Вербальные контракты. Стипуляция и ее формы. Развитие в форме стипуляций отношений поручительства.
Литеральные контракты. Записи в приходные и расходные книги. Синграфы.
Реальные контракты. Определение реального контракта. Договор займа, его признаки и предмет. Денежные займы подвластных детей.
Договор ссуды, его признаки и предмет. Пределы ответственности ссудополучателя. Основные различия между договорами ссуды и займа.
Договор хранения, его признаки, права и обязанности сторон. Пределы ответственности депонента.
Консенсуальный контракт и его определение. Договор купли-продажи, его цель и сторона. Ответственность продавца за эвикцию вещи. Договор найма и его определение. Договор найма вещей, условия его прекращения и обязанности сторон. Договор подряда, его определение и предмет. Отличия договора подряда от договора найма услуг. Договор товарищества, его определение. Внутренние права и обязанности членов товарищества. Прекращение договора товарищества.
|
|
Понятие и виды пактов. Добавочные и преторские пакты. Пакты, получившие основную защиту в императорском законодательстве. Отличия пактов от контрактов. Обязательства из деликтов. Частные правонарушения. Личная обида. Состав частного деликта. Понятие частного правонарушения.
Тема14. Наследственное право
Понятие права и виды наследования. Этапы развития римского наследственного права. Наследование по завещанию. Понятие и формы завещания (публичная, частная, устная и письменная). Условия действительности завещания. Обязательная доля в наследстве. Лица, имеющие права на обязательную долю в классический период. Размер обязательной доли в юстиниановом законодательстве. Права завещания по законам XII таблиц. Утрата завещанием силы.
Наследование по закону: закон XII таблиц, преторский эдикт: право Юстиниана. Вымороченное наследство. Принятие наследства. Открытие наследства. Вступление в наследство. Исковая защита наследника. "Лежачее" наследство. Ответственность наследника по обязательствам наследователя, ее пределы. Иски о наследстве. Легаты и фидеикомиссы. Порядок приобретения легатов. Две стадии в процессе приобретения легатарием его прав. Ограничение легатов. Закон Фальцифия.
Учебно-методическое обеспечение
Для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Самостоятельная работа студентов (СРС) позволяет предметно выработать аналитические навыки, обеспечить понимание теории и юридической практики, более осознанно относиться к уровню своей профессиональной подготовки. СРС способствует развитию их мыслительной деятельности, обеспечивает усвоение определенного учебного материала и предоставляет необходимую подготовку для решения конкретных практических задач, входящих в их будущие профессиональные обязанности. СРС направлена на обеспечение индивидуализации при изучении курса, на развитие способностей и возможностей, на персонификацию контроля за качеством обучения.
|
|
Для усвоения лекционного материала, с учетом рекомендаций преподавателя, необходимо изучить самостоятельно обязательную и дополнительную литературу. Непременным условием качественного усвоения материала является выполнение студентами заданий на самостоятельную работу студентов по каждой теме, а именно, решить задачи, тестов, дать ответы на контрольные вопросы. Проработать конспекты лекций, обязательную и дополнительную литературу с составлением конспекта, подготовить презентации в MS Power Point, изучить материалы лекций, подготовиться к семинарам, ознакомиться с материалами электронно-библиотечной системы IPRbooks, подготовить письменное сообщение.
При подготовке к семинарам и практическим занятиям, руководствуясь планом и списком рекомендуемой литературы, необходимо изучить тему так, чтобы по каждому из предложенных вопросов студент мог дать развернутый, обстоятельный ответ. Для этого необходимо освоить терминологический минимум (глоссарий) по данной дисциплине, ознакомиться с основной и дополнительной литературой. Кроме того, в отведенные часы для самостоятельной работы студент должен решить предложенные казусы.
Последующая практическая подготовка предусматривает: обсуждение выносимых вопросов на практических занятиях; решение задач, призванных выработать у студентов умения и навыки использовать нормативную и фактическую информацию для понимания механизма реализации правовых норм в сфере древнеримского судопроизводства.
При выборе учебника или учебного пособия следует исходить из того, учтены ли в нем требования государственного стандарта высшего образования. Предпочтение отдается тем изданиям, в аннотации к которым прямо указано, что они написаны в соответствии с этим документом.
Основными методами интенсификации, индивидуализации и активизации преподавания дисциплины являются: проблемные лекции, лекции с элементами диалога, семинары, практические занятия – «мозговые штурмы», диспуты по разбору конкретных ситуаций, индивидуальные задания и др.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает:
Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта Подготовка презентации в MS Power Point Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам и практическим занятиям Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks); Подготовка письменных сообщений |
Задания на самостоятельную работу обучающихся
Примечание: в указанных заданиях на самостоятельную работу обучающихся срок выполнения указан для обучающихся по очной форме обучения.
Для обучающихся по заочной форме обучения сроком выполнения задания является предстоящая экзаменационная сессия.