Сущность политического процесса

А)Политический процесс:

цепь событий и состояний, которые изменяются в результате действий и взаимодействий субъектов полити­ки.

 

функциональ­ная, динамическая характеристика политической системы, отражающая совокупность целенаправленных взаимодей­ствий и противоборство субъектов политики, как в рамках самой политической системы, так и за её пределами.

Б)Две стадии политического процесса:

формирование власти

осуществление власти.

В)Формирование властных структур государственного уровня:

избирательный про­цесс,

назначение на государственные долж­ности,

избирательная кампания,

воспроизведение (или создание) политических институтов.

В) Электоральный про­цесс:

реализация принципов представительства социальных интересов, выборности и сменяемости органов власти, выбор политического курса;

взаимодействие всех компонентов политической системы, цикличный (обу­словленный сроками выборов) целенаправленный процесс, в рамках которого наблюдается противоборство интересов и целей субъектов политики;

приход во властные структуры определённых политических сил и развитие процесса осуществления власти, суть которого — принятие и реализация политических решений.

2)Этапы политического процесса:

А)Первый этап:предъявление интересов (требований) к власт­ным структурам; выявление недовольства людей каки­ми-либо негативными явлениями, решение которых пред­полагает вмешательство государства; сте­пень развитости структур гражданского общества и активности (в рамках закона) самих граждан; формы предъявления требований: от петиционных кампаний, митингов, забастовок до исполь­зования информационных возможностей СМИ и Интернета; озвучивание требований заинтересованными группами, общественно-политическими движениями, оппозиционными партиями и отдельными гражданами;

Б)Второй этап: принятие решений;

решения по ключевым во­просам внутренней и внешней политики; объекты политического процесса; государственные институты: основ­ные направления внешней и внутренней политики; представите­ли бизнеса, заинтересованные группы, профсоюзы и другие неправительственные организации; пересечение множества различных интересов, противоречия и конфлик­ты; конфликт интересов между правящей эли­той и оппозицией, между правительственными и неправи­тельственными организациями, официальными политиче­скими руководителями и чиновниками-профессионалами.

В)Третий этап: реализация решений;

координация- Правительство РФ и Президент РФ; Федеральные министер­ства - подзаконные акты: директивы, приказы, распоряжения и др.; программа действий по осуществле­нию поставленных задач; методы: правовые, социально-психологические (убеждение, договорённости) и административные, экономические (например, налоги, дотации); ресурсы: знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.; реализация правительственных решений - публичная сфера, поддержка решений широкими слоями населения; участие разнообразных гражданских структур, сни­жение риска негативных социальных последствий.

А)Четвертый этап: контроль над их осуществления и оценка результатов: контрольные органы- Главное контрольное управление Президента, Счёт­ная палата, Министерство по налогам и сборам; общественный контроль- институт уполномоченного по правам человека, Об­щественная палата, партийная оппозиция и др.; анализ результатов политических решений, оценка работы государственных органов: выполнение плановых целей, не­плановые эффекты, объём услуг, время выполнения работы, степень удовлетворения населения; граждане и группы людей - оценка политики власти и принятых мер по улучшению их жизни: поддержка полити­ческих решений, выдвижение новых требований к властной элите.
           

3)Результат политического процесса -совокупность внутренних и внешних факторов; внутренние факторы - компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, из­бирать адекватные ей средства, методы и ресурсы; приверженность всех участников де­мократическим ценностям, соблюдение ими норм права; доверие граждан к власти; стабильность, положитель­ный результат, рост жизненного уровня населения.

4)Несогласованность структурных элементов политическо­го процесса:

А)противоречия субъектов, целей, средств, методов, ресурсов и исполнителей; Б)нестабильность, кризис власти, утра­та легитимности;

В)причины нестабильности: спад производства, неудовлетворённость социальных групп своим статусом, внешний долг государства и др.;

Г)опасность непредсказуемых результатов.

5)Демократический политический процесс — это процесс:

А)стабильный, основанный на конструктивном диалоге политических сил, поиске компромиссов и дости­жении консенсуса (от лат. consensus— согласие);

Б)осу­ществляемый на глазах у всего общества и при его созна­тельном активном участии.

         

II. субъект -участники политической жизни:

1)Политическая жизнь: динамичность, изменчивость.

2)Участники политической жизни:

А)субъекты:

граждане, социальные группы, политические организации, властвующие элиты

Б)Психология:

надежды, ожидания, уровень культуры и образования;

интересы различных социально-по­литических сил.

3)Взаимодействие субъектовполитики:

А)вопросы завоевания, удержания и использования государ­ственной власти;

Б)политический процесс.

III.деятельность -политическое участие:

1)Политическое участие — это действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

2)Объём возможного участия –реализация политических прав, разделение граждан на две груп­пы:

Первая группа: политическая элита - те, для кого политика - основное занятие, профессиональ­ная деятельность. Вторая группа: рядовые граждане - те, для кого политика -включение в политический процесс, влияние на государственную власть;

3)политическое участие:

 А)как действия граждан обе­их групп Б)как действия рядовых граждан, В)подвиж­ность и условность грани между двумя группами.

4)Политическое участие рядовых граждан:

А)прямое участие -голосование на выборах и референдумах, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях, посещение митингов и пр.; Б)опосредованное участие - через избранных представителей, которым передаются полномочия для при­нятия решений; виды (или формы) политического участия, соответству­ющие определённые политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции, участника митинга и др.; политическое участие — это, во-первых, всегда конкретное действие; во-вторых, участие добровольное; в-третьих, участие действительное, а не фиктивное: реальный выбор, альтернатива.

4)Вовлечение людей в политический процесс:

А)интерес к политике и политическая компетентность, образование, уровень доходов, профессия. Б)низкий уровень образования, неувереннность в себе и своих воз­можностях, В)высокий уровень обра­зования, разочарование в своём политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов.

IV.цель:

1)действия политиков:вопросы завоевания, удержания и использования государ­ственной власти. 2) действия гражданина: вопросы влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

V.средства - политическая культура:

1)Политическая культура: разные научные подходы.

2)Политические знания:

А)житей­ские представления: искажение политических явле­ний, свобода как вседозволенность;   В)знания политологии: адекватное восприятие политической реальности; меньшая подверженность дезинформации и манипулированию, критическое осмысление услышанного и прочитанного.

3)Политические ценностные ориентации:

А)суждения, мнения человека о политических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достижения, по­литических механизмах функционирования и пр.;   Б)влияние знаний, эмоционального личностного отношения к политическим явлениям и собственных оценок; влияние нормативных (общественно признанных) политических ценностей: демо­кратия, парламентаризм, правовое государство; базовые политические ценности -критерии оценки политического собы­тия или явления («демократично или недемократично», «правомерно или неправомерно» и т. д.). В)ценностные ориентации: неосознанные предпочтения, мобилизованное участие; осознанны­е позиции (убеждения), активное, целенаправленное и конструктив­ное действие, регулятор политического поведения человека.  

4)Способы практических политических действий:

А)образцы и правила политического поведения;  

Б)модели политического поведения: исполнение гражданином какой-либо политической роли; соблюдение ряда последовательных правил -форма роли; сочетание правил -содержание роли;

 

В)роль избирателя: анализ и оценка с позиций определённых тре­бований предвыборных программ, личных качеств претендентов на власть; совокупность действий избирателя- моде­ль (образец) его политического поведения

5)Модель политической культуры:

А)модель политического сознания -знания и представления о политике, по­литические ценностные ориентации (убеждения, предпочте­ния)-,

Б) модель полити­ческого поведения- способы практических политических действий, взаимодействие политического сознания и политического поведения.

       

VI.методы:

VI.Тип политической культуры и тип полити­ческой системы:

1)Тоталитарный тип: А)убеждённость граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, Б)вера в то, что мир разделён на два враждебных лагеря — «друзей» и «врагов»; В)образ врага, которого необходимо уничтожить, Г)непримиримая борьба как универсальный метод решения сложных политических проблем. 2)Авторитарный тип: А)осознание отчуждения от власти, Б)исчезновение ощущения слияния с ней; В)требования компетентности от элиты, от граждан -профессионализм и послушание. 3)Демократический тип: А)демократические ценности и нормы.; Б)ценность человека, его прав и свобод; В) критичность по отношению к власти: государство как ин­ститут, подконтрольный гражданскому обществу, как фактор его интеграции; Г)открытость политических позиций и ориен­таций на политическое участие; Д)привержен­ность законам, ответственность граждан за политический выбор и способы его осуществления, Е)плюра­лизм и толерантность в общественном мнении.

VI.2. Политическая культура современной России:

1)С одной стороны, традицион­ные черты: А)подданническое отношение к любому центру политической власти; Б)низкая самодисциплина, недоверие к государству; В)склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; Г)слабое уважение к закону, правам личности.   2)С другой стороны, демократические черты: А) принятие политического плюрализма как необходимого качества политической жизни и гарантии необратимости демократи­ческих преобразований; Б)открытое выражение раз­личных политических ориентаций и предпочтений; В)понимание значения личной ответственности, стремление к самостоятельности в политических оценках и решениях;  Г)преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: