Раздел 3. Создание изделий из текстильных материалов.
Раздел 4. Художественные ремёсла.
Раздел 5. Создание изделий из поделочных материалов.
Раздел 6. Технология ведения домашнего хозяйства.
Разделы: 3, 4, 5 включают в себя творческую деятельность учащихся.
Каждый раздел программы и включенные в них темы предусматривают знакомство с профессиями в области труда, связанного или с обработкой конструкционных и поделочных материалов, или с производством и обработкой пищевых продуктов и многое другое, что способствует выявлению осознанного профессионального самоопределения учащимися.
Поскольку ведущей деятельностью пятиклассников остается игра, в процесс обучения включены элементы игровых технологий. Теоретический материал преподносится в форме бесед, поисковых и самостоятельных работ. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 длительность практической работы на уроках технологии для обучающихся в 5-7 классах не превышает 65% времени занятий.
Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5 классах – не более 10 минут, в 6 – 12 минут, в 7 – 16 минут. На выполнение творческих проектов выделяется около 25% общего времени интегративно в течение учебного года.
Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений – практические задания и мини-проекты.
В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной), предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовая, социально-бытовая, самообслуживания, коммуникативная. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения.
Важной проблемой проведения занятий по технологии в неделимых классах является разработка методики проведения занятий одновременно с мальчиками и девочками.
Все разделы программы включают в себя основные теоретические сведения, практические работы. В реализации программы важное место отводится методу проектов, который способствует повышению познавательной и трудовой активности школьников, росту их самостоятельности. Такой метод работы предусматривает коллективную форму выполнения проекта.
Предлагаемое распределение часов рабочей программы для неделимых классов
По годам обучения
5-8 классы
Разделы и темы | Количество часов | |||
5 кл. | 6кл. | 7 кл. | 8 кл | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | 2 | 2 |
Кулинария | 14 | 12 | 14 | - |
Санитария и гигиена | 2 | - | - | - |
Физиология питания | 2 | 2 | 2 | |
Технология приготовления пищи | 6 | 8 | 10 | |
Сервировка стола | 2 | - | - | - |
Заготовка продуктов | 2 | 2 | 2 | - |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 38 | 28 | 26 | 8 |
Рукоделие. Художественные ремёсла | 14 | 18 | 16 | 6 |
Элементы материаловедения | 4 | 4 | 6 | 2 |
Элементы машиноведения | 8 | 6 | 4 | - |
Конструирование и моделирование швейных изделий | 4 | - | - | - |
Технология изготовления швейных изделий | 8 | - | - | - |
Технологии ведения дома | 4 | 4 | 4 | 24 |
Эстетика и экология жилища | 2 | 2 | 4 | - |
Уход за одеждой и обувью | 2 | 2 | - | - |
Санитарно-технические работы | - | - | - | 4 |
Ремонт помещений | - | - | - | 6 |
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов | - | 14 | ||
Электротехнические работы | 2 | 4 | 6 | 5 |
Электромонтажные работы | 2 | 4 | - | - |
Электроосветительные приборы. Электроприводы | - | 6 | 3 | |
Электротехнические устройства | - | - | - | 2 |
Современное производство и профессиональное образование | - | - | - | 12 |
Сферы производства и разделение труда | - | 8 | ||
Пути получения профессионального образования | - | 4 | ||
Творческие проектные работы | 6 | 10 | 10 | 15 |
Дизайн пришкольного участка | 4 | 10 | 8 | 4 |
Итого: | 70 | 70 | 70 | 70 |
|
| Тематическое планирование. 5 класс. |
| |
№ п / п | Раздел (темы): | Содержательные линии: | Количество часов: | |
1. | Раздел I: Культура питания. | Познакомить учащихся с правилами этикета, техникой безопасности, санитарно - гигиеническими требованиями, с правилами пользования инструментами и материалами на кухне. Освоить навыки технологии приготовления бутербродов. | 6 | |
2. | Раздел II: Электрические приборы. | Виды бытовых электрических приборов. Устройство и правила эксплуатации электрических приборов. Правила техники безопасности. | 2 | |
3. | Раздел III: Создание изделий из текстильных материалов: 1. Материаловедение. 2. Виды швов. 3. Основы чертёжной грамотности. 4. Изготовление швейного изделия. | Познакомить учащихся с ткацким переплетением ткани, видами тканей. Освоить навыки выполнения эскиза, технического рисунка. Уметь выполнять технологическую карту будущего изделия. Научится выполнять основные ручные швы и применять их при изготовлении изделий. | 20 (2 / 4 / 2 / 12) | |
4. | Раздел IV: Художественные ремёсла: 1. Элементы материаловедения. 2. Художественная обработка и технологии изготовления декоративного изделия. | Познакомить учащихся с видами древесных материалов, видами ручной и художественной обработки. Освоить навыки обработки и подготовки древесных заготовок для художественной обработки. Научиться подбирать правильно нужные инструменты и материалы для выполнения декора выбранного изделия и соблюдать правила техники безопасности при работе. | 12 (2 / 10) | |
№ п /п | Раздел (темы): | Содержательные линии: | Количество часов: | |
5. | Раздел V: Создание изделий из поделочных материалов. | Познакомиться со сферой применения искусственных и бросовых материалов. Уметь находить информацию о технологии применения, подбирать самостоятельно инструменты и материалы для выполнения изделия. Уметь выполнять самостоятельно технологическую карту будущего изделия. Выполнять действия с соблюдением норм безопасности. | 14 | |
6. | Раздел VI: Технология домашнего хозяйства. | Познакомить учащихся с видами и технологиями ремонта деталей интерьера, технологиями и средствами по уход за одеждой и обувью. Знакомство с бытовой швейной машиной (устройство и предназначение). Виды машинных швов и их применение. | 4 | |
|
| Итого: | 70 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
РАЗДЕЛ «Культура питания»:
Знать/понимать
санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, столовой; к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; процесс пищеварения; роль и значение витаминов, минеральных солей, белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма; виды и технологию приготовления бутербродов и горячих напитков; пищевую ценность овощей.
Уметь
работать с кухонным оборудованием, инструментами; определять доброкачественность продуктов по внешним признакам; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; готовить бутерброды и горячие напитки, блюда из овощей, яиц и не печеные кондитерские изделия.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного приготовления блюд и их оформления; сервировки стола, соблюдения правил этикета за столом.
РАЗДЕЛ « Бытовая техника»:
Знать/понимать
правила техники безопасности; принцип работы и устройство бытовых приборов, применяемых на кухне для приготовления пищи и для уборки квартиры (пылесоса, стиральной машины); название основных частей велосипеда, основные неисправности велосипеда и способы их устранения.
Уметь
правильно эксплуатировать электроприборы в быту, определять причины и устранять простейшие неисправности; настроить велосипед, выполнить смазку, заклеить камеру, накачать колеса.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора, правильной эксплуатации и ухода за бытовой техникой.
РАЗДЕЛ «Основы чертежной грамотности»:
Знать/понимать
эскиз, технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж
Уметь
читать и выполнять эскиз, рисунок и простейшие чертежи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
изготовления каких – либо изделий в быту
РАЗДЕЛ «Ремонтные работы в быту»:
Знать/понимать
что такое мебельная фурнитура, разницу между накладной и врезной фурнитурой, причины неисправности мебели, способы установки и замены фурнитуры; материалы и инструменты для обойных работ, классификацию обоев, технологию обработки стен обоями, дефекты обойных работ.
Уметь
устанавливать и заменять фурнитуру; обрабатывать стены обоями, устранять дефекты обойных работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания уютных и комфортных условий проживания.
РАЗДЕЛ «Материаловедение»:
Знать/понимать
процесс заготовки и обработки пиломатериалов, физические и химические свойства древесины, процесс производства черных и цветных металлов, их свойства и область применения; способы получения искусственных и синтетических волокон, свойства тканей из химических волокон.
Уметь
распознавать: породы древесины; ткани из натуральных и химических волокон.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
подбора материалов согласно их свойствам для изготовления деталей и изделий.
РАЗДЕЛ «Машиноведение»:
Знать/понимать
значение техники в истории человечества; назначение детали в машине; общее устройство машин; общее устройство станков для обработки дерева и металла; общее устройство швейной машины, виды приводов швейной машины, их отличительные признаки, устройство машинной иглы.
Уметь
готовить швейную машину к работе, устанавливать иглу, регулировать качество строчки, длину стежка; производить простейшие расчеты режимов работы сырья и готовой продукции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения технологических процессов по изготовлению изделий с применением машин и механизмов.
РАЗДЕЛ «Декоративная обработка древесины»:
Знать/понимать
виды пиломатериалов; основные инструменты для резьбы по дереву.
Уметь
выполнять простейшие детали из древесины по чертежам и технологическим картам; соединить детали из фанеры (склеиванием, на гвоздях); выполнять простейшие операции резьбы, шлифовать и полировать поверхности; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков.
РАЗДЕЛ «Декоративная обработка металла»:
Знать/понимать
приемы обработки металлов, согласно их свойств.
Уметь
выполнять простейшие детали из проволоки и тонколистового металла по чертежам и технологическим картам; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков.
РАЗДЕЛ «Изготовление швейного изделия»:
Знать/понимать
классификацию одежды; способы экономной раскладки выкроек на ткани; признаки определения лицевой стороны ткани; способы изготовления простых швейных изделий.
Уметь
переводить готовые выкройки из журналов мод; определять расход ткани для изготовления швейного изделия; кроить и изготавливать простые швейные изделия.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
изготовления простых швейных изделий из текстильных материалов.
РАЗДЕЛ «Уход за одеждой, ее ремонт»:
Знать/понимать
правила ухода за одеждой из хлопка и льна; способы ухода за обувью; виды фурнитуры; символы ухода за одеждой
Уметь
чистить и удалять пятна с одежды; выполнять влажно-тепловую обработку рубашки (блузки) и
брюк; осуществлять простейший ремонт одежды: ремонт распоровшихся швов; выбирать и менять фурнитуру, застежку-молнию, подшивать низ брюк.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора рациональных способов ремонта одежды и средств ухода за ней.
Литература:
- Закон об образовании.
- Сборник нормативных документов. Технология. Москва ООО «Дрофа», 2008 г.
- Научно-методический журнал «Школа и производство».
- Интернет-ресурс.
Содержание тематического планирования:
Класс
Культура питания:
Основные теоретические сведения:
Правила внутреннего распорядка в кабинете технологии. Понятие о предмете «Технология». Санитарно-гигиенические требования, общие правила техники безопасности. Физиология питания. Значение витаминов в жизни человека. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Условия сохранения витаминов в пище. Правила сервировки стола к завтраку.
Практические работы:
Сбор информации о значении витаминов в жизни человека, зарисовка вариантов сервировки стола к завтраку для всей семьи, работа с таблицами «Содержание витаминов в различных продуктах».
Варианты объектов труда:
Плакаты, таблицы, фото, презентации.
Завтрак своими руками.
Основные теоретические сведения:
Правила техники безопасности при пользовании газовыми плитами, при работе с горячей жидкостью, при работе ножом и приспособлениями. Продукты, необходимые для приготовления бутербродов. Виды и особенности приготовления бутербродов. Способы украшения и требования к качеству готовых бутербродов. Виды, особенности приготовления и требования к качеству готовых горячих напитков. Сервировка стола к завтраку.
Практические работы:
Подбор посуды и инвентаря, нарезка продуктов, приготовление бутербродов и горячих напитков, сервировка стола к завтраку.
Варианты объектов труда: