IV.информационный аспект-

IV.1.понятие:

1)Политическое сознание- форма общественного сознания:

А)мысли и переживания участников политического процесса относительно самого это­го процесса и собственной роли в нём; Б) осознание соци­альными общностями, индивидами политической жизни, деятельности политических институтов, политических собы­тий и политических решений. В) отражение политических процессов в представлениях о политике, пережи­ваниях, мыслительных операциях.

2)Понятие «политическое сознание» и по­нятие «политические знания»:

А)образ поли­тической действительности в головах людей, Б) отношение людей к политической действительности.

IV.2. IV.Современные политические идеологии:

1) либеральная идеологии:

А)клас­сический либерализм: свобода личности как свобода экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности; в полити­ческой области -демократия, идеи правового государства и разделения властей, в социальных отношениях — равенство возможностей, равенство перед за­коном, в духовной жизни — свобода мысли и слова. Б)неолиберализм: принципы свободы, равенства, братства, права на собственность, частное пред­принимательство, необходимость участия государства в регулировании экономической жиз­ни, проведение политики социальной помощи в пользу низ­ших слоёв общества.

2)Консервативная идеология:

А)классический консерватиз­м: традиционализм, стабильность, порядок; естественная иерархичность человеческого общества, есте­ственное неравенство, привилегии высших слоёв; ориентация на сильную государственную власть, осуществляемую профессиональной политической элитой; в отличие от либерализма интересы государства, нации, общества ценятся выше, чем интересы индивида; частная собственность, свобода предпринимательства. Б)неоконсерватизм: уважение к свободе отдельного индивида, необходимость ограниченного государственного регули­рования экономики; бесплатные блага -только тем, кто действительно в них нуждается; идеи творческого труда, при­влечения работников к участию в прибылях предприятия, в повышении качества продукции.; основные цен­ности консерватизма — мораль, религия, закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть.

3)Социалистическая идеология:

А)утопические проекты: идеи ликвидации частной собственности, организации общественного производства, равенства, распределения по способностям и др.; первостепенное значение коллективному, или общественному, началу. Б)марксизм (по имени его основоположника К. Маркса): развитие капитализма, неизбежность социалистической революции,; роль пролетариата: революция, государство пролетар­ской диктатуры, общество социальной справед­ливости; первая ступень коммунистического общества – социализм: обще­ственная собственность, плановое хозяйство и распределение по труду.

В)два течения социалистической идео­логии: социал-реформизм и ленинизм:

Социал-реформизм, или социал-демократическая идеоло­гия: ревизия (пересмотр) ряда положений марксизма и отказ от идей классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата; путь к социализму через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы; концепция демократического социализма: свобода, справедливость, солидарность; в политической сфере -правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав личности; государственное регули­рование рыночной экономики; социальная демократия как создание достойных человека условий жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспо­собных, доступность системы образования и духовных цен­ностей, улучшение окружающей среды: социализм- постепенное улучшение социальных условий, утверждение социальной справед­ливости в общественной жизни. Ленинизм, или коммунистическая идеология: ак­цент на идее марксизма о революционном насилии; роль государства диктатуры пролетариата, руководимого политической пар­тией, в переустройстве общества на принципах равенства и социальной справедливости; отказ от идеи диктатуры пролетариата и разработка механизмов мирного перехода к социализму, сближение по ряду позиций с социал-демократическими идеями.; радикально настроенные сторонники коммунисти­ческой ориентации: приверженность принципам революционного переустройства общества, насильственного подавления противников такого преобразования.

4)Идеология фашизма:

А)идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; оценка личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим; отношение к националь­ным меньшинствам и политическим партиям, отстаиваю­щим принципы демократии и правового государства, как к внутренним врагам; отвержение демократической систе­мы в пользу сильной диктаторской власти; обоснование политического господства фашистской партии, обеспечива­ющей полный контроль над личностью и всем обществом; принцип фюрерства (вождизма), означающий единство го­сударства, воплощённое в вожде, и требующий безусловного подчинения масс своему руководителю; поощрение национального милитаризма, культ войны, которая должна вести к сплочению нации; расизм, шовинизм, насилие, человеконенавистничество, агрессия — общие черты всех разновидностей фашизма; германский национал-социализм; цель мирового господства арийской расы; реализация идей национал-соци­ализма - трагедия как народ Германии, так и народов всей Европы. Б)неофашизм: культ насилия, национализм и расизм, связь с идеологией своих предшественников.  

V.организационный аспект- что такое идеология:

1)Идеология:

А)Термин «идеология», появив­шийся в XVIII в., - «наука об идеях». Б))Слово «идея» греческого происхождения, в переводе — понятие, представление.

2)Политическая идеология:

совокупность систематизированных представле­ний той или иной группы лиц,

выражающая и призванная защищать их интересы и цели

с помощью политической власти или воздействуя на неё.

А)Социальные интересы- зависимость от положения в обществе тех или иных групп населения: создание таких общественных условий, при которых её потребности в духовных и материальных благах удовлетворялись бы наиболее полно; разное положение тех или иных социальных групп в обществе, разные интересы, разные взгляды на общество и пути его развития, разные представ­ления о наилучшем общественном устройстве.

Б)Идеология и идеологи: оценка существующего положения с позиций определён­ного сословия, класса, той или иной социальной группы; определённые изменения в обществе в интересах этой группы предложение осуществить; система взглядов, идей, идеалов- идеология, её создатели- идеологи: интересы «третьего сосло­вия» во Франции в XVIII в. -отражение в сочинени­ях Вольтера, Дидро, Монтескьё, интересы наёмных рабо­чих XIX в. — в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.

В)современное общество: разные социальные группы; разные интересы, разные идео­логии.

Г)содержание политической идеологии: отноше­ние к государственной власти, различным партиям, массо­вым движениям, другим государствам; идеалы, представления о наилучшем общественном устрой­стве, принципах, методах и средствах социальных преоб­разований; систематизированная, целостная совокупность понятий, идей, оценок.

Д)Иде­ология как теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики: идеология как система ценностей: цели, ориентиры для политических действий.
             

3)Отличие идеологии от науки:

А) истина и интерес:

наука - истина,   иде­ология - выражение и защита интересов определённых субъектов политики.

Б) объективность и субъективность:

наука- объективное познание общества, идеология -субъектив­ное познание общества.

В) целостность и частичность знания:

наука - целостное знание, идеология – частичное знание. 

Г)  субъекты знания:

научное сообщество политическое сообщество

Д) действия в политической жизни:

научные дискуссии идео­логические дискуссии

4)Форма существования политической идеологии:

А)социально-политиче­ские теории: обоснование определённых ценностей и идеалов, которые лежат в основе предлагаемого полити­ческого курса; систематизация идей и понятий, придание своим оценкам, принципам, идеалам упорядочен­ности и согласованности; логически стройный, теоретический вид. Б)по­литические программы:требования социаль­ных групп, политических элит, политических организаций, выступления партийных и государственных деяте­лей.; предназначенность непосредственно для нужд политической деятельности, раскрытие её целей и способов их достижения, задачи борьбы за интересы тех или иных социальных групп; ценностные ориентиры.

5)Идеология -определение политического поведения: практические дела и поступки людей; политические действия как ценност­но-рациональные; сила идеологии - степень её освоения гражданами, мера её воплощения в политиче­ской деятельности.

6)Политическая идеология — это и учение, и программа, и её претворение в политической практике.

VI.методологический аспект- cредства массовой информации и политиче­ское сознание.

1)Политическая пропаганда и агитация:

А)политическая пропаганда: это вид деятельности, направленный на формирование в обществе определённых настроений, закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей, критического отношения к тем или иным аспек­там действительности, к действиям политических против­ников, стимулирование недоверия к иной идеологии, её неприятия; Б)политическая агитация: это вид деятельности, направленный на формирование в обществе мотивации населения поддерживать правительство, определённые политические организации или, наоборот, выступать против них в устной, печатной, в том числе наглядной (плакаты, карикатуры и т. п.) форме.

2)Средства массовой информации (СМИ): тех­нические средства создания, тиражирования и распростра­нения информационных сообщений в массовой аудитории.

3)Функции СМИ:

А)информационная функция-сообщение о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке; Б)функция политической социа­лизации -приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения; В)функция критики и контроля:анализ и оценка деятельности органов власти; Г)функция представления различных общественных интересов, мне­ний, взглядов на политику;  Д)функция формирования общественного мнения; Е)мобилизационная функция - побуждение людей к определённым политическим действиям.

4)Наиболее распространённые СМИ: радио, телевидение, пресса; разделение труда:

А)радио -возможность узнать, что случилось;   Б)телевидение- по­каз, как случилось;   В)пресса ответ на вопрос, почему случилось;

5)Электронные СМИ -наиболее эффективное средство воздействия на политическое сознание и поведение людей

5)Возникновение Интернета:

А)качественно новая ситуация в сфере политических коммуникаций; Б)мировой рынок новостей, функционирующий без контроля органов власти; В)возможность каждому его пользователю получать те сведения, которые ему нужны; Г)новые возможности для выражения гражданами своих потребностей, для уча­стия в обсуждении волнующих их общественно-политиче­ских проблем; Д)опасность манипулированияпотребителями сетевой информации, по­скольку в нём содержится огромный поток непроверенных, недостоверных материалов.

6)Роль СМИ в политической жизни:

А)влияние СМИ на развитие демократии: сознательное участие граждан в политической жизни; политическое манипу­лирование- скрытое управление политическим сознанием и поведением людей, Б) воз­действие и на разум, и на чувства человека; В)прав­дивая информация + полу­правда в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду; Г)фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация.

7)Гражданин и СМИ:

А)критическая оценка информации, отличие объективной от искажённой, Б)устойчивые взгляды на общество и его развитие; В)анализ действительности, Г)владение научными методами социального познания.

Тема 27. Мой конспект: Политическое поведение

I.объект:

I. Поведение человека:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: