Педагогические системы

6.1. Педагогу и управленцу приходится иметь дело с различного рода педагогическими системами (ПС), которые могут рассматриваться как один из типов социальных систем. ПС являются школа в целом, ее воспитательный коллектив. Мы говорим о системе деятельности класса, клубного объединения, системе работы классного руководителя. Урок тоже может быть рассмотрен как система. Рассмотрение педагогического явления как системы помогает дать ему комплексную оценку, оценить как целостный феномен, что позволяет сделать процесс управления ПС более эффективным.

6.2. ПС являются динамическими системами, отношения между их элементами постоянно меняются. В связи с этим ПС следует рассматривать в развитии как единство трех состояний: прошлого, настоящего и будущего.

Важнейший элемент ПС - цель. Кроме того, ее элементами выступают деятельность педагогов и детей, а также управленческая деятельность. Педагогические средства (в широком смысле - содержание, формы, методы и др.) - тоже элементы системы.

Среди разнообразных связей в системе выделяются связи системообразующие. Системообразующим фактором, прежде всего, выступает цель системы, которая определяет ее характер: можно говорить о гуманистических  и негуманистических ПС. Сообразно цели определяются содержание деятельности, порядок ее организации, подбираются соответствующие формы, методы и средства ее осуществления.

ПС открытое явление, на нее оказывает влияние множество факторов внешней среды; в то же время сама система может выступать в качестве фактора, изменяющего эту среду.

Фундаментальной структурой ПС является структура педагогического процесса, в котором  Системообразующим  фактором является взаимодействие педагогов и учащихся. Его специфика, прежде всего, и определяет специфику ПС как феномена.

6.3. Обычно выделяют две группы ПС: системы, направленные на созда1ше необходимых условий для реализации педагогических целей ("системы поддержки"), и системы, в рамках которых непосредственно осуществляется педагогический процесс.

К первой группе относятся государственные и региональные ПС.  Государственная система предполагает оптимальное взаимодействие всех факторов (экономических, политических, психолого-педагогических), направленных на социальное становление каждого человека. В процессе этого взаимодействия участвуют все социальные институты общества.

Система образования в России представляет собой: а) совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; б) сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; в) систему органов управления образованием.

Государственная политика в области образования определяется Законом "Об образовании РФ " (1992). Она опирается на следующие принципы:

- гуманистический характер  образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине;

- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитывающихся;

- светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Региональные ПС, создающиеся в отдельных субъектах РФ, своеобразны, на их функционирование оказывают влияние национальные, культурные традиции региона, особенности организации семейного и школьного воспитания. В рамках этих систем легче организовать взаимодействие воспитательных институтов, участвующих в педагогическом процессе.

Ко второй группе ПС относятся те, в которых непосредственно осуществляется воспитание и обучение детей (ПС семьи, школы, микрорайона и др.).

В ПС микрорайона присутствуют такие звенья, как семья, различные образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации и др. Эффективность ПС напрямую зависит от характера и уровня взаимодействия всех воспитательных институтов.

Школьная  ПС строится на основе государственной системы с учетом специфики региональной. Главная отличительная черта ПС школы (и других образовательных учреждений) - целенаправленное воспитательное воздействие на детей в течение длительного времени. Кроме того, прежде всего именно этой системе принадлежит функция координации воспитательных усилий всех воспитательных институтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: