II. Проблемы повышения эффективности государственного управления

Введение

 

Исследование проблем эффективности государственного управления занимает сегодня далеко не последнее место в политическом менеджменте. И это вполне очевидно, ведь в сфере государственного управления, как и в любой другой сфере, ключевым фактором оценки деятельности является ее эффективность. В то же время, процесс ее повышения неизбежно принимает вызовы современности и сталкивается с новыми проблемами.

Уже сегодня на примере Российской Федерации мы можем увидеть, что существующие проблемы деятельности органов государственной власти, такие как несоблюдение сроков выполнения стратегических важных государственных целей, противоречивость управленческих решений разного уровня, проблемы целевого расходования бюджетных средств,  несогласованность действий органов власти заметно снижают эффективность сложившейся системы государственного управления.[1] В свою очередь, их устранение уже может поспособствовать повышению результативности деятельности органов власти.

Актуальность данного вопроса приобретает все большее значения в рамках исследования сферы государственного управления в современном обществе, где посредством эффективной деятельности управленцев выполняются важнейшие для всего государства в целом функции, например, осуществление государственной политики во всех сферах, выработка политического курса и многое другое, от чего зависит адекватное и стабильное развитие государства.

 

Основная часть.

I. Понятие эффективности государственного управления.

В процессе исследования сферы государственного управления в рамках политического менеджмента традиционно выделяют широкое и узкое определения государственного управления.

В широком смысле государственное управление – это непосредственная деятельность всех ветвей государственной власти, их органов и должностных лиц по регулированию общественной жизнедеятельности в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования. [2]

В узком смысле государственное управление определяется как деятельность исполнительных органов власти по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса; административная, распорядительно-исполнительная деятельность. [3]

Как правило, для осуществления государственного управления в каждой стране организованы соответствующие органы, и осуществляется оно непосредственно профессиональными государственными служащими, входящими в этот орган власти.

Очевидно, что в зависимости от страны, ее типа устройства и сложившейся системы, выделяются различные формы и методы осуществления государственного управления. Тем не менее, вне зависимости от вышеназванных факторов, одним из ключевых элементов любого государственного управления является его эффективность, которая выступает в свою очередь своеобразным индикатором правильности или, напротив, ошибочности выбранного политического курса и осуществляемых действий в этой сфере. 

В свою очередь, понятие эффективности довольно-таки многогранно и может включать в себя несколько категорий (в зависимости от той сферы, где она применятся для оценки того или иного процесса). Ведь говоря о том, что та или иная система государственного управления в какой-либо стране эффективна, мы подразумеваем не только ее положительную результативность, но и качество произошедших преобразований, соответствие современность, возможно, использование инновационных технологий и прочее. 

Поэтому, в качестве наиболее подходящего определения эффективности государственного управления, на мой взгляд, подходит следующее: «Системная категория, отражающая достижение не только экономических, но и социально-политических результатов деятельности органов власти, заключающихся в решении общественно значимых задач, обеспечении на основе этого национальной безопасности страны, повышении уровня и качества жизни населения» [4]

В качестве категорий эффективности автор процитированной выше статьи выделяет следующие:

1. Действенность,

2. Экономичность,

3. Качество,

4. Прибыльность,

5. Производительность,

6. Качество трудовой жизни,

7. Инновационность, или внедрение новшеств.

В целом процесс планирования можно разделить на 2 этапа, первый из которых заключается в формировании государственной политики, а второй – уже непосредственно в реализации сформированной и утвержденной государственной политики.

На мой взгляд, как правило, основные проблемы повышения эффективности государственного управления выявляются прежде всего в процессе реализации политических решений, и уже во вторую очередь причину следует искать в возможных ошибках формирования государственной политики, в том числе в неправильно поставленных целях и определенных ценностях, т.е. в в данном случае в результате ошибок на самом начальном этапе не предоставляется возможным успешно организовать деятельность органов государственной власти.

В дальнейшем я приведу несколько основных, на мой взгляд, существующих проблем, возникающих на пути осуществления эффективного государственного управления в современной России.

 

II. Проблемы повышения эффективности государственного управления.

В любой стране властные структуры в процессе осуществления государственной политики неизбежно когда-нибудь сталкиваются с определенными проблемами. Они могут быть как типичными для всех государств в мире, так и специфическими, характерными лишь для того или иного общественно-политического строя.

Актуальность решения этих проблем возрастает, бесспорно, в силу того, что их своевременное решение так или иначе способствует решению проблем в других важных сферах жизнедеятельности государства, например, в сфере национальной безопасности, социально-экономической, в процессе обеспечения достойного уровня жизни граждан и всеобщего благосостояния, а также в сфере международных взаимоотношений государства и сотрудничества страны с другими, налаживании партнерских контактов и т.д.

Если обращаться непосредственно к ряду уже существующих и нерешенных проблем, можно подчеркнуть, что как правило они основываются на отсутствии согласованности в действиях органов власти на разных уровнях,  и в рамках этого ярко выделяется в своем роде противоречивость принимаемых управленческих решений.

Прежде всего, стоит начать с такой проблемы, как отсутствие обоснованной аналитики, прогнозирования и планирования. Эта проблема зарождается именно на первом этапе всего процесса государственного управления, а именно во время формирования государственной политики. Правильное определение вектора деятельности органов государственной власти увеличивает шансы на дальнейшее успешное управление государством.

Могу предположить, что в основе формирования государственной политики следует ставить грамотное определение ценностей и потребностей общества. В определенной степени можно провести аналогию с известными еще со школьного курса 3 главными вопросами экономики: что, как и для кого производить? Только в данном контексте в содержание формируемой государственной политики будет вкладываться понятие того, какие политические решения необходимы, каким образом они будут осуществляться и на кого непосредственно они направлены.

В случае выбора неправильного вектора деятельности органов государственной власти, сама эффективность неизбежно снизится. Более того, такой ход событий не поспособствует решению насущных проблем в стране, ради решения которых, собственно, и осуществляется государственное управление в целом.

В рамках этой проблемы я могу выделить и другую, которая не менее важна предыдущей. На мой взгляд, аналитика и планирование в сфере государственного управления необходимы не только для анализа ситуации и выработки грамотного политического курса, но также и для эффективной организации самого процесса государственного управления.

В частности, речь идет об отсутствии аудита самой системы государственного управления с целью оптимизации чиновничьего аппарата и повышения эффективности государственного управления. Если бюрократическая машина перегружена сотрудниками и неповоротлива, это не сказывается положительно на результативности деятельности органов власти и благосостояния граждан в целом.

На мой взгляд, эта проблема хорошо описана в книге Рахимбека  Абдрахманова «Как нации становятся брендами». В частности, автор приводит кейс выборов мэра небольшого города в штате Миннесота в 1966 году, в результате которых к власти пришел человек из местной партии. Но в данном случае нас интересует не его происхождение, а то, что он сделал, будучи при исполнении своих обязанностей мэра.

Если описать суть кейса вкратце, то прежде всего он пригласил консалтинговую фирму с целью провести аудиторскую ревизию городского муниципалитета и в результате освободить его от лишних сотрудников и выявить неэффективные элементы в целом. В конечном итоге, из 9 городских департаментов оставили лишь 3, в то время как работу, которую до аудиторской ревизии выполняли 5 человек, была переложена на 1 человека. Мэр был переизбран на другой срок, а проведенные реформы поспособствовали тому, что в результате обновившейся системы государственного управления и исправленных в ней ошибок, этот небольшой город стал в своем роде примером благополучного и образцового города.[5] Пусть это лишь пример на муниципальном уровне, но тем не менее его опыт может быть переложен и на масштаб всей страны.

Другим примером успешного повышения эффективности государственного управления в результате оптимизации бюрократического аппарата может служить произошедший ближе по времени к нам кейс реформирования системы государственного управления в Грузии после свершившейся «революции роз» в 2003 году. Данный опыт проведения широких реформ по всей стране подробно описан и проанализирован в книге Ларисы Бураковой «Почему у Грузии получилось», отражая, как бы то ни было, действительно положительные перемены не только в сфере государственного управления, но и по всей стране. Особое внимание в книге уделяется дебюрократизации и сокращению численности чиновничьего аппарата, упрощение некоторых структур, в частности, ГАИ. Вопреки всем ожиданиям, проведенные меры не привели к хаосу, напротив, эффективность деятельности органов власти и общественное благосостояние возросли. [6] Например, в результате проведенных реформ Грузия заняла 7 место в рейтинге Doing Business и сохраняет эту позицию по сей день. [7]

На мой взгляд, на примере этих двух кейсов мы непосредственно можем прийти к выводу о том, что в основе эффективного государственного управления должно находиться не количество государственных служащих, а прежде всего качество их профессиональной подготовки.

Анализируя сложившуюся ситуацию в России сегодня, я могу отметить, что нередко заходит речь об избыточной численности российского чиновничьего аппарата. В частности, по данным Министерства Финансов РФ на сентябрь 2019 года, на каждые 10 тысяч российских граждан приходится около 163 государственных и муниципальных служащих и иных работников. Это составляет около 3,3% от общего числа занятых в нашей стране.[8]

В свое время Президент Российской ассоциации политических наук Оксана Викторовна Гаман-Голутвина в своей статье о проблемах повышения эффективности государственного управления выделила вышеописанное явление как кадровые аспекты этих проблем. В рамках этой проблемы она выделяет такие ее аспекты, как неоптимальную систему рекрутирования кадров государственной службы, широкое распространение патрон-клиентных отношений в аппарате, а также противоречия в системе подготовки и переподготовки кадров.[9]

 На мой взгляд, проанализированные О. В. Гаман-Голутвиной кадровые аспекты  в определенной степени является смежными с вышеописанной мною проблемой неоптимизированного и громоздкого чиновничьего аппарата, явно снижающего результативность деятельности властных структур.

Говоря об имеющихся в сфере государственного управления проблемах, снижающих ее эффективность, невозможно не сказать о проблеме масштабной коррупции и деятельности по противодействию ей. Стоит сразу отметить, что коррупция как правило присутствует практически во всех странах в той или иной степени, однако в сочетании с множеством других проблем в управленческой сфере на государственном уровне, проблема коррупции и борьбы с ней приобретает еще большее значение и, на мой взгляд, усугубляет всевозможные последствия и так неэффективной деятельности органов государственной власти. В свою очередь, противодействие коррупции может служить прекрасным инструментом повышения эффективности государственного управления. Особую актуальность эта борьба приобретает в тех условиях, когда коррупция стала системообразующим элементом в сфере государственного управления и в силу этого говорить о повышении эффективности деятельности органов государственной власти в принципе не представляется возможным.

В качестве иных проблем, снижающих эффективность государственного управления, можно выделить, в частности, непоследовательность проводимых реформ, классовые или социальные противоречия, разобщенность политических сил или борьба политических элит, несоблюдение сроков выполнения стратегических важных государственных целей, социальная несправедливость, проблемы целевого расходования бюджетных средств, безуспешные попытки решить насущные проблемы государства, либо же в конечном итоге восстание населения против действующей государственной власти.[10] В совокупности же все эти проблемы в сфере государственного управления оказывают неизмеримый эффект на жизнь любой страны и всех ее граждан, а также могут привести к необратимым последствиям. Поэтому, можно сказать, что постепенное решение существующих проблем эффективности государственного управления должно в определенной степени являться едва ли не первоочередной задачей в процессе деятельности органов государственной власти.

Так или иначе, процесс повышения эффективности государственного управления заключается, помимо выявления и анализа существующих проблем, прежде всего в их решении, а также в проведении профилактических мер с целью недопущения появления новых. Ведь, как бы то ни было, проблемы существуют всегда, в любой сфере общественной жизни и в любом государстве. Однако, именно нерешенные проблемы, в том числе и в сфере государственного управления, неизбежно препятствуют развитию страны и постоянно тянут ее назад.

 

 

Заключение

Сегодня проблемы повышения эффективности государственного управления имеют, несомненно, едва ли не первостепенное значения для органов государственной власти. Ведь система государственного управления наделена важнейшими функциями, результативное осуществление которых непосредственно влияет на благосостояние государства и качество жизни его граждан.

В целом, среди относительно немалого количества существующих проблем можно выделить несколько наиболее насущных и типичных для большинства мировых государств. В частности, к таким проблемам я могу отнести следующие:

1. Несогласованность органов государственной власти на разных уровнях и вследствие этого противоречивость принимаемых политических решений;

2. Отсутствие обоснованной аналитики, прогнозирования и планирования в процессе осуществления государственного управления;

3. Отсутствие аудита самой системы государственного управления с целью оптимизации чиновничьего аппарата и повышения эффективности государственного управления;

4. Различные кадровые аспекты в рамках предыдущей проблемы;

5. Масштабная коррупция, в том числе и характеризующаяся уже как системообразующая, а также правила успешного противодействия ей.

Необходимость решения этих проблем, на мой взгляд, не может быть поставлена под сомнение, в особенности учитывая прямую зависимость общественного благосостояния той или иной страны от деятельности всех органов государственной власти, которые как раз и составляют ядро системы государственного управления. 

 

Список литературы

1. Абдрахманов Р. Как нации становятся брендами. Экономико-политические наблюдения. - М.: Интеллектуальная Литература, 2019. - С. 7-11.

2. Буракова Л. Почему у Грузии получилось. - М.: Юнайтед Пресс, 2014

3. Гаман-Голутвина О.В. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Сравнительная политика. - 2011. - №3.

4. Кожевников, С.А. Повышение эффективности государственного управления – ключевая за- дача для современной России / С.А. Кожевников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – Т. 10. – No 3. – С. 78-99. DOI: 10.15838/esc/2017.3.51.4

5. Расторгуев С. В. Основные критерии оценки эффективности исполнения функций государственной власти в контексте развития гражданского общества // Гуманитарные науки. Вестник Финансового Университета. 2018. Том 8, №6.

6. Токарев А. А. Реформы Михаила Саакашвили: территория и госуправление. Что получилось у Грузии? // Полит. наука. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-mihaila-saa.. (дата обращения: 20.02.2020).

7. Минфин назвал общую численность чиновников в России // РБК URL: https://www.rbc.ru/society/23/09/2019/5d8868bb9a7947414a3753bd (дата обращения: 20.02.2020).

8. Рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса // Doing Business URL: https://russian.doingbusiness.org/ru/rankings (дата обращения: 20.02.2020).

 


[1] Кожевников, С.А. Повышение эффективности государственного управления – ключевая за- дача для современной России / С.А. Кожевников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – Т. 10. – No 3. – С. 78-99. DOI: 10.15838/esc/2017.3.51.4

[2] Кожевников, С.А. Повышение эффективности государственного управления – ключевая за- дача для современной России / С.А. Кожевников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – Т. 10. – No 3. – С. 78-99. DOI: 10.15838/esc/2017.3.51.4

[3] там же

[4] Кожевников, С.А. Повышение эффективности государственного управления – ключевая за- дача для современной России / С.А. Кожевников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – Т. 10. – No 3. – С. 78-99. DOI: 10.15838/esc/2017.3.51.4

[5] Абдрахманов Р. Как нации становятся брендами. Экономико-политические наблюдения. - М.: Интеллектуальная Литература, 2019. - С. 7-11.

[6] Буракова Л. Почему у Грузии получилось. - М.: Юнайтед Пресс, 2014

[7] Рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса // Doing Business URL: https://russian.doingbusiness.org/ru/rankings (дата обращения: 20.02.2020).

[8] Минфин назвал общую численность чиновников в России // РБК URL: https://www.rbc.ru/society/23/09/2019/5d8868bb9a7947414a3753bd (дата обращения: 20.02.2020).

[9] Гаман-Голутвина О.В. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Сравнительная политика. - 2011. - №3.

[10] Кожевников, С.А. Повышение эффективности государственного управления – ключевая за- дача для современной России / С.А. Кожевников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – Т. 10. – No 3. – С. 78-99. DOI: 10.15838/esc/2017.3.51.4



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: