МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕРЕРАЦИИ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. У.Д. Алиева.
ПЕДАГОГИКА В КОНСПЕКТАХ
М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е
КАРАЧАЕВСК - 2016
Печатается по решению
Учебного управления КЧГУ
Им. У.Д.Алиева
Педагогика в конспектах: Методическое пособие / А. Х - М. Батчаева/.
Карачаевск: Изд-во КЧГУ им.У.Д. Алиева, 2011. 136 с.
Методическое пособие «Педагогика в конспектах» разработана для студентов-заочников, испытывающих большие затруднения с литературой при подготовке к экзаменам по педагогике. Автором сделана попытка отразить в содержании данного учебного пособия требования государственного стандарта по ведущим разделам педагогики.
|
|
Рецензент: к.п.н., доцент Батчаев О.М.
Введение
Новый государственный стандарт подготовки профессиональных педагогов внес существенные изменения в содержание педагогического образования, потребовал несколько иных подходов к устоявшимся понятиям. Солидные учебные пособия, в которых отразятся эти изменения, выйдут в свет еще не скоро, а помочь студентам надо уже сегодня.
В данном методическом пособии сделана попытка представить курс педагогики как логическую систему, изложенную достаточно доступным для человека, имеющего общеобразовательную подготовку, языком.
В основу содержания положен государственный образовательный стандарт по педагогике нового поколения, все положения которого полно и разносторонне раскрыты. Предлагаемый курс построен на концепции целостного педагогического процесса (А.С.Макаренко, Ю.К. Бабанский, А. В. Сластенин и др.), который рассматривает общие закономерности и тенденции, определяющие его как целостное явление в органическом единстве его составляющих – обучения и воспитания.
На наш взгляд, работа с ним позволит усвоить педагогическую терминологию, выстроит логику ответа. Однако использовать при подготовке к экзамену только данное пособие недостаточно: оно дает лишь «скелет» ответа. Его следует
«нарастить» из других источников, собственного опыта. В брошюре дан материал по большинству педагогических курсов, изучаемых в соответствии с государственным стандартом.
|
|
Из-за крайне ограниченного времени изложения педагогической проблемы на занятиях, в пособие во всех разделах используются сокращения. Как правило, берется ключевое понятие темы, после первого его употребления в тексте в скобках дается сокращение (например, педагогика – П., образовательная система – ОС). Подобные сокращения используются автором для ускорения техники письма и активизации мыслительной деятельности студентов.
Автор старался избежать дубляжа в содержании. Однако при изложении отдельных тем этого сделать не удалось, так как в противном случае могла нарушиться логика.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ.
1.1. Социальное назначение педагога. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом старших: научными знаниями, моралью, традициями, способами и приемами работы и т.п. Социальное назначение педагога состоит в том, чтобы аккумулировать в себе этот опыт и в концентрированном виде передать своим воспитанникам. По мнению К.Д. Ушинского, педагог выступает живым звеном между прошедшим и будущим, он создает условия для развития своих учеников, тем самым во многом определяя перспективы развития общества.
Изначально профессия учителя была одной из древнейших и почетнейших в обществе. Основоположник педагогики. ЯЛ. Коменский считал ее «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем».
1.2. Функции (от латинского «обязанность, назначение») педагога многообразны. Среди них можно выделить три основные: обучающую, воспитывающую, общественно-педагогическую. Педагог, прежде всего, учит, т.е. помогает детям овладеть обобщенным человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приемами и методами учебной работы. В процессе обучения, во внеучебной деятельности происходит формирование личности ребенка, развитие индивидуальности, т.е. реализуется воспитательная функция.
В традициях русской интеллигенции учитель, особенно сельский, никогда не ограничивал свою деятельность только служебными рамками. Русский педагог - это просветитель, ведущий работу с населением, родителями. А сколько общественных дел выполняется им в стенах самой школы! Это, как правило, общественная добровольная деятельность, т.е. выполнение общественно-педагогической функции.
Функции педагога постоянно усложняются, кроме названных, к ним добавляются методическая, самообразовательная, исследовательская.
1.3. Педагогические профессии и специальности. К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, тренер, преподаватель вуза. Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии. Так, в самой массовой педагогической профессии - учительской выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель истории, учитель математики, географии и т.д.
1.4. Особенности педагогической деятельности. К особенностям педагогического труда относятся: большая общественная значимость и перспективная направленность. У скромного учительского стола во многом закладывается сегодня будущее нашего общества. Те дети, которые придут в ваши классы, будут определять развитие общества лет через 20 - 30. Какими они будут, во многом зависит и от учителей. Отсюда и вытекает следующая особенность - огромная ответственность. Если токарь допустит брак, то общество потеряет, лишь мельчайшую частичку материальных ценностей, а ошибки педагога - это судьбы людей. Спецификой педагогической деятельности являются также высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью работать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с молодежью.
|
|