Раздел 12. Общение и речевая деятельность

Понятие «общение». Подходы к изучению общения в отечественной психологии. Основные аспекты изучения общения. Структура общения. Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Психологическая характеристика общения. Функции общения (эмотивная, информационная, контактная, побудительная и др.). Виды общения (по содержанию, по цели, по форме, по продолжительности, по форме отношений, по характеру участников). Общение как познание людьми друг друга. Понятие социальная перцепция. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, казуальная атрибуция. Стереотипизация ее виды и функции. Барьеры общения.

Деловое общение. Формы делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, спор, деловые совещания, публичное выступление, деловая переписка. Виды деловой беседы. Правила подготовки и проведения деловой беседы.

Деловое совещание. Виды деловых совещаний: оперативные, инструктивные, проблемные совещания. Правила подготовки и проведения деловых совещаний. Формы поведения участников совещания. Способы обеспечения активности участников совещания.

Деловые переговоры. Основные цели и задачи переговорного процесса. Стадии деловых переговоров. Этапы ведения деловых переговоров. Стратегии ведения переговоров.

Публичные выступления, их психологические особенности. Психологические особенности публичного выступления. Этапы публичного выступления. Подготовка к выступлению. Работа над содержанием выступления. Основные формы работы над выступлением. Речь выступающего (речь-экспромт, импровизированная речь, написанные и читаемые речи, заученные речи). Методы и средства построения речи. Средства выразительности деловой речи.

Виды и разновидности деловой переписки. Функции деловой переписки. Общепринятые правила делового стиля переписки. Составление и оформление различных документов.

Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Речь и язык. Функции речи: воздействия, сообщения, выражения, обозначения. Формы речи: внутренняя, внешняя. Виды речи: устная (диалогическая и монологическая); письменная. Внутренняя речь и ее происхождение. Взаимосвязь внутренней и внешней речи. Внутренняя речевая деятельность и письменная речь. Понимание устной и письменной речи. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность. Речь и познавательная деятельность личности. Значение речи в жизни, деятельности и общении человека.

 

Раздел 13. Психология группы

Группа как социально-психологический феномен. Виды групп: большие и малые, формальные и неформальные, условные и реальные, референтные, нереферентные и антиреферентные. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация (просоциальная, асоциальная), корпорация (просоциальная, асоциальная), коллектив. Основные особенности зрелого коллектива. Малая группа и ее структурная организация. Психологическая структура малой группы: композиционная, социометрическая, коммуникативная и подструктура функциональных отношений. Социометрическая структура малой группы: определение и основные параметры анализа. Генезис и развитие малой группы, формирование межличностных отношений в малой группе. Объективные и субъективные детерминанты возникновения и воспроизводства малой группы как социально-психологического феномена. Социально-организационные предпосылки возникновения групп. Критерии эффективности малых групп. Продуктивность групповой деятельности и удовлетворенности членством в группе как показатели эффективности. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: