Общая характеристика педагогических профессий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ   ФЕРЕРАЦИИ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. У.Д. Алиева.

 

                      ПЕДАГОГИКА В КОНСПЕКТАХ

 

 

                                 

 

 

                 М Е Т О Д И Ч Е С К О Е      П О С О Б И Е

 

 

                                

 

 

                          

 

                                   КАРАЧАЕВСК - 2016

 

 

                                                                   Печатается по решению

                                                                  Учебного управления КЧГУ

                                                                   Им. У.Д.Алиева

 

Педагогика в конспектах:  Методическое  пособие / А. Х - М. Батчаева/.

Карачаевск: Изд-во КЧГУ им.У.Д. Алиева, 2011. 136 с.

 

 

Методическое пособие «Педагогика в конспектах» разработана для студентов-заочников, испытывающих большие затруднения с литературой при подготовке к экзаменам по педагогике. Автором сделана попытка отразить в содержании данного учебного пособия требования государственного стандарта по ведущим разделам педагогики.

 

Рецензент: к.п.н., доцент Батчаев О.М.

Введение

Новый государственный стандарт подготовки профессиональных педагогов  внес существенные изменения в содержание педагогического образования, потребовал несколько иных подходов к устоявшимся понятиям. Солидные учебные пособия, в которых отразятся эти изменения, выйдут в свет еще не скоро, а помочь студентам надо уже сегодня.

В данном методическом пособии сделана попытка представить курс педагогики как логическую систему, изложенную достаточно доступным для человека, имеющего общеобразовательную подготовку, языком.

В основу содержания положен государственный образовательный стандарт по педагогике нового поколения, все положения которого полно и разносторонне раскрыты. Предлагаемый курс построен на концепции целостного педагогического процесса (А.С.Макаренко, Ю.К. Бабанский, А. В. Сластенин   и др.), который рассматривает общие закономерности и тенденции, определяющие его как целостное явление в органическом единстве его составляющих – обучения и воспитания.

На наш взгляд, работа с ним позволит усвоить педагогическую терминологию, выстроит логику ответа. Однако использовать при подготовке к экзамену только данное пособие недостаточно: оно дает лишь «скелет» ответа. Его следует

«нарастить» из других источников, собственного опыта. В брошюре  дан материал  по  большинству педагогических курсов, изучаемых в соответствии с государственным стандартом.

Из-за крайне ограниченного времени изложения педагогической проблемы на занятиях, в пособие  во  всех разделах  используются  сокращения. Как правило, берется ключевое понятие темы, после первого его употребления в тексте в скобках дается сокращение (например, педагогика – П., образовательная система – ОС). Подобные сокращения используются автором для ускорения техники письма и активизации мыслительной деятельности студентов.

Автор старался избежать дубляжа в содержании. Однако при изложении отдельных тем этого сделать не удалось, так как в противном случае могла нарушиться логика.

 

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ПРОФЕССИЙ.

1.1. Социальное назначение педагога. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом старших: научными знаниями, моралью, традициями, способами и приемами работы и т.п. Социальное назначение педагога состоит в том, чтобы аккумулировать в себе этот опыт и в концентрированном виде передать своим воспитанникам. По мнению К.Д. Ушинского, педагог выступает живым звеном между прошедшим и будущим, он создает условия для развития своих учеников, тем самым во многом определяя перспективы развития общества.

Изначально профессия учителя была одной из древнейших и почетнейших в обществе. Основоположник педагогики. ЯЛ. Коменский считал ее «настолько превосходной, как никакая  другая под солнцем».

1.2. Функции (от латинского «обязанность, назначение») педагога многообразны. Среди них можно выделить три основные: обучающую, воспитывающую, общественно-педагогическую. Педагог, прежде всего, учит, т.е. помогает детям овладеть обобщенным человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приемами и методами учебной работы. В процессе обучения, во внеучебной  деятельности происходит формирование личности ребенка, развитие индивидуальности, т.е. реализуется воспитательная функция.

В традициях русской интеллигенции учитель, особенно сельский, никогда не                                                 ограничивал свою деятельность только служебными рамками. Русский педагог - это просветитель, ведущий работу с населением, родителями. А сколько общественных дел выполняется им в стенах самой школы! Это, как правило, общественная добровольная деятельность, т.е. выполнение общественно-педагогической функции.

Функции педагога постоянно усложняются, кроме названных, к ним добавляются методическая, самообразовательная, исследовательская.

1.3. Педагогические профессии и специальности. К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, тренер, преподаватель вуза. Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии. Так, в самой массовой педагогической профессии - учительской выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель истории, учитель математики, географии и т.д.

1.4. Особенности педагогической деятельности. К особенностям педагогического труда относятся: большая общественная значимость и перспективная направленность. У скромного учительского стола во многом закладывается сегодня будущее нашего общества. Те дети, которые придут в ваши классы, будут определять развитие общества лет  через 20 - 30. Какими они будут, во многом зависит и от учителей. Отсюда и вытекает следующая особенность - огромная ответственность. Если токарь допустит брак, то общество потеряет, лишь мельчайшую частичку материальных ценностей, а ошибки педагога - это судьбы людей. Спецификой педагогической деятельности являются также высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью работать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с молодежью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: