ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ
Под редакцией В.А. Петровского
Пособие для методистов, воспитателей детских садов,
учителей начальных классов, преподавателей
и студентов педагогических вузов,
детских психологов
--- 3 ---
Авторы: А.Д. Грибанова, В.К. Калиненко, Л.М. Кларина, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова
Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов./А.Д. Грибанова, В.К. Калиненко, Л.М. Кларина и др.; Под ред. В.А. Петровского. — 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 152 с. — ISBN 5-7567-0017-Х
Пособие знакомит читателя с основами личностно-ориентированной дидактики, психологическими методиками построения и коррекции общения между людьми. В центре внимания — проблема развития познавательных, волевых и эмоциональных устремлений детей в контакте с воспитывающими взрослыми.
Книга поможет воспитателям самим создавать развивающие задания для работы с детьми.
Пособие рассчитано на воспитателей, учителей начальных классов, методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей и студентов педагогических вузов и ИПК, детских
|
|
--- 4 ---
I. ВОСПИТАТЕЛЬ И ЕГО ПОДГОТОВКА: СОЮЗ НАУКИ И ПРАКТИКИ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Отбрасывая признанную схему ЗУН (знания — умения — навыки), педагоги оказались в положении героя пословицы, которому посчастливилось-таки срубить сук, на котором сидел. Долой ЗУНы! — Что взамен?
Альтернативная декларация о развитии личности неутешительна, пока не определено, что именно вкладывается (помимо приличествующего пафоса) в это понятие, что есть образование под этим новым углом зрения и как обеспечить распространение вызванной данным переосмыслением инновационной волны.
До сих пор остается неопределенной логика множественных упрощений, которые претерпевала идея развития личности в ходе ее адаптации к нуждам традиционной образовательной практики (рис. 1).
Рис. 1. Обесценивание идеи развития
При подмене идеи развития идеей формирования очевидным образом выпадает момент спонтанности, рост личности интерпретируется как управляемый извне (что, конечно, абсурдно и противоречит самой сути развития личности как самодвижения). Сведение процессов формирования личности к интериоризации социальных и предметных норм фактически упраздняет (во имя правилосообразного
--- 5 ---
поведения) космичность бытия человека, его слитность с природой, микрокосм его самости. Завершающий шаг в этих подменах — переход к "школьной" доктрине развития как усвоения того, что когда-нибудь пригодится в жизни; при этом не остается места ни духовности, ни душевности.
|
|
В самом общем виде для нас развитие личности есть становление особой формы целостности или, как говорил П.А.Флоренский, "единомножия", включающего в себя четыре формы субъективности: субъект витального отношения к > миру, субъект предметного отношения, субъект общения, субъект самосознания. Иначе говоря, развиваясь как личность, человек формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других существ, проявляет себя перед самим собой.
Само определение личности предполагает ее развитие. Последнее, в свою очередь, немыслимо вне образовательного процесса. Есть, как минимум, одно отличительное обстоятельство, выделяющее развитие в особую категорию явлений. Это — самодвижение. Сошлемся здесь на известные схематизмы Т.П.Щедровицкого из книги "Педагогика и логика". В этих удивительных по своей простоте схемах заложены основания для постановки парадоксального вопроса: "А развивается ли личность?" Кощунственное сомнение возникает в связи с тем, что без другого человека никакое собственное развитие индивида, очевидно, не происходит (представим себе младенца вне человеческого сообщества); но этот другой воздействует извне, и таким образом личность ребенка — вроде бы! — не самодвижется, а движима внешними воздействиями! Правомерно ли в таком случае описывать ее как развивающуюся?
Ответ: правомерно! — но только при определенной трактовке личности, когда она определяется как "единомножие" ипостасей, одна из которых заключается в идеальной пред-ставленности и продолженности человека в других людях, его идеальном бытии в них. Человек "включен" в другого человека и через эту включенность развивается как личность. Развитие, таким образом, совершается во "внутреннем пространстве личности" (как сказал бы, возможно, Э.В. Ильенков), — но не "подкожно", а в пространстве связей индивида с другими людьми. Здесь перед нами жесткая альтернатива: либо личность есть такая целостность, которая существует не только в самом индивидууме (о чьей личности идет речь), но и в других индивидуумах, в виде его идеального
--- 6 ---
представительства в них, либо личность не развивается, поскольку вне значимого другого, реализующего "деятельность развивания" (В.И. Слободчиков), никакого развития нет и не может быть. Не только без "значимого другого", но и без "значимости себя для другого" невозможно развитие личности.
Чисто метафорически развитие личности для нас есть расширение круга ее свобод; но из только что проведенного рассуждения видно, что мы должны принимать в расчет и возможное влияние индивидуума на других людей. Поэтому, не покидая области метафор, мы говорим о таком расширении круга индивидуальных свобод, которое ведет к расширению степеней свободы другого человека. Смысл этого соображения в том, что, если мы хотим описать развитие личности, мы должны учитывать два момента: что значит тот или иной признак для индивидуума и что он может означать для других?
В поисках определенности, размышляя о критериях развития личности, мы столкнулись с особой реальностью, которая потребовала специального обозначения. Мы остановились на слове устремления, хотя, быть может, найдутся и другие слова для описания того же самого. Напомним, что, дружно ниспровергая ЗУНы, мы выкачали из содержания образования очень многое и образовался вакуум. И на вопрос "А что развивать у детей?", мы могли давать только частичные ответы. Один ответ — развивать способности детей (подход Л.А. Венгера); шире — транслировать инструменты жизни, создавать фонд "могу". Таково, кстати, нетрадиционное понимание обучения, намеченное в нашей Концепции дошкольного воспитания1. Другой ответ на вопрос о направленности образования — это приобщение ребенка к кругу общечеловеческих ценностей, — и таково нетрадиционное понимание воспитания (т. е. создание фонда "хочу"). Не видятся ли вам тут основания для поиска такой формы активности, в которой "хочу" и "могу" выступали бы совместно, поддерживая друг друга и переходя друг в друга? Такую искомую форму активности мы и обозначили как устремление.
|
|
Вслушаемся в слово "устремлен". Устремленный человек знает, чего он хочет, располагает определенной схемой действования и, кроме того, действует, а не просто грезит. Быть устремленным — это значит располагать возможностями,
--- 7 ---
которые прорываются вовне. В устремлениях проявляется именно избыток возможностей, а не их недостаточность. Здесь главное — само действование. Оно самоценно и заключает в себе возможность самовоспроизводства.
Когда человек вовлекается в игру, это означает, что у него рождаются устремления: они выражаются в том, что когда возникает возможность нового поворота в игре, эта возможность переживается как влечение к продолжению. То же можно, например, сказать о любви как устремлении к общению, ориентированному на продолжение и притом самоценное; то же — и о творчестве, и о познании и т.п.
Устремления — это направленность человека на продуцирование таких действий, процесс осуществления которых сам по себе переживается как наслаждение. Здесь сама возможность действия превращается в побуждение ("могу" превращается в "хочу"), а удовлетворение желания действовать, очевидно, порождает рост возможностей действования (рис. 2); при определенной организации среды (в широком смысле слова) устремления приобретают качество не только самоценности, но и неограниченной воспроизводимости. Речь идет о поиске или порождении условий, в которых могут быть развернуты и в конечном счете реализуются аналогичные формы активности.
|
|
Но какое отношение все это имеет к дошкольному образованию? Самое прямое, потому что мы считаем, что именно в дошкольном возрасте у детей могут рождаться устремления как самоценные проявления активности. Мы имеем в виду устремления познавать, совершенствоваться в действии, извлекать разнообразные переживания, в том числе и неизведанные, вступая в контакт с миром.
Рис. 2. Устремление
Если верно, что устремления должны "взойти", то спрашивается: в каких условиях? на какой почве? Во-первых, это
--- 8 ---
ориентация на актуализацию категорий (В.А.Петровский, Л.М.Кларина). Между понятием и его эмпирическим наполнением всегда существует некоторый "зазор", который может еще и еще заполняться. "Каждое понятие, — пишет П.А.Флоренский вслед за Шеллингом, — есть бесконечность, потому что оно объединяет собой множество представлений, которое не является конечным. Но так как объем понятия по существу дела вполне определен и дан, то эта бесконечность не может быть ничем иным, кроме актуальной бесконечности1.
Мы начинаем с категории "бытия", с которого начинаются все категории. Отметим, что категории "есть", "нет", "становление", "качество", "количество" и другие отчасти уже представлены в опыте ребенка, однако общение с детьми организуется так, чтобы они наслаждались самим открытием в себе этого, возможностью поделиться своим знанием, осознать, что они это в себе сами открыли. Конечно, никто при этом не ставит задачи превратить мышление ребенка в игру абстракциями. Открываемые им категории — это, в сущности, магнитные поля, притягивающие к себе соответствующие содержания. Ребенку приоткрывается мир в его целостности и вместе с тем — в многообразии: как мир четырех миров — "Природы", "Культуры", "Других", "Себя Самого".
При этом, во-вторых, необходима опора на детскую субкультуру (масштабное исследование Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой, вскрывших целый пласт "значимостей", вовсе не известных взрослым). Ориентация взрослого на ценности и нормы самих детей придает общению статус самоценности. Рождается то, что может быть названо соустремленностью детей и взрослых в общении. Но все это требует — в силу отсутствия традиции действительного (а не нравоучительного или чисто игрового) общения между взрослыми и детьми в детском саду — освоения воспитателями новых моделей общения.
B-третьих, это — открытость воспитывающего взрослого ребенку. Взрослый интересен ребенку сам по себе как таковой — как носитель "взрослых" видов деятельности, своей устремленностью к познанию, творчеству, переживаниям. В построении инновационных моделей образования мы отводим определенное место и время для возможности самовыражения взрослого в значимых для него лично видах активности.
--- 9 ---
Сказанное образует основу руководств и новых образовательных программ.
Традиционные психолого-педагогические разработки нацелены на исследование ребенка, и только ребенка. Воспитывающий взрослый занимает при этом "привилегированное" положение субъекта воспитания или исследования. Между тем проблемное поле дошкольного образования правомерно представить в виде эллипса, имеющего, как известно, два равноценных фокуса: ребенок и взрослый. Равнозначны поэтому и стратегии психолого-педагогических исследований ребенка и взрослого в образовательном процессе.
В то время как в современной дидактике остается непреодоленным разрыв между мотивационной и инструментальной компонентами образования, обращение к устремлениям (самоценным формам активности детей) позволяет наметить способ их синтеза. Собственно образовательный процесс в этом случае выступает как развитие устремлений детей в сфере познания, переживания, действия.
В познавательной сфере нам приоткрывается целый спектр самоценных процессов создания ребенком представлений о мире. На первый взгляд это столь привычно звучащее для психологов и педагогов — "децентрация", "категоризация", "понимание" и т.д. Однако они рассматриваются нами (в плане порождения и оценки) как устремления1, а не просто способности. Например, недостаточно отметить, что ребенок, положим, под давлением взрослого способен осуществить акт децентрации2: нас интересует "самочинное" проявление этой способности ребенком. Так, в исследовании С.В.Зайцева специально рассматривался вопрос о привлекательности мысленной децентрации у старших дошкольников. В ситуации выбора между возможными способами описать один и тот же предмет в недоступном для прямого наблюдения ракурсе 83% детей 5 — 6 лет предпочитали путь решения, свя-
--- 10 ---
занный с децентрацией. О мере устремленности детей к реализации интеллектуального напряжения, выраженной в децентрации, свидетельствует независимость проявления этой тенденции от ряда ситуативных факторов, в том числе и от сложности самой задачи. Любопытно, что достижение верных результатов во многих попытках не снижало интереса детей к деятельности, а всякий полученный в ходе ее осуществления результат рассматривался ими как промежуточный. В работе Е.Г.Юдиной исследовался феномен предметного понимания как реконструкции содержания некоторого целого (сюжетная ситуация) по его элементам. Предметная ситуация была искусственно разделена экспериментатором на пространственные или временные фрагменты, по которым-то и могла быть восстановлена ситуация в целом. Необходимость в восстановлении именно целостности ситуации, т.е. догадки о том, что здесь было, каков смысл происходящего, что означают те или иные фрагменты внутри целого, не подчеркивалась. Понимание интерпретировалось как восстановление целостности при учете всех элементов, потенциально образующих связное целое. Поскольку восстановление целостности не предъявлялось испытуемому в качестве задачи, понимание в этих условиях выступало как проявление самоценной активности — как устремление. Выяснилось, что около 30% детей пытались добиться понимания ситуации, хотя фрагменты были таковы, что они либо чрезвычайно затрудняли восстановление целостности, либо делали связную интерпретацию ситуации невозможной.
В эмоциональной сфере принципиальной для нас является прежде всего эмпатия как устремление, т.е. активная сопричастность другому в его переживаниях. Этому посвящены работы Л.П.Стрелковой, которой удалось диагностировать понимание детьми эмоциональных состояний других людей и развивать эмпатию именно как устремление. Но проблема, поднимаемая исследованиями Стрелковой, шире: здесь и порождение новых эмоций, и развитие выразительных средств (сообщение своих эмоций другому), и все это — как самоценные формы активности.
Критерии развития произвольности в поведении детей (тематика давняя — от Л.С. Выготского!) также рассматриваются в этом новом ключе. Исследования Н.Я. Михайленко охватывают детей 4 — 6 лет и посвящены нормативной регуляции поведения в игровой деятельности. Рассматривается правилотворчество в игре и правилосообразное
--- 11 ---
поведение. Экспериментатор провоцирует возникновение "разрывов" в протекании игровой деятельности, которые могут быть преодолены, когда ребенок открывает для себя и своих партнеров новое правило игрового взаимодействия. Вполне достаточно "изобрести" всего одно правило, чтобы вести игру. Однако дети не ограничиваются нахождением одного правила и придумывают еще; в подготовительной группе — в среднем! — продуцируются три правила (два явно избыточны), а лидеры изобретают до семи (!) новых правил. Кроме того, выясняется, что дети склонны неукоснительно следовать своим правилам, в то время как "задаваемые" исполняются более формально. "Нарушителями" своих правил оказываются всего 5% детей. Санкции к нарушителям изобретенных правил столь строги, что дети сами исключают нарушителей из игры. Ценность следования правилу, таким образом, оказывается не менее высокой, чем ценность самой игры. Мы оказываемся свидетелями не только способности, но и устремленности детей к правилотворчеству и правилосообразному поведению.
Другой аспект произвольности — независимость поведения детей от взрослых. В исследованиях А.А.Рояк детям предлагалось расположить в порядке возрастания привлекательности картинки, выполненные другими детьми. При этом воспитатель сам устанавливал свой порядок привлекательности. Было подстроено так, что это был перевернутый ряд детских предпочтений. Среди десятков воспитателей был найден "демократ". Казалось бы, ситуация давления. Во многих подобных же экспериментах была показана глобальная конформность ребенка. Но здесь всего 1/3 детей вторили воспитателю, да и то в основном те, кто сам был нетверд в рисовании. Независимость, по-видимому, определяется стилем общения воспитателя с ребенком, в данном случае отличающимся от авторитарного. Исследования продолжаются при использовании проективных рисунков, с разными возрастами детей, в зависимости от различных стилей общения. Особый интерес представляет превращение независимости как способности ребенка в потребность, т.е. рождение независимости как устремления.
Специфика разрабатываемых нами заданий для детей заключается в том, что они не только позволяют диагностировать самоценные устремления детей в сфере познания, переживания, действия, но и могут быть использованы в качестве порождающих. Корпус таких развивающих заданий образует диагностическую основу личностно-ориентированной
--- 12 ---
дидактики. Содержание образования в этом случае выступает как своего рода выращивание самоценных склонностей детей, таких, как рефлексия, децентрация, категоризация, понимание (схватывание целого), расширение территории Я, риск, вчувствование, независимость, правилотворчество, преодоление образцов и т.д.
Условием превращения специфических процедур исследования устремлений ребенка (отчасти эти процедуры были проиллюстрированы здесь) в инструмент выращивания этих устремлений является изменение форм и содержания общения воспитывающих взрослых с детьми.
ВОСПИТАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Очевидный как для ученых, так и для практических работников разрыв между теорией и практикой воспитания требует осмысления того, что именно лежит в основе этого разрыва или, точнее, в чем именно заключается сам разрыв. Анализ имеющихся теоретических разработок, программ воспитания и обучения в детском саду, рекомендаций для практических работников, учебников и пособий по дошкольному воспитанию убеждает в том, что если и искать причины разрыва, то они заключаются отнюдь не в том, что "машина" педагогической науки стоит на месте и что практика не предъявляет запросов к науке. Суть дела, как мы полагаем, заключается в том, что из поля зрения исследователей и методистов по существу выпала одна из центральных фигур педагогического процесса в детском саду — воспитателя.
За этим превращением "центральной фигуры" в "фон" психолого-педагогических разработок скрывается определенная трактовка движущих сил развития личности ребенка. Позиция взрослого здесь сводится к реализации предписанной ему обществом функции — быть воспитателем, Общество, в свою очередь, рассматривается как обезличенное выражение общественных ожиданий и требований, предъявляемых к детям. Ребенок при этой трактовке выступает как саморазвивающийся субъект.
Конечно, ни в одном из педагогических сочинений мы не встретимся с утверждением, что воспитатель — всего-навсего социальный функционер, проводник требований общества к ребенку, как не встретимся и с призывами методистов к воспитателям "не быть личностью". Однако индивидуально-
--- 13 ---
личностный аспект деятельности воспитателя (растворяясь, например, в таких словах, как "индивидуальный подход в воспитании") оказывается как бы за скобками интересов исследователей и практиков.
Опорная для нас трактовка движущих сил развития личности ребенка восходит к идее Л.С.Выготского о социальной ситуации развития: идея межиндивидуального становления высших психических функций. Взрослый для ребенка — не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект. Между взрослым и ребенком устанавливаются глубокие личные взаимоотношения, или, точнее, взаимоотношения, внутри которых осуществляется личностное становление и развитие каждого. В этом смысле мы говорим о развивающих взаимодействиях в системе "взрослый — ребенок" (шире — "взрослые — дети"). Совместная деятельность и деятельное общение взрослых и детей, их сотрудничество и содружество в реальных, живых контактах друг с другом — вот та среда, в которой возникает и развивается личность ребенка и личность взрослого как воспитателя.
Идея межиндивидуального источника развития личности, при всей ее, казалось бы, простоте (а ныне — и привычности), заставляет радикальным образом пересмотреть основную схему психолого-педагогических исследований: не только ребенок, но и взрослый не могут рассматриваться как объект программирования со стороны общества. За каждым остается возможность свободного самоопределения, право на выбор себя.
Представление о развивающих взаимодействиях нуждается в пояснении. Чем "развивающие взаимодействия" отличаются от "неразвивающих"? "Развивающие взаимодействия" — между кем и кем? Почему "развивающие взаимодействия и воздействия", а не просто "воспитательские воздействия"? Обсудим эти вопросы.
Говоря о развивающих взаимодействиях, мы подчеркиваем, что каждый из вступающих во взаимодействие не просто "содействует развитию другого", но именно в этом находит условия для собственного личностного развития. Такой взгляд базируется на двух предпосылках: на концепции личности как субъекте идеальной представленное™ и продолженности человека в другом человеке (отраженной субъектности — см. подробнее ниже) и на идеях педагогики сотрудничества. В первом случае фиксируется тот фундаментальный факт, что быть личностью — это значит
--- 14 ---
осуществлять значимые преобразования жизнедеятельности другого лица. "Безличность" уподобима нейтрино: проходя сквозь толщу общения с другими людьми, человек не оставляет следов. Эффекты влияния человека на других людей могут быть как позитивными, так и разрушительными. В последнем случае, оказывая на других то или иное влияние, находя свою идеальную представленность и на время про-долженность в других людях, человек как бы сам себя разрушает: уничтожая другого, уничтожает и себя в другом. Возможен и другой случай — жертвенное поведение. Предоставляя другому надлежащие условия жизни, человек исчерпывает себя, жертвуя собственными интересами и возможностями роста. Но в этом случае он со временем теряет ценность или сохраняет лишь реликтовую ценность для того человека, которому он посвятил себя. Типичный пример — мать, пожертвовавшая всем для ребенка и вдруг обнаруживающая, что она больше не нужна ему, их отношения (основанные на симбиотическом отношении) исчерпаны... Поэтому если понимать под воспитанием все" более углубляющийся контакт между людьми (этим оно отличается от лечения: больные часто забывают своих врачей, что, возможно, для тех и обидно, но вполне объяснимо самим. фактом выздоровления), то взаимодействие между воспитателем и ребенком должно иметь взаиморазвивающий, характер. И это второе обстоятельство мы должны особо i выделить, характеризуя развивающие взаимодействия как возможный объект психолого-педагогических исследований.
Развивающие взаимодействия и воздействия мы отличаем' от воспитывающих воздействий, по выражению С.Л. Рубинштейна, "воспитательных" действий и поступков. Основы для такой дифференциации заложены в труде С.Л. Рубинштейна "Человек и мир". Говоря, что "...поведение людей само строится в той или иной мере как воспитание, не в смысле менторства, поучения или выставления себя в качестве образца для других людей, а в том смысле, что все поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей" и что "...отсюда ответственность человека за всех других людей и за свои поступки по отношению к ним", С.Л.Рубинштейн отмечал, что воспитание в более узком смысле означает, что человек производит "...специальные действия, специальные поступки, предназначенные для того, чтобы воздействовать, специально формировать внутренние условия настоящего, морального поведения, или своими поступками вызывать ответные поступки, в которых эти
--- 15 ---
внутренние условия формировались бы"1. Таким образом, внутри широкого спектра развивающих воздействий и взаимодействий могут быть выделены собственно воспитательные акты, отвечающие требованию — "стать реальным условием надлежащей человеческой жизни других людей"2.
Этому фундаментальному различению, за которым, конечно, вырисовывается давняя философская традиция — не отождествлять поступки и деяния, в экспериментальной психологии соответствует различение направленного и ненаправленного воздействия и особых смысловых оттенков при характеристике каждого. В случае направленного воздействия субъект, оказывающий влияние, ставит перед собой задачу добиться желаемого результата от другого, например произвести на него впечатление, принудить сделать что-либо и т.д. В свою очередь, в подобного рода воздействиях можно различать две формы: прямое, при котором субъект влияния открыто предъявляет те или иные притязания, и косвенное, когда субъект, стремясь изменить поведение другого, преобразует среду в расчете на получение нужных ему откликов (от элементарных двигательных ответов до изменения личностных характеристик другого). В обоих случаях влияние и воздействие соотносятся друг с другом как цель и средство. Во втором варианте (ненаправленное воздействие) субъект не стремится вызвать ту или иную реакцию у объекта влияния. Тем не менее эффект воздействия субъекта может быть весьма ощутимым.
К категории ненаправленных воздействий и их возможных эффектов относится своеобразный круг явлений межиндивидуального восприятия, особенно значимый в связи с исследованием развивающих взаимодействий в педагогическом процессе. Перед нами образцы восприятия, представляющие собой продукт переживания одним индивидом воздействия, которое на него оказывает другой и которое в данной ситуации фактического или воображаемого взаимодействия не связано с намерениями этого другого. Например, когда мы говорим: "Мне этот человек смешон", то мы не имеем в виду, что этот человек старается нас рассмешить, скорее, подобное высказывание свидетельствует об обратном. Но тем не менее оно характеризует в наших глазах именно личность другого.
--- 16 ---
Л.Н.Толстой писал, что описать человека собственно нельзя; но можно описать, как он на нас действует; сказать про человека: он человек оригинальный, добрый, умный, глупый, последовательный — значит не дать никакого понятия о человеке.
Мы, таким образом, видим, что понятия "развивающие взаимодействия" и "воздействия" значительно шире понятий "воспитательный поступок" и "специальные воспитательные действия". Однако в педагогическом плане их объединяет категория ответственности за ближайшие и отдаленные последствия межиндивидуальных контактов.
В понятие "развивающие взаимодействия" мы вкладываем более широкий смысл, чем взаимодействие в диаде "взрослый — ребенок". Речь идет о возможных формах взаимопроникновения мира взрослых и мира детей, о многообразии этих форм. Таким образом, развивающие взаимодействия как объект психолого-педагогических исследований предстают перед нами в виде множества возможных предметов. В одном случае в поле зрения исследователей окажется, например, вопрос о том, как взаимоотношения между взрослыми отражаются на психическом здоровье, познавательном, волевом или эмоциональном развитии ребенка, не являются ли скрытые конфликты между взрослыми не менее опасными для развития ребенка, чем конфликты открытые и т.п. Существенно, что влияния, которые испытывает на себе ребенок со стороны взрослых, могут быть непреднамеренными и тем не менее стимулировать или сковывать развитие ребенка.
Наряду с этим непременно должны быть выделены (или построены) такие формы взаимоотношений между взрослыми, которые с самого начала ориентированы на создание благоприятных условий для развития личности ребенка. Это вытекает из самой сути воспитания как содействия развитию личности в направлении общечеловеческих ценностей. Увы! Круг "общечеловеческих ценностей" имеет много острых углов. Утверждать непротиворечивость и изначальную гармоничность общечеловеческих ценностей — значит принимать желаемое за действительное. Если бы все обстояло иначе, т. е. если бы существовала модель "увязки" или "стыковки" основных ценностей человеческого бытия, то можно было бы еще как-то представить некоего Воспитателя, способного пролить свет истины на прошлое, настоящее и будущее, указать путь к совершенству. Но, как сказал однажды наш коллега-психолог, последним человеком, который
--- 17 ---
твердо знал, "что такое хорошо, а что такое плохо", был Владимир Владимирович Маяковский... Единственное, что обществу следует предоставить детям, — это максимально полную возможность для жизненного самоопределения, означающую раскрытие перед ними мира человеческих взаимоотношений во всей их сложности и противоречивости, выделение тех моделей взаимодействия между людьми, ко-. торые могут вести к успеху. Отсюда такие, казалось бы, далеко отстоящие друг от друга подходы к воспитанию, как задание детям образцов игрового взаимодействия, когда "игроки — это взрослые" (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко) или школа "диалога культур" (В.С.Библер). Традиционная модель воспитания, в которой один воспитатель и много воспитанников, сегодня дополняется моделью, в которой воспитанник и много воспитателей взаимодействуют друг с другом и с ним (модель пока сугубо теоретическая: авторам хорошо известны данные о положении в детских дошкольных учреждениях и школах).
Еще один вид развивающих взаимодействий — когда в качестве источника развивающих воздействий на ребенка выступают взаимоотношения между воспитателем и другими детьми. Хотя в условиях детского сада это наиболее типичная форма взаимодействия, ее развивающий смысл неочевиден и требует специального исследования (например, изучение динамики референтности кого-либо из детей для другого ребенка в зависимости от характера контакта с воспитателем и т.п.).
И наконец, такой вариант развивающих взаимодействий, когда в центре внимания оказывается диада "воспитатель — воспитанник" или более сложное образование: "воспитатель — группа детей".
Как можно видеть, многопроблемность (многопредмет-ность) возможных психолого-педагогических разработок предоставляет исследователю и педагогу возможность выбора.
Мы начнем с того, чем закончили наш анализ, — с обсуждения проблемы развивающих взаимодействий в диаде "воспитатель — ребенок", а также в системе "воспитатель — группа детей" (что в наибольшей мере соответствует традиции в обсуждении проблем воспитания). Сделаем при этом акцент на позиции воспитателя в контакте с детьми.
Рассмотрим профессиональную позицию воспитателя. Вначале попробуем определить само понятие "воспитатель", опираясь на предшествующий анализ.
--- 18 ---
Воспитатель — это, во-первых, профессиональная роль, заключающаяся в принятии на себя полной меры ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека (воспитанника); во-вторых, это то лицо, которое является носителем этой роли.
За профессиональной ролью "воспитатель" вырисовывается, как уже было отмечено ранее, универсальное отношение человека к человеку, заключающееся в том, что; своими поступками, иногда помимо своей воли, люди изменяют условия жизни друг друга, обнаруживая свою идеальную представленность и продолженность в жизни другого (других). Неся ответственность за те изменения, которые он вносит в систему взглядов, ценностей, личностных смыслов других людей, человек выступает как воспитатель в широком смысле этого слова. Превращение социальной роли' "быть воспитателем" в профессиональную обусловлено специфическими трудностями передачи элементов человеческой культуры во взаимоотношения между поколениями, что, в свою очередь, вызвано процессами дифференциации и динамизации общественной жизни.
К сфере профессиональной компетентности воспитателя относятся: 1) способность к ценностному самоопределению в отношении целей и средств воспитания, перспектив развития личности воспитанников; 2) овладение определенными технологиями педагогической работы и постоянное повышение педагогического мастерства; 3) развитие педагогической рефлексии.
Необходимость самоопределения ценностей воспитания, способов педагогической работы, ожиданий, предъявляемых к воспитаннику, вытекают из самой сути воспитания как приобщения к миру человеческих ценностей и норм взаимоотношений с миром, что невозможно без сознательного (т.е. основанного на свободном самоопределении) следования соответствующим нормам и ценностям. Существенно, что не только те элементы человеческой культуры, к которым воспитатель приобщает воспитанников (к чему следует стремиться, что обладает подлинным человеческим содержанием, а что мнимым, что вечно, а что суетно), но и сам акт самоопределения выступает как момент воспитания. Поэтому воспитание совершается ежечасно, в прямом контакте с воспитанниками как постоянный выбор и обоснование воспитателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, своих взглядов на жизнь. (В отличие от ценностей, реализуемых
--- 19 ---
в процессе воспитания, цели воспитателя могут, а иногда и должны быть, как подчеркивал А.С.Макаренко, скрыты от воспитанников, "вынесены за скобки" общения с ними.)
Овладение определенной "суммой технологий" педагогического мастерства — существенное условие реализации ценностей воспитателя. В истории педагогики и ее современных разработках представлен богатый арсенал методик развивающих воздействий воспитателя на воспитанников (приемы воспитания, педагогические ситуации). Особая сложность, однако, заключается в том, что не существует какой-либо одной методики воспитания, которая была бы во всех случаях заведомо эффективна; кроме того, даже в контактах с одним и тем же воспитанником подход, однажды себя оправдавший, оказывается нерезультативным в последующем; наконец, ценность той или иной методики воспитания неотделима от особенностей личности того, кто ее применяет. В отличие от технических устройств, развивающие технологии педагогического воздействия обращены не только к объекту воздействия (в данном случае — воспитаннику), но и к субъекту педагогического процесса — воспитателю, его индивидуальным возможностям и склонностям. Воспитатель вынужден каждый раз как бы заново строить свои отношения с воспитанником, личностный момент образует центр развивающих технологий, а не просто условие их реализации. Категорический императив воспитателя заключается в человечности как цели и ценности, в неутилитарности его отношения не только к воспитаннику, но и к самому себе как личности. Возможность творчества при этом основана на педагогической рефлексии.
Педагогическая рефлексия заключает в себе ряд взаимосвязанных моментов.
1. Осознание воспитателем подлинных мотивов своей педагогической деятельности, своих "воспитательных" поступков и т.п. Декларируемые ценности и цели воспитания, как показывают наблюдения и специальные исследования, зачастую оказываются оттеснены и замещены побуждениями, которые не имеют с этими ценностями и целями ничего общего или даже противостоят воспитанию: конкурентные установки, самоутверждение, неосознаваемые "маневры" в общении, направленные против другого, так называемые игры типа "Аргентина" (гл. II).
2. Умение отличить собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников (часто подобного
--- 20 ---
рода трудности смешиваются, и в результате воспитанник оказывается ответствен за промахи воспитателя). Тем самым происходит "программирование" воспитанников (гл. II).
3. Способность к эмпатии и децентрации.
4. Оценка последствий собственных личностных влияний на воспитанников, умение видеть себя в зеркале жизни других людей. С помощью специальных психологических исследований удается выявить широкий спектр влияний, оказываемых индивидуальностью воспитателя на воспитанника. Показано, что в общении между ними происходит "передача" таких личностных черт воспитателя, как гибкость — ригидность, оригинальность суждений и др.; в реальном или воображаемом присутствии воспитателей у их воспитанников изменяется протекание процессов восприятия; стиль руководства воспитателя обусловливает специфические особенности взаимных предпочтений и стиля взаимоотношений в среде воспитанников; самооценка воспитателя, его отношение к детям отражаются на нравственных установках воспитанников, в частности правдивости, добросовестности и т.п. Существенно, что большей частью эти влияния совершенно не осознаются как воспитанниками, так и воспитателем. Между тем очевидно, что ответственность за развитие личности воспитанника предполагает способность осознавать и предвидеть последствия своих влияний, ориентацию на них в построении развивающих взаимодействий.
В результате взаимопроникновения профессиональных и индивидуальных черт личности воспитателя оформляется особое образование — воспитательская позиция личности. Поскольку каждый общественный строй характеризуется множественностью представленных в нем укладов, противоречивостью интересов различных социальных групп, сочетанием консервативных и новаторских тенденций, в каждом обществе складываются условия для порождения некоторого многообразия воспитательских позиций. Вместе с тем от конкретного устройства общественной жизни зависит диапазон возможных вариаций воспитательских позиций, а когда воспитание превращается в массовую профессию — преобладание той или иной ее формы. При этом общество как бы конструирует определенный выбор ролевых предписаний и производит отбор лиц, обладающих соответствующими чертами характера, особенностями общения и т.п.
Эпоха тоталитаризма, проповедуя идеологию человека-"винтика", по выражению одного из исследователей, должна
--- 21 ---
была позаботиться и о производстве "отверток". В этих условиях распространение получил учебно-дисциплинарный подход, выражающий и вместе с тем формирующий следующие основные черты воспитательской позиции педагога (см. Концепцию дошкольного воспитания):
— цель: вооружить знаниями, умениями и навыками, привить послушание;
— лозунг в ходе взаимодействия воспитателя с воспитанниками: "Делай, как Я!";
— вынужденная линия поведения: реализация программы, подчинение требованиям руководства и контролирующих инстанций;
— взгляд на воспитанника лишь как на объект приложения сил воспитательской системы;
— ведущие способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
В результате — взаимное отчуждение воспитателя и воспитанников. На стороне воспитателя — закрепление или формирование негативных черт характера: менторство, внешне обвинительный стиль реагирования на фрустрацию, эмоциональное застревание, "прокурорский" личностный профиль. На стороне воспитанника — преобладание пассивности над активностью, невротизация и психопатизация. За пределами контакта с воспитателем поведение может резко меняться, формируется двойной стандарт поведения.
В условиях демократизации общественной жизни складываются предпосылки для распространения и развития личностно-ориентированного подхода в воспитании. Соответствующие черты воспитательской позиции:
— цель: содействие становлению и развитию личности воспитанника;
— в общении с детьми воспитатель придерживается принципа: "Не рядом и не над, а вместе!";
— основная линия поведения: не подтягивать воспитанника к некоторым заранее известным стандартам, а координировать свои ожидания и требования с задачей максимально полно развернуть замечаемые в ходе общения возможности личностного роста воспитанника;
— способы общения: понимание, признание и принятие другого.
Взгляд на воспитанника как на полноценного, сотрудничающего партнера. Сами воспитатели открыты, способны к росту, проявляют интерес к профессии. Эффект воспитания проявляется в расширении "степеней свободы" воспитанника
--- 22 ---
— его способностей, прав, перспектив. Преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм. Мышление и воля, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются.
Очевидно, что только в рамках личностно-ориентированного подхода могут полноценно проявить себя такие черты профессии воспитателя, как ценностное самоопределение, овладение развивающими технологиями и педагогическая рефлексия. Однако традиционные методы подготовки воспитателя не обеспечивают формирование этих профессиональных возможностей, для этого требуются ради кальные изменения сути и способов подготовки воспитателей-профессионалов. К числу эффективных методов подготовки и переподготовки воспитателей могут быть отнесены семинары-тренинги, творческие семинары-симпозиумы, видеотренинг и др.(гл. V).
Начав теоретический анализ профессиональной позиции воспитателя, мы тут же вышли на целый "веер" проблем для возможного продолжения анализа. Если вначале мы стояли перед выбором предмета исследования в такой многопредметной области, как развивающие взаимодействия, то теперь нам необходимо наметить ближайшие перспективы для исследования, которое могло бы послужить опорой построения педагогической работы с воспитателями.