Типологическая единица убеждающего воздействия — это идеологема сращивающая в единое образное представление факт и идеал. Получается не плоская картинка, а сжатая в пластину логическая пружина, готовая распрямиться в любой момент совпадения реальной ситуации и образа.
Типологические характеристики убеждающего текста (таблица)
Социально-коммуникативные функции | Базовые психические процессы | Выразительные средства |
Конкретизация идейно-нравственной перспективы социума | Стремление к адекватности сознания как к объективной или даже абсолютной истине | Интерпретация фактов как инобытия идеологии |
Продвижение или ниспровержение научных концепций, социальных программ, идеологических систем | Ассоциации субъективных идей по сходству и смежности | Предъявление символов как практических ориентиров |
Формирование народных убеждений | Доверие к выводному знанию | Дедуктивное умозаключение |
Развитие индивидуального самосознания | Понимание причинности как всеобщей связи вещей и действий | Менторский тон |
Организация синхронных действий больших масс людей в процессе социальной практики | Точечное сопряжение сознательного и бессознательного в «Агапереживании» | Ссылки на императивные постулаты идеологии и нормы морали как на аксиомы, не требующие доказательства (опорная идея) |
Сопряжение актуальных фактов и вечных ценностей в целях практической ориентации | Убеждения как сознательно-бессознательные паттерны поведения | Продвижение паттернов практического поведения (рабочая идея) |
Оформление и продвижение идеологем и т.п | Рационализация чувств страха, вины, надежды и тд. | Сюжет, выстраиваемый как доказательное рассуждение, приводящее «к общему знаменателю» живую картинку реальности и архетипический образ |
Переосмысление импульсов табуирования | Ритуально-многозначительное повествование | |
Наслаждение игрой ума и т.п. | Риторические фигуры | |
Высокая лексика, перемежаемая просторечными сравнениями и словечками | ||
«Фундирующая» эрудиция | ||
Замедление темпоритма в ключевых моментах изложения |