. Такой подход в основном используется в системе внутрипроизводственного планирования.
Более универсальный характер имеют стоимостные показатели производственной программы предприятия. К стоимостным показателям производственной программы относятся объем товарной, реализованной и валовой продукции. Товарная продукция включает стоимость готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных для реализации на сторону, а также на нужды своего капитального строительства и непромышленных подразделений предприятия, а также стоимость работ.
К реализованной относится продукция, отгруженная потребителям (включая продукцию, сданную по акту заказчикам на месте), выполненные работы и услуги, принятые заказчиком, если в учетной политике предприятия реализация принята по факту отгрузки, либо отгруженная и оплаченная продукция, работы и услуги.
Валовая продукция характеризует весь объем выполненной работы за определенный период времени (месяц, квартал, год). В состав валовой продукции входит товарная продукция и изменение остатков незавершенного производства за расчетный период.