КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛЕКСИКОЛОГИИ № 1. ОФ-19-2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тест № 1. Cовокупность слов языка как обозначений предметов, явлений и понятий образует его словарный состав, или ….
Тест № 2. Наука о составлении словарей - ….
Тест № 3. Раздел языкознания, занимающийся изучением словарного состава языка, - …
Тест № 4. Наука о знаковых системах - …
Тест № 5. Один из разделов семиотики, изучающий значение языковых единиц, - …
Тест № 6. Аспект семантики, в котором значение изучается в направлении от плана выражения к плану содержания, - …
Тест № 7. Аспект семантики, в котором значение изучается в направлении от плана содержания к плану выражения, - …
Тест № 8. Отношения, основой которых выступает оппозиция (синонимия, антонимия, гипонимия, паронимия, гнездо слов, семья слов, лексико-семантическая группа, семантическое поле), являются нелинейными, или …
Тест № 9. Отношения между лексическими единицами, образующими определенную последовательность в речи (тексте), называются линейными, или ….
|
|
Тест № 10. Минимальная, предельная единица плана содержания - …
Тест № 11. Элементарное значение слова (лексико-семантического варианта слова) - …
Тест № 12. Звуковая или графическая оболочка слова (план выражения) - …
Тест № 13. Конкретная реализация лексемы в речи (тексте), т.е. одна из ее грамматических форм - …
Тест № 14. Слово, взятое в одном из его лексических значений, - …
Тест № 15. Относительно замкнутый ряд лексических единиц одной и той же части речи, объединенных общей семой (архисемой), - …
Тест № 16. Множество языковых единиц, объединенных общим (инвариантным) значением, - …
Тест № 17. Мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений, - …
Тест № 18. Содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении, -
Тест № 19. К аспектам (видам) лексического значения относятся:
□ прямое номинативное значение
□ сигнификативное значение
□ денотативное значение
□ фразеологически связанное значение
□ структурное значение
□ эмотивное значение
Тест № 20. Соотнесите контексты левого и правого столбиков, назвав типы лексических значений слов:
1. По способу номинации | А. Свободные значения – несвободные значения |
2. По степени семантической мотивированности | Б. Номинативные значения - экспрессивно-синонимические значения |
3. По лексической сочетаемости | В. Непроизводные – производные значения |
4. По выполняемым функциям | Г. Прямые номинативные значения - непрямые (переносные) значения |
Ответ:
|
|
Тест № 21. Лексическое значение, которое реализуется только в условиях определенных сочетаний данного слова с узкоограниченным, устойчивым кругом лексических единиц, называется …
Тест № 22. Лексическое значение, которое реализуется только в условиях определенной грамматической конструкции, называется …
Тест № 23. Лексическое значение, которое обусловлено определенной синтаксической позицией лексической единицы, называется…
Тест № 24. Дополнительное содержание слова или выражения, его сопутствующие семантические или стилистические оттенки, накладывающиеся на основное значение, - …
Тест № 25. Подразумеваемый, невыраженный - …
Тест № 26. Слово, которое имеет одновременно несколько значений, называется …
Тест № 27. Слово, у которого имеется только одно значение, называется …
Тест № 28. Значение слова, связанное с переносом прямого (основного) обозначения предмета на новый предмет, называется …
Тест № 29. Троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, по аналогии - …
Тест № 30. Троп, в основе которого лежит перенос значения одного слова на другое по принципу смежности понятий - …
Тест № 31. Троп, в основе которого лежит перенос значения одного слова на другое по количественному признаку: часть – целое; целое – часть - ….
Тест № 32. Одинаково звучащие слова, не имеющие общих элементов смысла (сем) и не связанные ассоциативно, называются …
Тест № 33. Слова, совпадающие по звучанию, но имеющие различный фонемный состав и различное написание, –
Тест № 34. Совпадающие по звучанию и написанию формы разных слов одной и той же части речи или различных частей речи – …
Тест № 35. Слова одной или разных частей речи, совпадающие в написании, но различающиеся произношением (ударением), - …
Тест № 36. Морфемы, совпадающие по своему звучанию (написанию), называются …
Тест № 37. Слова одной и той же части речи с полностью или частично совпадающими значениями - …
Тест № 38. Слова, противоположные по значению, - …
Тест № 39. Слова, образованные от одного корня с помощью разных аффиксов и принадлежащие к одной части речи, имеющие сходство в звучании, но различающиеся своими значениями, - …
Тест № 40. Слово, соотносящееся с родовым понятием, - …
Тест № 41. Слово, соотносящееся с видовым понятием, - …
Тест № 42. Лексические единицы, выражающие двусторонние субъектно-объектные отношения, - …
Тест № 43. Троп, состоящий в замене одного слова описательным выражением, - …
Тест № 44. Троп, состоящий в непрямом, прикрытом, вежливом, смягчающем обозначении какого-либо предмета или явления, - …
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание № 1. Выпишите: 1) понятийно полнозначные слова; 2) понятийно неполнозначные слова.
Когда, окно, но, лишь, красивый, у, говорить, если, ух
Задание № 2. Выпишите слова 1) с непроизводными значениями; 2) с производными значениями.
Тигровый, тигренок, ах, тигр, лес, ахать, лесничий, капля (воды), (купил) капли
Задание 3. Как называются данные лексические единицы?
1) Я опекаю сестру. – Сестра опекается мною.
2) Иван продает дачу Петру. – Петр покупает дачу у Ивана.
Задание № 4. Укажите типы переноса.
1) Хвост самолета –
2) Больше всего береги копейку. –
3) Великолепный Фаберже! –
4) Золотые очки отвернулись. –
5) В семье пять ртов. –
6) Аудитория внимательно слушала докладчика. –
7) Ключ к загадке –
8) «Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал» (А.С. Пушкин) –
9) «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М.Ю. Лермонтов) –
10) Съел две кастрюли. –
Задание № 5. Определите значения выделенных слов: 1) свободные;
2) несвободные: а) фразеологически связанные; б) конструктивно ограниченные; б) синтаксически обусловленные.
|
|
1) Моим закадычным другом был Петька Орлов. –
2) Пирожки в кафе – объеденье! –
3) Я взял в библиотеке учебник. –
4) Он втянулся в учебу. –
5) Поворачивайся живее, тюлень ты этакий! –
6) Мальчик играл в футбол. –