Последствия раннего органического поражения мозга могут проявляться в следующих формах:
– общее недоразвитие мозга, проявляющееся в виде психического дизонтогенеза по типу недоразвития – умственной отсталости (олигофрении);
– задержка темпа развития мозга, особенно поздно созревающих его отделов: лобной и теменно-височнно-затылочной коры головного мозга, что проявляется в различных вариантах задержки психического развития (ЗПР);
– парциальное повреждение отдельных корковых отделов мозга, например, корковых речевых или соматосенсорных зон; что может быть связано с речевыми и пространственными нарушениями;
– парциальное повреждение или недоразвитие зрительных или слуховых центров и проводящих путей, проявляющееся дефектами зрения, слуха;
– поражение двигательных центров и проводящих двигательных путей головного мозга в сочетании с задержкой его созревания после рождения, проявляющееся в виде детского церебрального паралича (ДЦП) с нарушением психического развития.
|
|
– различные виды минимальной мозговой дисфункции (ММД) с негрубо выраженным поражением различных отделов мозга, проявляющиеся повышенной эмоциональной возбудимостью, двигательной расторможенностью, нарушениями поведения, внимания, памяти, умственной работоспособности, судорожными проявлениями, задержками психического развития.
К причинам органического характера относятся, прежде всего, различные нейроинфекции – энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также вторичные воспалительные заболевания мозга, возникающие как осложнения при различных инфекционных детских заболеваниях (кори, скарлатине, ветряной оспе и других заболеваниях). При воспалительных заболеваниях головного мозга часто имеет место гибель нервных клеток с последующим замещением их рубцовой тканью. Кроме того, в этих условиях может развиваться гидроцефалия с повышением внутричерепного давления, гидроцефально-гипертензионный синдром. Оба этих фактора – гибель нервных клеток и развитие гидроцефалии – способствуют атрофии участков мозга, что приводит к различным отклонениям в психомоторном развитии в виде двигательных и речевых расстройств, нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Кроме того, иногда наблюдаются головные боли и судорожные припадки.
Нарушения психомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями.
Наиболее распространенная форма легкой умственной отсталости – «семейная» – генетически гетерогенна. По мнению Г. С. Маринчевой, семейную, клинически неспецифическую умственную отсталость можно подразделить на три этиологически различные группы:
|
|
1) умственную отсталость, как вариант низкого интеллектуального уровня у биологически полноценных личностей;
2) умственную отсталость, в генезе которой играют роль «патологические» полигенные комплексы;
3) умственную отсталость, обусловленную моногенными генетическими факторами с аутосомно-рецессивным, аутосомнодоминантными и Х-сцепленным типом наследования.
Патофизиология и патоморфология мозга при интеллектуальных нарушениях
Описываются нейрофизиологические и патоморфологические корреляты интеллектуальных нарушений.