Раздел 14. Личность в системе межличностных отношений

Структура власти малой социальной группы: определение и психологическая природа. Характеристики, отражающие положение личности в группе: «позиция», «социальный статус», «социальная роль», «групповые ожидания (экспектации)» и «внутренняя установка». Общая характеристика феномена внутригруппового лидерства. Определение понятий «лидер», «руководитель», «лидерство», «руководство». Основные функции лидера и руководителя в коллективе. Классификации лидеров. Индивидуальная характеристика лидера. Основные психологические факторы, определяющие меру авторитетности руководителя. Стиль руководства (управления) коллективом. Сравнительная характеристика основных стилей руководства. Феномены межличностных отношений: восприятие человека человеком, эмоциональное тяготение, контактная сплоченность, совместимость, внутригрупповая внушаемость, конформность, идентификация, коллективистическое самоопределение, сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Социально-психологический климат в группе. Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата.

Взаимоотношения в малой группе. Групповые устремления и их роль в жизнедеятельности группы. Виды групповых устремлений: цели, задачи, потребности и мотивы группы. Функции устремлений в системе совместной деятельности членов малой группы. Групповое мнение: понятие, значение, функции. Этапы формирования группового мнения.

Групповые настроения: понятие, виды настроений, их роль в жизнедеятельности группы; направленность на совместные усилия и успех группы.

Групповые традиции. Определение понятия традиций, их многообразие. Виды традиций по содержанию, по принадлежности к различным группам, по сферам проявления. Значение традиций в жизни группы.

Методы исследования межличностных отношений в группах (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство, групповая сплоченность). Общая характеристика социометрической методики: возможности и ограничения. Сущность конфликта и его структура. Классификация конфликтов. Межличностные конфликты. Причины конфликтов. Динамика конфликта. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы разрешения и предотвращения конфликтов.

 

Раздел 15. Психологические основы толерантности

Основные подходы к пониманию толерантности в психологии: экзистенциально-гуманистический подход; личностный подход к толерантности; диалогический подход; фасилитативный подход. Роль процессов самоидентификации личности и идентификации окружающих при формировании установок толерантного сознания. Толерантная и интолерантная личность. Черты толерантной личности. Основные источники интолерантности. Агрессивное поведение. Типы агрессивного поведения. Понятие о насилии. Враждебность и ее эмоциональный фон. Нетерпимость и формы ее проявления. Понятие ксенофобии. Психологические механизмы ксенофобии. Групповой фаворитизм. Характеристика основных видов ксенофобии: расовые и этнические фобии, религиозные фобии, фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам. 

 

Образовательные технологии

Для изучения дисциплины используются различные образовательные технологии:

1. Традиционные образовательные технологии, которые ориентируются на организацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер.

2. Для поддержки самостоятельной работы обучающихся использованы информационно-коммуникационные образовательные технологии, в частности, облачные технологии, электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), электронные средства обучения и электронно-библиотечные системы. При этом результативность организации самостоятельной работы обучающихся существенно повышается за счет доступности материалов, упорядоченности работ и возможности получения консультации преподавателя.

3. Кейс-технологии применяются как способ обучать решению практико-ориентированных неструктурированных образовательных научных или профессиональных проблем. Применяется как при чтении лекций, так и при проведении семинарских, практических и лабораторных занятий.

 

Методические указания для студентов по освоению дисциплины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: