Краткий обзор теории трансактного анализа

ТА богат выработанными в его рамках теоретическими концепциями. Наиболее важными для задачи подготовки педагогов нам представляются следующие: структурный анализ (анализ личности с позиции трех эго-состояний), соб­ственно трансактный анализ (анализ межличностного взаимодействия), анализ родительского программирования

--- 29 ---

 (предписания, директивы, и детские решения) и проявление раннего программирования в жизнедеятельности человека (жизненные позиции, рэкет, игры).

Структурный анализ. Теория эго-состояний Э.Берна осно­вана на трех элементарных положениях:

1. Каждый человек был когда-то ребенком.

2. Каждый человек имел родителей или заменявших их воспитывающих взрослых.

3. Каждый человек со здоровым мозгом способен адек­ватно оценивать окружающую реальность.

Из этих положений вытекает представление о личности человека, содержащей три компонента, три особые функци­ональные структуры — эго-состояния: Ребенок, Родитель и Взрослый1.

Эго-состояние Ребенок — это сохраненные (зафиксиро­ванные) переживания прошлого, в основном детства (отсюда название "Ребенок"). Термин "фиксация" имеет в ТА более широкое значение, чем в психоанализе: это не только, вернее не столько, защитный механизм, сколько механизм запечат-ления состояния человека, сопряженного с сильными аффективными переживаниями, запечатление состояния че­ловека в особо значимой для него ситуации (Erskine R. е.а., 1988). Итак, Ребенок — это чувства, поведение и мысли человека, которые были у него прежде, в детстве. Это эго-состояние характеризуется интенсивными эмоциями, причем как свободно выражаемыми, так и сдерживаемыми, пере­живаемыми внутри. Поэтому мы говорим о двух типах эго-состояния Ребенок — Естественном, или Свободном, Ре­бенке и Адаптированном Ребенке. Естественный Ребенок — это состояние спонтанное, творческое, игривое, независимое и самопотворствующее. Для него характерны: естественный выход энергии, естественность самовыражения, непосредст­венность побуждений, импульсивность, поиск приключений, острых переживаний, риска. Особая характеристика этой формы Ребенка — интуиция и искусство манипулирования другими людьми. Иногда эту форму поведения выделяют в особое образование, называемое Маленьким Профессором.

Воздействие воспитывающих взрослых, ограничивающих самовыражение ребенка, вводящих поведение ребенка в рамки социальных требований, формирует Адаптированного Ребенка. Такого рода адаптация может приводить к потере

--- 30 ---

способности к внутренне достоверным чувствам, проявлени­ям любознательности, способности испытывать и вызывать любовь, к замене собственных чувств и мыслей человека на ожидаемые от него чувства и мысли. Это может быть полное принятие родительских предписаний и реализация предпи­санного поведения и предписанных чувств (Подчиняющийся, Уступающий Ребенок). Такая форма поведения связана со стремлением умиротворить и угодить другим и чувствами страха, вины и стыда. Это может быть и уход в себя, от­чуждение (Уклоняющийся, Отчуждающийся Ребенок). Такая форма поведения связана с состоянием застенчивости — стремлением отгородить себя от других людей, выставить перед другими заслон, фасад; это чувства обиды и досады. Наконец, это может быть бунт, открытое противостояние ро­дительским предписаниям (Бунтующий Ребенок). Такая форма поведения выражается в негативизме, неприятии лю­бых правил и норм, чувстве гнева и возмущения. Во всех этих трех формах Адаптированный Ребенок функционирует в ответ на воздействие внутреннего Родителя. Рамки, вно­симые Родителем, навязаны извне, далеко не всегда рациональны и нередко мешают нормальному функциониро­ванию.

Эго-состояние Родитель — сохраненные внутри нас, внутри нашей психики значимые другие люди. Наиболее значимы для большинства людей родители, отсюда название этого эго-состояния. Причем эго-состояние Родитель "содер­жит" не просто воспоминания, образы значимых других, это как бы вложенные в нас другие люди со своим голосом, обликом, поведением, характерными жестами и словами и т.д., — как они воспринимались тогда, в детстве. Для объ­яснения механизма формирования этого эго-состояния используют психоаналитический термин "интроекция", опять же понимая его шире — не только как защитное включение в свою структуру личности другого, а и как нормальный процесс формирования личности во взаимодействии со зна­чимыми другими. Более полное понимание этого процесса дает концепция персонализации (см. ниже). Эго-состояние Родитель — это наши убеждения, верования и предрассуд­ки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, принятые нами сами­ми, тогда как на самом деле они "внесены" извне посредством включения внутрь значимых для нас людей. Поэтому Родитель — наш внутренний комментатор, редак

--- 31 ---

тор и оценщик. Точно так же, как фиксируются разные со­стояния в Ребенке, в эго-состоянии Родитель значимые для нас люди "вкладываются" в различном состоянии. Воспиты­вающие взрослые проявляют по отношению к ребенку две основные формы поведения:

— жесткие указания, запреты и т.д.;

— проявление заботы, доброты, покровительства, воспи­тание по типу рекомендаций.

Первое формирует Контролирующего Родителя, второе — Заботящегося Родителя.

Контролирующий Родитель характеризуется низкой эм-патией, неспособностью сочувствовать, сопереживать другому, догматичностью, нетерпимостью и критичностью. Человек, проявляющий эту форму поведения, видит причину неудач исключительно вне себя, перекладывает ответствен­ность на других, но одновременно требует следования жестким нормам и от самого себя (направляет собственного Адаптированного Ребенка). Заботящийся Родитель защища­ет, заботится и беспокоится о других, поддерживает и успокаивает окружающих ("Не надо волноваться"), утешает и ободряет их. Но в обеих этих формах Родитель предпо­лагает позицию сверху: и Контролирующий, и Заботящийся Родитель требует от другого быть Ребенком.

Наконец, третье эго-состояние — Взрослый — отвечает за рациональное восприятие жизни, объективную оценку ре­альности, что характеризует взрослого человека; отсюда название этого эго-состояния. Взрослый, с опорой на мыс­лительную деятельность и используя прошлый опыт, принимает решения, исходя из ситуации, которая наличест­вует сейчас, в данный момент, здесь-и-теперь. Это эго-состояние воплощает объективность, организацию, при­ведение всего в систему, достоверность, опору на факты. Взрослый действует наподобие компьютера, исследуя и оценивая имеющиеся вероятности и альтернативы, и прини­мает осознанное, рациональное решение, целесообразное в настоящее время и в данной ситуации. В этом отличие Взрослого от Родителя и Ребенка, обращенных в прошлое, воспроизводящих ситуацию, которая переживалась особенно ярко (Ребенок), или фигуру воспитывающего взрослого (Ро­дитель). Функция эго-состояния Взрослый — также проверить заложенное в Родителе и Ребенке, сопоставив это с фактами (проверка реальностью). Эго-состояние Взрослый называют менеджером личности.

--- 32 ---

Рис. 3. Функциональная диаграмма личности

 

Функциональная структура личности в ТА отражена на диаграмме (рис. 3).

Для представления функциональной структуры личности используют эгограммы, з которых отражена развитость ("энергетическая наполненность") той или иной формы эго-состояний. Пример эгограммы приведен на рис. 4. Для построения эгограмм мы используем адаптированный и мо­дифицированный нами опросник Д.Джонгвард (гл. V).

 


Рис. 4. Пример эгограммы

Обозначения:

КР — Контролирующий Родитель;

ЗР — Заботящийся Родитель;

В — Взрослый;

ЕД — Естественный Ребенок;

МП — Маленький Профессор;

АД — Адаптированный Ребенок.

 

Следующими важнейшими понятиями ТА являются ак­туализация эго-состояний и переключение: в каждый конкретный момент человек может быть либо Родителем, либо Взрослым, либо Ребенком. У него актуализировано то или иное состояние, и он может переключаться, переходить из одного эго-состояния в другое при изменении ситуации. При этом надо отметить, что, хотя обычно актуализировано то или иное конкретное эго-состояние, в построении поведе

--- 33 ---

ния человека чаще всего принимают участие одновременно разные эго-состояния. Это ярко демонстрирует афоризм "Если нельзя, но очень хочется, то немножко можно". При конфликте Родителя ("Нельзя") и Ребенка ("Очень хочется") Взрослый находит компромисс ("Немножко можно").

Актуализация каждого эго-состояния сопровождается ха­рактерными вербальными и невербальными проявлениями (гл. V), и уже с самого раннего возраста человек знакомится с соответствующими поведенческими проявлениями, так что освоение теоретической модели ТА структурирует и опера-ционализирует индивидуальный опыт субъекта.

Трансактный анализ (в узком смысле). В ТА основой любых отношений между людьми считается признание (recognition), понимаемое очень широко: от простого подтверждения, что присутствие другого человека замечено, до проявлений люб­ви. Для обозначения признания другого человека используется термин "прикосновение" (stroking). В этот тер­мин Э.Берн включает как физическое прикосновение, так и символический его аналог — приветствие, проявление вни­мания к другому, что составляет основу межличностного контакта. Преобладающая форма контакта при взаимодей­ствии воспитывающего взрослого с ребенком маленького возраста — физическое прикосновение, ласка (одно из зна­чений слова stroking — поглаживание). Как известно, недостаток такого контакта ребенка со взрослым вызывает необратимую деградацию и смерть (явление госпитализма). Специалисты в области ТА придумали такую поговорку: "Если к младенцу не прикасаются, его спинной мозг ссы­хается". Более слабые степени депривации прикосновений в раннем детстве имеют своим результатом личностные про­блемы у выросшего ребенка. Заметим, что прикосновение может быть с различным знаком — "поглаживание" и "пи­нок", но и то и другое означает признание существования другого человека и менее опасно, чем игнорирование. По мере взросления ребенок учится воспринимать символиче­ские формы прикосновений, означающие его признание. А у взрослых людей обмен такими прикосновениями является основой межличностного взаимодействия.

Рассматривая процесс общения, ТА выделяет в нем эле­ментарные единицы межличностного взаимодействия, получившие название трансакции 1 (термин, давший назва

--- 34 ---

ние этому направлению психологии). Под трансакцией по­нимается обмен прикосновениями между эго-состояниями общающихся людей — соприкосновение (контакт) их эго-состояний. Это взаимный процесс (посыл — реакция), поэтому его действительно в определенном смысле можно назвать сделкой.

В ТА существует несколько критериев, согласно которым выделяют типы трансакций. Первый критерий — дополнительность / перекрестность. Дополнительной трансакцией называют такое взаимодействие, когда за прикосновением от первого вступающего в общение человека (посылом) сле­дует соответствующая ему реакция от второго человека — ответ от того же эго-состояния, которому был направлен посыл. Примеры:

— Не скажете, который час?

— 12 часов 32 минуты.

Здесь (рис. 5, а) на информационный запрос эго-состо­яния Взрослый следует ответ из Взрослого собеседника — это соприкосновение эго-состояний Взрослый.

 


 

Рис. 5. Дополнительные трансакции

 

Другой вариант дополнительной трансакции:

Ребенок: Нина Петровна, можно я возьму карандаш?

Воспитатель: Бери, Мишенька. Это (рис. 5, б) контакт Ребенок — Родитель. Обратный случай (рис. 5, в):

Воспитатель: Как ты посмел взять это без спроса?

Ребенок: Я больше не буду...

Последние два примера отличаются от первого еще по одному критерию: одноуровневость / разноуровневость. Имен­но одноуровневые трансакции (т.е. взаимодействия Взрослый — Взрослый, Ребенок — Ребенок, Родитель — Родитель) можно назвать в полном смысле слова партнерскими, когда взаимодействующие люди занимают в общении психологи­чески равные позиции. Во взаимодействии воспитывающего

--- 35 ---

взрослого и ребенка, естественно, преобладают разноуров­невые трансакции, хотя возможны и одноуровневые: совместная деятельность, сотворчество, игра, телесный кон­такт. Излишне доказывать важность последних для развития личности ребенка: именно в таком общении ребенка со взрослым формируется чувство личной значимости, ответст­венности, самостоятельности.

Другой важный трансактный аспект педагогического об­щения — необходимость граничивать канал общения Родитель — Ребенок, заменяя его на Взрослый — Ребенок, в котором воспитатель ориентируется на личность ребенка. Такая позиция воспитателя может быть описана правилом "трех П": воспитывающий взрослый строит свое общение с ребенком на основе Понимания, Принятия и Признания.

Понимание означает умение видеть ребенка "изнутри", умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка, "чтение мотивов ребенка". Х.Дж. Джайнотт (1986) описывает такую ситуацию общения воспитателя с ребенком, впервые пришедшим в детский сад. Увидев висевшие на стене детские рисунки, мальчик сказал: "Фу, какие некрасивые картинки!" Вместо приличествующего ситуации выговора воспитательница сказала: "В нашем дет­ском саду можно рисовать и такие картинки". Здесь мы сталкиваемся со своеобразным "безадресным" посылом ре­бенка, который может направляться к любому из трех эго-состояний. Часто такие безадресные посылы являются своего рода прощупыванием другого человека и характерны для стадии установления контакта (рис. 6).

Рис. 6. Реакция на безадресный посыл

 

Воспитательница поняла, что ребенок хочет узнать, ста­нут ли его бранить, если он будет рисовать плохо (последует ли Родительская реакция), и дала ответ Взрослый — Ребе­нок. Ребенок на следующий день с удовольствием пришел в детский сад: была создана благоприятная основа контакта. Х.Дж. Джайнотт пишет о необходимости особого "кода" общения, позволяющего понимать тайные чаяния детей и

--- 36 ---

ориентироваться на них в своих суждениях и оценках. ТА дает воспитателю возможность освоения такого "кода".

Принятие означает безусловное положительное отноше­ние к ребенку, его индивидуальности независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет — то, что в ТА называют безусловным прикосновением. Это означает: "Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ли ты с этим заданием или нет!" Взрослые часто ограни­чиваются лишь условными прикосновениями, строя свои отношения с ребенком по принципу "если — то!". Х.Дж. Джайнотт, анализируя этот способ отношения к детям, отмечает необходимость устранить из воспитания этот прин­цип. У ребенка должно быть чувство, что его принимают и любят независимо от того, высоких или низких показателей он достиг. Таким отношением взрослый признает и утверж­дает уникальность ребенка, видит и развивает в нем личность: только идя "от ребенка", можно разглядеть зало­женный в нем потенциал развития, то своеобразие и ту непохожесть, которые присущи подлинной личности, а не безликому индивиду, запроектированному родителями еще до его рождения и воспитателем — еще до того, как он переступил порог детского сада.

Признание — это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем, по существу это право быть Взрослым. Ребенку часто нельзя обеспечить полного равенства прав, на­пример, если речь идет о его здоровье, однако "совещательный голос" ребенок должен иметь. Кроме того, многие бытовые ситуации могут быть представлены как допускающие выбор. Х.Дж. Джайнотт советует: вместо высказываний вроде "Вот, бери..." или "Ешь это..." сталкивать ребенка с альтернативой "Какую вещь тебе дать — ту или эту?", "Что ты будешь есть — омлет или яичницу?", т.е. стимулировать его Взрослого. У ребенка должно быть ощущение, что именно он выбирает. Та­ким образом, включение канала "Взрослый — Ребенок" в систему взаимодействия воспитывающего взрослого с ребен­ком является условием развития Взрослого в ребенке.

Противоположностью дополнительным трансакциям, под­держивающим контакт, являются перекрестные трансакции. При таком взаимодействии векторы посыла и реакции не параллельны, а пересекаются. В большинстве случаев такие трансакции ведут к конфликту, к прерыванию контакта. Примеры перекрестных трансакций:

— Который час?

— Разуй глаза — вон часы!

--- 37 ---

Здесь в ответ на посыл Взрослый — Взрослый следует Родительский выговор (рис. 7, с).


Рис. 7. Перекрестные трансакции

 

Примером такого рода классической перекрестной транс­акции (рис. 7, а) может служить следующая ситуация: воспитатель рассказывает что-то детям, а ребенок в ответ делится чем-то, что он слышал раньше и что противоречит словам воспитателя. Ответ воспитателя: "Как ты смеешь мне возражать!" Такого рода перекрестные реакции воспитыва­ющего взрослого могут надолго затормозить развитие Взрослого ребенка. Тем не менее иногда определенные пе­рекрестные реакции оправданы и даже единственно возможны. Пример такой ситуации: Таня, девочка "неглад­кая", ведет себя шумно, ничем не занимается. Пожилой авторитарный воспитатель говорит ей: "Когда же ты чем-нибудь займешься?" Таня обращается к подруге и громко, чтобы слышала воспитательница, говорит: "Как же мне на­доела эта старая ведьма!" Реакция воспитателя: "А как же ты, молодая, мне надоела!" Две минуты воспитатель и де­вочка молча смотрят друг на друга, а затем принимаются за свои дела. Когда за Таней приходят родители, она осто­рожно говорит: "До свидания?!" Воспитатель: "До свидания, Танечка". Здесь девочка столкнулась с неожиданным Роди­тельским ответом, в котором воспитательница интуитивно воспроизвела механизм порождения импульса, исходящего от Бунтующего Ребенка (рис. 7, б): по существу, как это ни парадоксально, такая реакция является признанием лично­сти ребенка, и это — возможная отправная точка для установления контакта с ребенком.

Еще один пример такого рода перекрестной трансакции: воспитательница старшей группы, которая часто сюсюкает

--- 38 ---

с детьми, обращается к развитой девочке, воспитанной в театральной среде: "Иди сюда, маленькая, я тебя одену..." Одетый ребенок идет к двери, поворачивается и говорит: "Благодарю вас от всего сердца, в жизни вам этого не за­буду".

Последний критерий, на основе которого классифициру­ются трансакции, — наличие скрытого (психологического) смысла. Соответственно этому критерию выделяют простые и двойные (скрытые) трансакции.

Скрытая трансакция имеет как открытый уровень взаи­модействия (социальный уровень), так и скрытый (психологический) уровень. Классический пример скрытой трансакции: муж на пыльном столе пишет пальцем "Я тебя люблю". Открытый уровень — обращение от Ребенка мужа к Ребенку жены, скрытый — Родительский укор за непоря­док (рис. 8).

Возможные реакции жены: 1) "Как это мило с твоей стороны" (дополнительная реакция на открытый уровень); 2) уборка (дополнительная реакция на скрытый уровень); 3) "Вечно ты меня упрекаешь" (перекрестная реакция на скры­тый уровень); 4) убрать все, оставив пыльное пятно, на котором приписать: "И я тебя люблю" (дополнительная ре­акция на оба уровня 1 + 2).

Рис. 8. Скрытая трансакция

 

Скрытые трансакции образуют тип взаимодействия меж­ду людьми, называемый в ТА " играми ". Мы остановимся на нем подробнее ниже.

Родительское программирование. Раздел ТА, занимающий­ся анализом родительского программирования, в классической берновской версии носит название сценарный анализ. Э.Берном и рядом его последователей разработана довольно сложная и громоздкая система анализа заклады­ваемых в детстве жизненных сценариев, по которым человек

--- 39 ---

строит свою жизнь и общение с окружающими его людьми. Позднее Р.Гоулдингом была предложена более простая и конструктивная система анализа родительского программи­рования, принятая сейчас большинством специалистов ТА (Goulding M. & Goulding R., 1979), которую мы используем в нашей программе. Основным положением концепции ро­дительского программирования является следующее: сообщения, даваемые родителями и другими воспитывающи­ми взрослыми (родительские указания), могут приводить к кардинальным поворотам в жизни ребенка и часто являются причиной многих жизненных проблем для вырастающего ре­бенка.

Выделяют два основных типа родительских указаний: предписания и директивы.

Предписания — сообщения от эго-состояния Ребенок ро­дителей, отражающие определенные проблемы родителей: несчастье, тревогу, злость, тайные желания. В глазах ребен­ка такие сообщения выглядят иррациональными, родители же, напротив, считают свое поведение нормальным, рацио­нальным. Выделено 10 основных предписаний:

  1. Не (общий запрет)
  2. Не Существуй
  3. Не Будь Близким.
  4. Не Будь Значим
  5. Не Будь Ребенком
  6. Не Взрослей
  7. Не Имей Успеха
  8. Не Будь Самим Собой
  9. Не Будь Здоровым, Не Будь В Здравом Уме
  10. Не Соответствуй

В качестве примера разберем первое предписание Не. Такого рода предписание дается родителями, испытывающи­ми страх. Испытывая постоянную тревогу за ребенка, родители запрещают ему делать многие нормальные вещи: "Не ходи вблизи лестницы", "Не прикасайся к этим пред­метам", "Не лазай по деревьям" и т.д. Иногда таким сверхопекающим становится родитель, ребенок которого был нежеланным. Сознавая это, чувствуя свою вину и пугаясь собственных мыслей, родитель начинает вести себя по отношению к ребенку сверхпокровительственно. Другая при­чина этого — смерть старшего ребенка в семье. Еще один вариант, когда дается такое предписание, — моделирование сверхосторожного поведения. Такая ситуация может быть в семье, где отец — алкоголик: мать боится любого действия,

--- 40 ---

так как это может вызвать взрыв со стороны отца, и пере­дает такое поведение ребенку. Результатом является то, что ребенок убежден, что все делаемое им неправильно, опасно, не знает, что ему делать, и вынужден искать кого-то, кто подсказал бы ему, что делать. Став взрослым, такой человек испытывает проблемы с принятием решений.

Второй тип родительских указаний — директивы. Это сообщение от эго-состояния Родитель родителей. Выделено 6 основных директив:

  1. Будь Сильным
  2. Будь Совершенством
  3. Старайся
  4. Торопись
  5. Угождай Другим
  6. Будь Начеку

Разберем в качестве примера директиву Будь Совершен­ством. Такая директива дается в семьях, где замечают все ошибки. От ребенка требуется, чтобы он был идеален во всем, за что берется. У него нет права на ошибку, поэтому выросший ребенок не выносит ощущения поражения, он про­сто не имеет на него права. Такому человеку тяжело признать за собой право просто быть человеком. Такие люди всегда правы, они не признают свои ошибки — это тип постоянного Контролирующего Родителя, требующего совер­шенства как от самого себя, так и от других (правда, для оценки своих действий они нередко используют розовые очки, а для оценки действий других — черные).

Особенностью директив является то, что для них невоз­можно оценить достаточную степень: когда ты достаточно силен, когда угодил в полной мере, достаточно ли стара­ешься... Эти указания явны, даются вербально и не скрываются. Дающий директивы верит в их истинность и защищает свою точку зрения. В отличие от них предписания обычно не осознаются. Если родителю сказать, что он вну­шил своему ребенку, чтобы тот не существовал, он возмутится и не поверит, сказав, что и в мыслях этого у него не было.

Кроме перечисленных 6 основных директив, этот тип со­общений включает также религиозные, национальные и половые стереотипы.

Кроме двух основных типов родительских указаний — предписаний и директив — выделяют еще так называемые смешанные, или п оведенческие, предписания. Это сообщения, касающиеся мыслей и чувств, они могут даваться Родителем

--- 41 ---

и/или Ребенком родителей. Вот эти сообщения: Не Думай, Не Думай Это (что-то конкретное), Не Думай, что Ты Ду­маешьДумай, что Я Думаю (например: "Не противоречь мне"). Давая такие указания, родители надевают ребенку "семейные (родительские) очки". Аналогичны сообщения и в отношении чувств: Не Чувствуй, Не Чувствуй Это (конк­ретное чувство, эмоция), Не Чувствуй, что Ты ЧувствуешьЧувствуй, что Я Чувствую (например: "Мне холодно — надень свитер"). Такого рода сообщения обычно даются по механизму проекции — когда на другого (в данном случае на ребенка) переносят свои собственные чувства и мысли. Результатом таких смешанных предписаний является замена мыслей и чувств ребенка на ожидаемые от него мысли и чувства, неосознавание ребенком своих чувств и потребно­стей.

Итак, предписания и директивы даются родителями. Но теперь, чтобы они повлияли на развитие ребенка, он должен их принять. У ребенка есть возможность как принять их, так и отвергнуть (как современный ТА отверг идею Э.Берна об электроде: что предписание может быть введено в ребен­ка, как электрод в мозг крысы). Более того, возможны такие случаи, когда предписания вообще не даются реальными родителями. Ребенок фантазирует, выдумывает, неправильно интерпретирует, т.е. сам дает себе предписания (из своего идеального Родителя). Например, умирает брат ребенка и ребенок может поверить, что своей ревностью и завистью к брату магическим путем вызвал его смерть. Он (его Ма­ленький Профессор) находит "подтверждения" и в окружающем мире (недаром эти взрослые говорят об ужас­ной пневмонии). Затем, чувствуя вину, ребенок может дать себе предписание Не Существуй или другое, более мягкое предписание. Или после смерти любимого отца ребенок может дать себе предписание Не Будь Близким в попытке избежать переживания боли: "Я никогда больше не буду любить, и тогда мне никогда впредь не причинят боль".

Есть ограниченное число возможных предписаний, но бес­численное число решений, которые могут быть приняты ребенком по их поводу. Во-первых, ребенок может просто им не поверить ("Моя мама больна и не думает на самом деле того, что говорит"). Во-вторых, он может найти кого-то, кто опровергнет предписание, и поверить ему ("Мои роди­тели не хотят меня, но воспитательница хочет, чтобы я был"). Наконец, он может принять решение, основываясь на роди­тельском предписании. Рассмотрим некоторые возможные

--- 42 ---

решения в ответ на предписание Не: "Я не способен при­нимать решения", "Мне нужен кто-то, чтобы решать за меня", "Мир ужасен... Я принужден совершать ошибки", "Я слабее других людей", "Впредь я не буду пытаться принять решение самостоятельно". Вот пример реализации такого ре­шения: мальчик - девятиклассник; в школе идет отбор детей для обучения в Америке. По успеваемости он однозначно попадает в группу. Неожиданно мальчик заявляет матери: "А я никуда не поеду. Сделаю все, чтобы завалить". И, к удивлению всех в школе, так и происходит. Вследствие сверхопеки и контроля со стороны матери в раннем детстве (впрочем, продолжающихся и сейчас) сын принял решение: "Я ничего не могу, сам я не способен, пусть другой прини­мает на себя ответственность".

Практически не бывает так, чтобы родительское сообще­ние — предписание сразу же влекло за собой решение ребенка. Обычно для этого нужно, чтобы неоднократно по­вторялись однотипные предписания. И в какой-то момент — именно момент — ребенок принимает решение. Например, отец начинает пить и приходить домой злым, устраивать сцены. Какое-то время маленькая дочка продолжает встре­чать отца, надеясь на прежнюю ласку. Но вот, после очередной отвратительной сцены с матерью, принимает ре­шение: "Никогда впредь я не буду любить мужчин". Клиентка, описывавшая Э.Берну этот случай, точно указала число и час, когда она приняла это решение, которому ос­тавалась верна 30 лет (Berne E., 1964).

Что касается директив, то, казалось бы, они, как побуж­дающие указания, должны всегда оказывать благоприятное воздействие, противостоять предписаниям. Так и казалось Э.Берну, который называл их контрпредписаниями. Однако здесь тоже есть свои "но". Один их аспект мы уже упоми­нали — невозможность оценить достаточную степень следования им. Другой аспект — их безапелляционность: они оперируют абсолютными категориями, не признающими исключения (всегда, все). К. Хорни называла это тиранией долженствования: любые, даже самые позитивные директи­вы являются ловушками, так как условие "всегда" невыполнимо. И жесткое следование директивам — путь к неврозу (Horney K., 1950).

Отсюда следует вывод: подчинение любому, самому позитивному родительскому указанию не может быть при­знано оправданным. В идеале воспитывающий взрослый

--- 43 ---

должен быть способен отслеживать ситуации, когда ребенок может быть запрограммирован, и корректировать их. Для освобождения от запрограммированности взрослого М. и Р. Гоулдингами разработана специальная терапевтическая си­стема — "терапия нового решения" (Goulding M. & R., 1979).

Действие родительского программирования. Приняв реше­ние, ребенок начинает на его основе организовывать свое сознание. Вначале в сознании может присутствовать перво­причина решения:

— никогда впредь я не буду любить мужчин, потому что отец ни за что бьет меня;

— никогда впредь я не буду любить женщин, потому что мама любит не меня, а моего маленького брата;

— никогда впредь я не буду пытаться полюбить кого-либо, потому что мама показала мне, что я недостоин любви.

Но вскоре причина уходит из сознания, и восстановить ее взрослому человеку далеко не просто. Проще осознаются основанные на решениях позиции. Жизненная позиция — это, во-первых, "черно-белая" характеристика субъекта, в от­ношении которого принято решение. В приведенных выше примерах это:

— все мужчины — негодяи;

— ни одной женщине нельзя доверять;

— меня невозможно полюбить.

Такая характеристика привязывается к одному из двух полюсов: ОК1 — не ОК.

Во-вторых, в жизненной позиции выражается сопостав­ление Я / Другой, т.е. мы имеем еще два полюса. Таким образом, возможны четыре жизненные позиции:

1. Я ОК — Ты ОК — здоровая позиция, позиция уве­ренности.

2. Я ОК — Ты не ОК — позиция превосходства, в крайних вариантах — криминальная и паранойяльная по­зиция.

3. Я не ОК — Ты ОК — позиция тревожности, депрес­сивная позиция.

4. Я не ОК — Ты не ОК — позиция безысходности, в крайних вариантах — шизоидная и суицидальная позиция.

ОК для каждого человека означает разное. Это может быть: добродетельный, образованный, богатый, религиозный — и прочие бесчисленные варианты "хорошего".

Не ОК может означать: невежественный, нерадивый, бед­ный, богохульник — и другие варианты "дурного".

--- 44 ---

Можно видеть, что "наполняют" смыслом понятия "ОК — не ОК" не что иное, как директивы, несущие, в частности, семейные и культуральные стереотипы.

ТЫ обычно распространяется на очень широкий круг субъектов: все мужчины, женщины, вообще все другие люди.

Я иногда расширяется до МЫ, включая членов своей семьи, группы, партии, расы, страны и т.д.

Таким образом, позиция выполняет функцию согласова­ния мыслей и чувств о себе и о других людях. На основе занятой позиции человек строит свои отношения с людьми. Основной принцип здесь: жизненная позиция должна посто­янно подтверждаться, истинность ее необходимо вновь и вновь доказывать и другим, и самому себе.

Такое доказательство в ТА носит название рэкет чувств. Рэкет — это стереотипные чувства, используемые для поддер­жания принятых решений и занятой позиции. Эти чувства используются для того, чтобы изменять других людей, если и не на самом деле, то в своем восприятии и воображении, и ни в коем случае не допустить изменения своего Я. Занимается рэкетом Маленький Профессор, обучившийся на успешных манипуляциях в детстве, а также на интерпретации реакций воспитывающих взрослых. Взрослые говорят:

— ты здорово меня разозлил, хлопнув дверью;

— ты так волнуешь меня, не возвращаясь вовремя домой;

— ты так меня обрадовал, сходив пи-пи в туалет.

По существу они этим говорят: "Ты ответствен за мои чувства". Так и понимает это Маленький Профессор и прихо­дит к выводу, что может заставить людей чувствовать — управлять их чувствами, и строит на этом свое дальнейшее поведение.

Простейшую модель, объясняющую рэкет чувств, предло­жил С.Карпман (Karpman S., 1968), назвав ее Драматичес­ким Треугольником (рис. 9). Он выделил три базовые роли: Преследователь, Спаситель, Жертва.

Роль Преследователя основывается на позиции, что дру­гие — не ОК, ниже меня, а значит, их можно подавлять, принижать, эксплуатировать. Это роль Контролирующего Родителя. Роль Спасителя тоже основывается на том, что другие ниже меня, не ОК, но в отличие от Преследователя делается вывод, что нужно им помогать, заботиться о них: "Я должен помогать другим, так как они недостаточно хороши для того, чтобы помочь себе сами". Это роль Заботящегося Родителя.

--- 45 ---

 

Рис.9. Драматический треугольник Карпмана (Обозначения см. на рис. 4.)

 

Жертва видит себя нижестоящим, не ОК. Эта роль может принимать две формы: а) поиск Преследователя, чтобы тот командовал, подавлял; б) поиск Спасителя, чтобы он взял на себя ответственность и подтвердил, что я сам не могу справиться с этим. Роль Жертвы — это роль Адаптирован­ного Ребенка.

Итак, мы видим, что в эту систему вовлечены Родитель и Ребенок и полностью выключен из нее Взрослый. Руково­дит же всем, оставаясь на заднем плане, Маленький Профессор. Все роли Драматического Треугольника предпо­лагают обезличивание, объектное отношение — игнорирование личности других и своей собственной лично­сти: игнорируется право на здоровье, благополучие и даже жизнь (Преследователь); право думать самостоятельно и действовать по собственной инициативе (Спаситель) или иг­норирование самого себя — вера в то, что заслуживаешь отвержения и принижения или нуждаешься в помощи, чтобы правильно действовать (Жертва).

Общаясь, человек может играть большую часть времени какую-то роль, но обычно люди строят свое общение, пере­ключаясь с одной роли на другую, манипулируя тем самым другими людьми и доказывая "истинность" своей позиции.

Такие манипуляции Э.Берн назвал " играми "1. "Игра" — серия скрытых трансакций, ведущая к предсказуемому ис­ходу, использующая слабинку другого человека, содержащая ловушку и переключение ролей. На открытом (социальном) уровне трансакции, составляющие "игру", представляются бесхитростными и благовидными, но на скрытом (психоло­гическом) уровне — это манипуляции.

Примером "игры" может служить классическая "Да, но". "Игра" заключается в следующем: игрок формулирует свою

--- 46 ---

проблему, его партнеры пытаются ее разрешить, а игрок опровергает все предложенные ему решения (обычно это де­лается в форме "да, но"). После того как все предложения исчерпаны, наступает пауза, затем игрок подводит итог: "Как жаль, а я надеялся, что вы мне поможете". На поверх­ностном уровне здесь идет взаимодействие Взрослый — Взрослый (информационно-аналитический обмен), но на скрытом уровне общаются Ребенок и Родитель: идет запрос Заботящемуся Родителю (рис. 10).

Цель игрока — доказать неразрешимость своей проблемы и заставить капитулировать Родителя. После паузы проис­ходит переключение игрока из Жертвы в Преследователя, а его партнеры из Спасителей становятся Жертвами. Тем самым игрок "убивает двух зайцев": доказывает свое небла­гополучие — никакой Родитель не может мне помочь — и некомпетентность Родителя.

Рис. 10. Игра "Да, но"

 

Анализируя взаимодействие воспитывающих взрослых с ребенком, можно наблюдать целый спектр "игр". Между вос­питателями и детьми разыгрываются такие "игры", как "Попался, сукин сын!" (бескорыстный поиск виноватого); "Аргентина" ("Я один знаю, что самое главное в стране Ар­гентине, а вы все — нет!"); "Судебная комната" (главное — любой ценой доказать свою правоту); "Я только хотел по­мочь" (демонстрация своей безупречности) и т.п. Дети могут организовывать свои собственные "игры", которым они нау­чились дома, а могут и учиться поддерживать "игры" воспитателей, с удовольствием играя в "Дай мне пинка", "Да, но", "Шлемель" (удовольствие, когда прощают) и т.п. "Игры", разыгрываемые в детском саду, исследованы еще недостаточно, и мы рассматриваем такую работу как одну из наших актуальных задач.

Цели анализа "игр" состоят в том, чтобы:

--- 47 ---

1) снабдить человека средствами диагностики "игрового" поведения и понимания механизма "игр";

2) сделать возможным управление "игрой", т.е. применение антитезиса, разрушающего манипуляции (например, в случае "Да, но" спросить игрока, каково возможное решение проблемы по его мнению);

3) сделать возможным понимание истоков "игрового" по­ведения: как минимум, определить жизненную позицию, которую доказывает игрок, в идеале — проанализировать всю цепочку программирования в обратном порядке: "игры" — жизненная позиция — решение — предписания и дирек­тивы. Понимание истоков "игрового" поведения в родительском программировании делает возможным его кор­ректирование.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: