А)Политический процесс: | |||||||
цепь событий и состояний, которые изменяются в результате действий и взаимодействий субъектов политики.
| функциональная, динамическая характеристика политической системы, отражающая совокупность целенаправленных взаимодействий и противоборство субъектов политики, как в рамках самой политической системы, так и за её пределами. | ||||||
Б)Две стадии политического процесса: | |||||||
формирование власти | осуществление власти. | ||||||
В)Формирование властных структур государственного уровня: | |||||||
избирательный процесс, | назначение на государственные должности, | избирательная кампания, | воспроизведение (или создание) политических институтов. | ||||
В) Электоральный процесс: | |||||||
реализация принципов представительства социальных интересов, выборности и сменяемости органов власти, выбор политического курса; | взаимодействие всех компонентов политической системы, цикличный (обусловленный сроками выборов) целенаправленный процесс, в рамках которого наблюдается противоборство интересов и целей субъектов политики;
| приход во властные структуры определённых политических сил и развитие процесса осуществления власти, суть которого — принятие и реализация политических решений. | |||||
2)Этапы политического процесса: | |||||||
А)Первый этап:предъявление интересов (требований) к властным структурам; выявление недовольства людей какими-либо негативными явлениями, решение которых предполагает вмешательство государства; степень развитости структур гражданского общества и активности (в рамках закона) самих граждан; формы предъявления требований: от петиционных кампаний, митингов, забастовок до использования информационных возможностей СМИ и Интернета; озвучивание требований заинтересованными группами, общественно-политическими движениями, оппозиционными партиями и отдельными гражданами; | Б)Второй этап: принятие решений; решения по ключевым вопросам внутренней и внешней политики; объекты политического процесса; государственные институты: основные направления внешней и внутренней политики; представители бизнеса, заинтересованные группы, профсоюзы и другие неправительственные организации; пересечение множества различных интересов, противоречия и конфликты; конфликт интересов между правящей элитой и оппозицией, между правительственными и неправительственными организациями, официальными политическими руководителями и чиновниками-профессионалами. | В)Третий этап: реализация решений; координация- Правительство РФ и Президент РФ; Федеральные министерства - подзаконные акты: директивы, приказы, распоряжения и др.; программа действий по осуществлению поставленных задач; методы: правовые, социально-психологические (убеждение, договорённости) и административные, экономические (например, налоги, дотации); ресурсы: знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.; реализация правительственных решений - публичная сфера, поддержка решений широкими слоями населения; участие разнообразных гражданских структур, снижение риска негативных социальных последствий.
| А)Четвертый этап: контроль над их осуществления и оценка результатов: контрольные органы- Главное контрольное управление Президента, Счётная палата, Министерство по налогам и сборам; общественный контроль- институт уполномоченного по правам человека, Общественная палата, партийная оппозиция и др.; анализ результатов политических решений, оценка работы государственных органов: выполнение плановых целей, неплановые эффекты, объём услуг, время выполнения работы, степень удовлетворения населения; граждане и группы людей - оценка политики власти и принятых мер по улучшению их жизни: поддержка политических решений, выдвижение новых требований к властной элите. | ||||
3)Результат политического процесса -совокупность внутренних и внешних факторов; внутренние факторы - компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, избирать адекватные ей средства, методы и ресурсы; приверженность всех участников демократическим ценностям, соблюдение ими норм права; доверие граждан к власти; стабильность, положительный результат, рост жизненного уровня населения.
4)Несогласованность структурных элементов политического процесса: | ||||
А)противоречия субъектов, целей, средств, методов, ресурсов и исполнителей; | Б)нестабильность, кризис власти, утрата легитимности; | В)причины нестабильности: спад производства, неудовлетворённость социальных групп своим статусом, внешний долг государства и др.; | Г)опасность непредсказуемых результатов. | |
5)Демократический политический процесс — это процесс: | ||||
А)стабильный, основанный на конструктивном диалоге политических сил, поиске компромиссов и достижении консенсуса (от лат. consensus— согласие); | Б)осуществляемый на глазах у всего общества и при его сознательном активном участии. | |||
II. субъект -участники политической жизни:
1)Политическая жизнь: динамичность, изменчивость.
2)Участники политической жизни:
А)субъекты:
граждане, | социальные группы, | политические организации, | властвующие элиты |
Б)Психология: | |||
надежды, ожидания, уровень культуры и образования; | интересы различных социально-политических сил. | ||
3)Взаимодействие субъектовполитики: | |||
А)вопросы завоевания, удержания и использования государственной власти; | Б)политический процесс. |
III.деятельность -политическое участие:
1)Политическое участие — это действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
2)Объём возможного участия –реализация политических прав, разделение граждан на две группы:
Первая группа: политическая элита - те, для кого политика - основное занятие, профессиональная деятельность. | Вторая группа: рядовые граждане - те, для кого политика -включение в политический процесс, влияние на государственную власть; |
3)политическое участие:
А)как действия граждан обеих групп | Б)как действия рядовых граждан, | В)подвижность и условность грани между двумя группами. |
4)Политическое участие рядовых граждан:
А)прямое участие -голосование на выборах и референдумах, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях, посещение митингов и пр.; | Б)опосредованное участие - через избранных представителей, которым передаются полномочия для принятия решений; виды (или формы) политического участия, соответствующие определённые политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции, участника митинга и др.; политическое участие — это, во-первых, всегда конкретное действие; во-вторых, участие добровольное; в-третьих, участие действительное, а не фиктивное: реальный выбор, альтернатива. |
4)Вовлечение людей в политический процесс:
|
|
А)интерес к политике и политическая компетентность, образование, уровень доходов, профессия. | Б)низкий уровень образования, неувереннность в себе и своих возможностях, | В)высокий уровень образования, разочарование в своём политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов. |
IV.цель:
1)действия политиков:вопросы завоевания, удержания и использования государственной власти. | 2) действия гражданина: вопросы влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. |
V.средства - политическая культура:
1)Политическая культура: разные научные подходы.
2)Политические знания:
А)житейские представления: искажение политических явлений, свобода как вседозволенность; | В)знания политологии: адекватное восприятие политической реальности; меньшая подверженность дезинформации и манипулированию, критическое осмысление услышанного и прочитанного. |
3)Политические ценностные ориентации:
А)суждения, мнения человека о политических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достижения, политических механизмах функционирования и пр.; | Б)влияние знаний, эмоционального личностного отношения к политическим явлениям и собственных оценок; влияние нормативных (общественно признанных) политических ценностей: демократия, парламентаризм, правовое государство; базовые политические ценности -критерии оценки политического события или явления («демократично или недемократично», «правомерно или неправомерно» и т. д.). | В)ценностные ориентации: неосознанные предпочтения, мобилизованное участие; осознанные позиции (убеждения), активное, целенаправленное и конструктивное действие, регулятор политического поведения человека. |
4)Способы практических политических действий:
|
|
А)образцы и правила политического поведения; | Б)модели политического поведения: исполнение гражданином какой-либо политической роли; соблюдение ряда последовательных правил -форма роли; сочетание правил -содержание роли;
| В)роль избирателя: анализ и оценка с позиций определённых требований предвыборных программ, личных качеств претендентов на власть; совокупность действий избирателя- модель (образец) его политического поведения | |
5)Модель политической культуры: | |||
А)модель политического сознания -знания и представления о политике, политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения)-, | Б) модель политического поведения- способы практических политических действий, взаимодействие политического сознания и политического поведения. | ||
VI.методы:
VI.Тип политической культуры и тип политической системы:
1)Тоталитарный тип: А)убеждённость граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, Б)вера в то, что мир разделён на два враждебных лагеря — «друзей» и «врагов»; В)образ врага, которого необходимо уничтожить, Г)непримиримая борьба как универсальный метод решения сложных политических проблем. | 2)Авторитарный тип: А)осознание отчуждения от власти, Б)исчезновение ощущения слияния с ней; В)требования компетентности от элиты, от граждан -профессионализм и послушание. | 3)Демократический тип: А)демократические ценности и нормы.; Б)ценность человека, его прав и свобод; В) критичность по отношению к власти: государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, как фактор его интеграции; Г)открытость политических позиций и ориентаций на политическое участие; Д)приверженность законам, ответственность граждан за политический выбор и способы его осуществления, Е)плюрализм и толерантность в общественном мнении. |
VI.2. Политическая культура современной России:
1)С одной стороны, традиционные черты: А)подданническое отношение к любому центру политической власти; Б)низкая самодисциплина, недоверие к государству; В)склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; Г)слабое уважение к закону, правам личности. | 2)С другой стороны, демократические черты: А) принятие политического плюрализма как необходимого качества политической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований; Б)открытое выражение различных политических ориентаций и предпочтений; В)понимание значения личной ответственности, стремление к самостоятельности в политических оценках и решениях; Г)преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа. |