Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека.
Инструментальное общение – это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме удовлетворения от самого акта общения.
Целевое общение – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности в общении.
Рассмотрим подробнее деловое общение.
Деловое общение обычно включён как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Особенности делового общения:
1. Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта.
2. Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела.
3. Основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.
Формы делового общения:
Деловая беседа — межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений. Наиболее распространенная и чаще всего применяемая форма деловой коммуникации.
Деловая беседа по телефону — способ оперативной связи, значительно ограниченной по времени, требующей от обеих сторон знание правил этикета телефонных разговоров (приветствие, взаимопредставление, сообщение и обсуждение предмета звонка, подведение итогов, выражение признательности, прощание).
Деловые переговоры — обмен мнениями для достижения какой-либо цели, выработки соглашения сторон.
Служебное совещание — один из эффективных способов привлечения сотрудников к процессу принятия решений, инструмент управления причастностью сотрудников к делам своего подразделения или организации в целом.
Деловая дискуссия — обмен мнениями по деловому вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных её участников.
Пресс-конференция — встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т. п.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам.
Публичная речь — монологическая ораторская речь, адресованная определенной аудитории, которая произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.).
Деловая переписка — письменная форма взаимодействия с партнерами, заключающаяся в обмене деловыми письмами по почте либо по электронной почте. Деловое письмо — это краткий документ, выполняющий несколько функций и касающийся одного или нескольких взаимосвязанных вопросов. Применяется для связи с внешними структурами, а также внутри организации для передачи информации между физическими и юридическими лицами на расстоянии.
Также формами делового общения являются Публичные торги и Презентация.
Средства общения
Общение, будучи сложным социально психологическим процессом взаимопонимания между людьми осуществляется по следующим основным каналам:
- речевой (вербальный);
- неречевой (невербальный)
В структуру речевого общения входит:
- значение и смысл слов и фраз;
- речевые и звуковые явления – темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная манера речи.
- выразительные качества голоса (характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плачь, шепот, вздохи и т.д.).;
- разделительные звуки, например, кашель, нулевые звуки – паузы.
Спектр неречевых средств общения, достаточно широк:
- чувства и эмоции;
- движения мышц лица;
- жестовые движения отдельных частей тела;
- моторика всего тела – позы, осанка, поклоны, походка;
- прикосновения в ситуации общения – рукопожатия, поглаживания, поцелуи, отталкивания и т.д.;
- расположение людей в пространстве также несет определенную информацию.
ТЕСТ «КАКОЙ У ВАС ТИП КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ»
Отвечать нужно «да» или «нет»
Первая группа вопросов
1) Можете ли вы в один день посмотреть два фильма и концерт?
2) Вы в плохом настроении, если не работает телевизор или радио?
3) Число ваших знакомых растет ежедневно?
4) Вы легко запоминаете лица и происшествия?
5) Вы избегаете одиночества?
6) У вас уживчивый характер?
7) Вы любите публичные выступления?
8) Вы знаете, где и что происходит?
9) Вы легко устанавливаете контакт с незнакомыми людьми?
10) Вы быстро принимаете решения?
11) В сложной ситуации вы способны как следует все обдумать?
12) У вас много планов и идей, но вы в состоянии осуществить только часть из них?
13) Вам не очень нравятся те люди, которые постоянно беспокоятся о своем здоровье?
14) Вам важно то впечатление, которое вы производите на окружающих?