Завтрак своими руками

Раздел 3. Создание изделий из текстильных материалов.

Раздел 4. Художественные ремёсла.

Раздел 5. Создание изделий из поделочных материалов.

Раздел 6. Технология ведения домашнего хозяйства.

Разделы: 3, 4, 5 включают в себя творческую деятельность учащихся.

Каждый раздел программы и включенные в них темы предусматривают знакомство с профессиями в области труда, связанного или с обработкой конструкционных и поделочных материалов, или с производством и обработкой пищевых продуктов и многое другое, что способствует выявлению осознанного профессионального самоопределения учащимися.

Поскольку ведущей деятельностью пятиклассников остается игра, в процесс обучения включены элементы игровых технологий. Теоретический материал преподносится в форме бесед, поисковых и самостоятельных работ. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 длительность практической работы на уроках технологии для обучающихся в 5-7 классах не превышает 65% времени занятий.

 

 

Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5 классах – не более 10 минут, в 6 – 12 минут, в 7 – 16 минут. На выполнение творческих проектов выделяется около 25% общего времени интегративно в течение учебного года.

Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений – практические задания и мини-проекты.

В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной),  предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовая, социально-бытовая, самообслуживания, коммуникативная. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения.

      Важной проблемой проведения занятий по технологии в неделимых классах является разработка методики проведения занятий одновременно с мальчиками и девочками.

     Все разделы программы включают в себя основные теоретические сведения, практические работы. В реализации программы важное место от­водится методу проектов, который способствует по­вышению познавательной и трудовой активнос­ти школьников, росту их самостоятельности. Такой метод работы предусматривает коллективную форму выполнения проекта.

 

 

Предлагаемое распределение часов рабочей программы для неделимых классов

По годам обучения

5-8 классы

 

Разделы и темы

Количество часов

    5 кл. 6кл. 7 кл. 8 кл
1 2 3 4 5
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ 2 2 2 2
Кулинария 14 12 14 -
Санитария и гигиена 2 - - -
Физиология питания 2 2 2  
Технология приготовления пищи 6 8 10  
Сервировка стола 2 - - -
Заготовка продуктов 2 2 2 -
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 38 28 26 8
Рукоделие. Художественные ремёсла 14 18 16 6
Элементы материаловедения 4 4 6 2
Элементы машиноведения 8 6 4 -
Конструирование и моделирование швейных изделий 4 - - -
Технология изготовления швейных изделий 8 - - -
Технологии ведения дома 4 4 4 24
Эстетика и экология жилища 2 2 4 -
Уход за одеждой и обувью 2 2 - -
Санитарно-технические работы - - - 4
Ремонт помещений - - - 6
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов -     14
Электротехнические работы 2 4 6 5
Электромонтажные работы 2 4 - -
Электроосветительные приборы. Электроприводы -   6 3
Электротехнические устройства - - - 2
Современное производство и профессиональное образование - - - 12
Сферы производства и разделение труда -     8
Пути получения профессионального образования -     4
Творческие проектные работы 6 10 10 15
Дизайн пришкольного участка 4 10 8 4
Итого: 70 70 70 70

 


 

 

Тематическое планирование. 5 класс.

 

№ п / п

Раздел (темы):

Содержательные линии:

Количество часов:         

1.

Раздел I: Культура питания. Познакомить учащихся с правилами этикета, техникой безопасности, санитарно - гигиеническими требованиями, с правилами пользования инструментами и материалами на кухне.                                                                                     Освоить навыки технологии приготовления бутербродов.

6

2.

Раздел II: Электрические приборы. Виды бытовых электрических приборов. Устройство и правила эксплуатации электрических приборов.                                                                                                                   Правила техники безопасности.

2

3.

Раздел III: Создание изделий из текстильных материалов:                                                 1. Материаловедение.                        2. Виды швов.                            3. Основы чертёжной грамотности.                                                           4. Изготовление швейного изделия.                                                                                 Познакомить учащихся с ткацким переплетением ткани, видами тканей.                                                                                  Освоить навыки выполнения эскиза, технического рисунка. Уметь выполнять технологическую карту будущего изделия.                                                                                              Научится выполнять основные ручные швы и применять их при изготовлении изделий.                                                                                  

20 (2 / 4 / 2 / 12)

4.

Раздел IV: Художественные ремёсла:                                               1. Элементы материаловедения.                                    2. Художественная обработка и технологии изготовления декоративного изделия. Познакомить учащихся с видами древесных материалов, видами ручной и художественной обработки.                                           Освоить навыки обработки и подготовки древесных заготовок для художественной обработки.                                                                                                                                             Научиться подбирать правильно нужные инструменты и материалы для выполнения декора выбранного изделия и соблюдать правила техники безопасности при работе.                               

12 (2 / 10)

№ п /п

Раздел (темы):

Содержательные линии:

Количество часов:         

5.

Раздел V: Создание изделий из поделочных материалов. Познакомиться со сферой применения искусственных и бросовых материалов. Уметь находить информацию о технологии применения, подбирать самостоятельно инструменты и материалы для выполнения изделия. Уметь выполнять самостоятельно технологическую карту будущего изделия. Выполнять действия с соблюдением норм безопасности.

14

6.

Раздел VI: Технология домашнего хозяйства.                                                                                                     

Познакомить учащихся с видами и технологиями ремонта деталей интерьера, технологиями и средствами по уход за одеждой и обувью.                                                           Знакомство с бытовой швейной машиной (устройство и предназначение). Виды машинных швов и их применение.               

4

 

 

                                                                           Итого:

70



                 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 

РАЗДЕЛ «Культура питания»:

 




Знать/понимать

санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, столовой; к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; процесс пищеварения; роль и значение витаминов, минеральных солей, белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма; виды и технологию приготовления бутербродов и горячих напитков; пищевую ценность овощей.

Уметь

работать с кухонным оборудованием, инструментами; определять доброкачественность продуктов по внешним признакам; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; готовить бутерброды и горячие напитки, блюда из овощей, яиц и не печеные кондитерские изделия.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного приготовления блюд и их оформления; сервировки стола, соблюдения правил этикета за столом.

 

РАЗДЕЛ « Бытовая техника»:

Знать/понимать

правила техники безопасности; принцип работы и устройство бытовых приборов, применяемых на кухне для приготовления пищи и для уборки квартиры (пылесоса, стиральной машины); название основных частей велосипеда, основные неисправности велосипеда и способы их устранения.

Уметь

правильно эксплуатировать электроприборы в быту, определять причины и устранять простейшие неисправности; настроить велосипед, выполнить смазку, заклеить камеру, накачать колеса.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора, правильной эксплуатации и ухода за бытовой техникой.

 

РАЗДЕЛ «Основы чертежной грамотности»:

 

Знать/понимать

эскиз, технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж

Уметь

читать и выполнять эскиз, рисунок и простейшие чертежи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления каких – либо изделий в быту

 

РАЗДЕЛ «Ремонтные работы в быту»:

 

Знать/понимать

что такое мебельная фурнитура, разницу между накладной и врезной фурнитурой, причины неисправности мебели, способы установки и замены фурнитуры; материалы и инструменты для обойных работ, классификацию обоев, технологию обработки стен обоями, дефекты обойных работ.

Уметь

устанавливать и заменять фурнитуру; обрабатывать стены обоями, устранять дефекты обойных работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания уютных и комфортных условий проживания.

 

РАЗДЕЛ «Материаловедение»:

 

Знать/понимать

процесс заготовки и обработки пиломатериалов, физические и химические свойства древесины, процесс производства черных и цветных металлов, их свойства и область применения; способы получения искусственных и синтетических волокон, свойства тканей из химических волокон.

Уметь

распознавать: породы древесины; ткани из натуральных и химических волокон.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

подбора материалов согласно их свойствам для изготовления деталей и изделий.

 

РАЗДЕЛ «Машиноведение»:

 

Знать/понимать

значение техники в истории человечества; назначение детали в машине; общее устройство машин; общее устройство станков для обработки дерева и металла; общее устройство швейной машины, виды приводов швейной машины, их отличительные признаки, устройство машинной иглы.

Уметь

готовить швейную машину к работе, устанавливать иглу, регулировать качество строчки, длину стежка; производить простейшие расчеты режимов работы сырья и готовой продукции.  

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения технологических процессов по изготовлению изделий с применением машин и механизмов.

 

РАЗДЕЛ «Декоративная обработка древесины»:

Знать/понимать

виды пиломатериалов; основные инструменты для резьбы по дереву.

Уметь

выполнять простейшие детали из древесины по чертежам и технологическим картам; соединить детали из фанеры (склеиванием, на гвоздях); выполнять простейшие операции резьбы, шлифовать и полировать поверхности; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков.

 

РАЗДЕЛ «Декоративная обработка металла»:

 

Знать/понимать

приемы обработки металлов, согласно их свойств.

Уметь

выполнять простейшие детали из проволоки и тонколистового металла по чертежам и технологическим картам; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.

       Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков.

 

РАЗДЕЛ «Изготовление швейного изделия»:

Знать/понимать

классификацию одежды; способы экономной раскладки выкроек на ткани; признаки определения лицевой стороны ткани; способы изготовления простых швейных изделий.

Уметь

переводить готовые выкройки из журналов мод; определять расход ткани для изготовления швейного изделия; кроить и изготавливать простые швейные изделия.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления простых швейных изделий из текстильных материалов.

 

РАЗДЕЛ «Уход за одеждой, ее ремонт»:

 

Знать/понимать

правила ухода за одеждой из хлопка и льна; способы ухода за обувью; виды фурнитуры; символы ухода за одеждой

Уметь

чистить и удалять пятна с одежды; выполнять влажно-тепловую обработку рубашки (блузки) и

брюк; осуществлять простейший ремонт одежды: ремонт распоровшихся швов; выбирать и менять фурнитуру, застежку-молнию, подшивать низ брюк.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора рациональных способов ремонта одежды и средств ухода за ней.

 

 

Литература:

  1. Закон об образовании.
  2. Сборник нормативных документов. Технология. Москва ООО «Дрофа», 2008 г.
  3. Научно-методический журнал «Школа и производство».
  4. Интернет-ресурс.

 

                                  Содержание тематического планирования:

Класс

Культура питания:

Основные теоретические сведения:

Правила внутреннего распорядка в кабинете технологии. Понятие о предмете «Технология». Санитарно-гигиенические требования, общие правила техники безопасности. Физиология питания. Значение витаминов в жизни человека. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Условия сохранения витаминов в пище. Правила сервировки стола к завтраку.

Практические работы:

  Сбор информации о значении витаминов в жизни человека, зарисовка вариантов сервировки стола к завтраку для всей семьи, работа с таблицами «Содержание витаминов в различных продуктах».

Варианты объектов труда:

 Плакаты, таблицы, фото, презентации.

 

Завтрак своими руками.

Основные теоретические сведения:

Правила техники безопасности при пользовании газовыми плитами, при работе с горячей жидкостью, при работе ножом и приспособлениями. Продукты, необходимые для приготовления бутербродов. Виды и особенности приготовления бутербродов. Способы украшения и требования к качеству готовых бутербродов. Виды, особенности приготовления и требования к качеству готовых горячих напитков. Сервировка стола к завтраку.

Практические работы:

Подбор посуды и инвентаря, нарезка продуктов, приготовление бутербродов и горячих напитков, сервировка стола к завтраку.

Варианты объектов труда:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: