Психологические типы текстов. Типы текстов по Е.Е. Прониной
Масштаб совершившегося скачка в психической эволюции человека и в развитии интеллекта стал очевиден уже в творчестве великого Рене Декарта (1596—1650).
Самое главное открытие Декарта не второй закон физики (сохранение количества движения), не теория движения галактик и рождения небесных тел («вихри Декарта»), не введенные им математические понятия переменной и функции. Это озарение, которое не потребовало специальных исследований и математических вычислений. Оно полно глубочайшего смысла, но все уместилось в одну короткую фразу: «Cogitoergosum» («мыслю, следовательно, существую»). Эта фраза стала рубежом эпохи Нового времени. Мистика, символика, чудовища и ангелы — великие, но смутные очертания архетипов — отступили перед четкими и ясными построениями сознания, освещенными бестрепетным светом уверенного в себе разума. Творчество становилось авторским, вдохновение — личным, мнение — индивидуальным.
Декартовское «Мыслю» — не просто похвала разуму. «Мыслю» — значит, во-первых, что мыслю и действую Я, а не Божественная воля, посылающая свои откровения. Во-вторых, Я мыслю, то есть способен оценивать и познавать. И, в-третьих, Я существую. И главным доказательством моего существования является не запись в мэрии, не семья, давшая мне имя, не Бог, которому я служу, а именно эта моя автономная способность созерцать и познавать. Здесь впервые была признана дееспособность, достоверность и высшая ценность индивидуального разума и тем самым ясно проведена граница между мною как субъектом познания и миром как объектом познания. Осознание механизмов самого мышления позволило разделить психическое и физическое, субъективное и объективное, реальное (познаваемое) и сакральное (непознаваемое), естественное и сверхъестественное. А то, что последовало за этим открытием: взлет теоретической науки, расцвет гуманистических ценностей, демократическое переустройство социальной жизни, — было уже закономерным и неизбежным развитием новой парадигмы мышления.
|
|
Рационалистичность после Декарта стала культурно-нормативной формой мышления, определившей развитие цивилизации на весь последующий период. Буквально все основные операции мышления трансформировались. Возникли новые способности как следствие дифференциации психики и возрастания автономии индивидуальности. К примеру, для человека, способного мыслить в рационалистической парадигме, не может быть сомнений в истинности силлогистического вывода, даже когда речь идет о вещах, с которыми он раньше дела не имел. Это по всем статьям иная работа мысли, нежели приводившиеся выше примеры мышления декхан патриархальной общины, описанные А.Р. Лурия. Принципиальный характер новообразований такого рода очевиден при сравнении двух парадигм мышления.
|
|
ПРИНЦИПЫ СИНКРЕТИЧЕСКОГО/ПРАЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ | ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ |
Синкретическая слитость субъективного и объективного. Мышление в мифе-мах. Центрация мышления (неспособность видеть себя со стороны, стать на другую позицию наблюдения) | Разделение объекта и субъекта познания, реальности и ее субъективного образа. Мышление в понятиях. Децен-трация (вариативность позиции). Интроспекция (развитие способности к самонаблюдению) |
Ощущение произвольной изменчивости мира (по желанию богов, по воле магии) | Ощущение неизменности мирового порядка (после первотолчка Божественного творения) |
Восприимчивость к неконтролируемым сознанием мыслительным импульсам («двухпалатность» мышления, непроизвольность, интуиция) | Внутренний контроль над процессами умозаключения |
Партиципация объектов в плане симпатической и контагиозной магии | Ассоциация идей по сходству и смежности |
Трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее) | Дедукция (восхождение от общего к частному через достоверные посылки) |
Предпричинность (смешение мотива и причины) | Строгая причинность, каузальность (от лат. causalis— причинный) |
Единство аффективности и интеллектуальности, примат эмоционального отношения над объективными связями объектов | Разграничение интеллекта и аффекта, появление критичности мышления как универсальной формы контроля над эмоциональностью и верой |
Слияние индивидуального и коллективного сознания, подключенность к коллективному бессознательному | Дифференциация Я и индивидуального сознания от группового Мы и коллективного бессознательного |
Принцип сходства/смежности, лежавший прежде в основе магических законов партиципации, имманентных внешнему миру, был осознан теперь как ассоциативный принцип организации субъективного опыта и внутренних образов. Мир, спаянный всеобщей сопричастностью, оказался не менее прочно связан всеобщей причинностью и детерминизмом природных законов. Непосредственная достоверность чувств сменилась непосредственной достоверностью разума. Абсолютность Бога выступила как абсолютность истины и т.д. Основные категории сознания как бы поднялись на следующую ступень.
КАТЕГОРИИ | МАГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ | РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ |
Мышление | Партиципация свойств предметов: симпатическая и контагиозная магия | Ассоциация субъективных идей по сходству и смежности |
Порядок | Слияние, сопричастность как основа всеобщей связи | Каузальность (объективная причинность) как основа всеобщей связи |
Случайность | Отсутствие случайности, ар-тифициализм, преднамеренность | Отсутствие случайности, закономерность |
Абсолют | Бог (панпсихизм, пантеизм и т.п.) | Абсолютная истина |
Особенности рационалистического мышления
· Разделение объекта и субъекта познания, реальности и ее субъективного образа;
· мышление в понятиях;
· децентрация (вариативность позиции);
· интроспекция (развитие способности к самонаблюдению);
· ощущение неизменности мирового порядка (после первотолчка Божественного творения);
· внутренний контроль над процессами умозаключения; ассоциация идей по сходству и смежности;
· дедукция (восхождение от общего к частному через достоверные посылки);
· строгая причинность, каузальность (от лат. causalis — причинный);
· разграничение интеллекта и аффекта, появление критичности мышления как универсальной формы контроля над эмоциональностью и верой;
· Дифференциация Я и индивидуального сознания от группового Мы и коллективного бессознательного.