Тема 9. Психологические основы управления конфликтными ситуациями

 

9.1 Сущность термина «конфликт». Основные характеристики конфликтного взаимодействия

9.2 Типы поведения в конфликтной ситуации. Методы решения конфликтов.

 

9.1 Формирование коммуникативных компетенций имеет важное значение в связи с тем, что морские специалисты являются представителями профессиональной группы, на которую воздействует множество экстремальных факторов, различных по своей природе и силе влияния. Природные факторы: качка, климато-зональные контрасты. Техногенные факторы: шум, излучение от оборудования судна, токсичность груза, полимерных материалов, из которых изготовлены корпусные детали, внутренние помещения судна. Временные факторы: чрезмерная длительность рейсов, круглосуточный вахтенный режим работы, отсутствие выходных дней, неравномерное распределение производственных нагрузок и отдыха: то работа, то бездеятельность. Социальные факторы: оторванность от семьи, строгое соблюдение дисциплины, строгая субординация, неразделенность бытовой и производственной сфер жизнедеятельности, неопределенность и ожидание (в рейсе – в отношении семьи; после рейса – в предоставлении места работы) (Э.С. Вересоцкий, В.Н. Парохин; В.Е. Петров; В.И. Пузько; В.А. Шибаев). Конфликты в таких условиях недопустимы, и то, что на суше можно списать на сложный характер человека, в море становится источником угрозы для безопасности плавания [1].

Анализ деятельности современных организаций дает основания делать вывод, что конфликт является важной формой взаимодействия людей, средством решения тех или иных деловых проблем и самоутверждения личности в коллективе. Появление конфликтов и их дальнейший анализ дает возможность глубже вникнуть в тонкости деловых отношений, тайны взаимопонимания между менеджерами и работниками, выработать оптимальную стратегию взаимодействия, предоставить спорящим сторонам шанс избежать серьезной схватки. Это очень важно прежде всего для современных организаций, менеджеры и работники которых считаются личностями с развитым чувством собственного достоинства, четкими ролевыми установками, своим «Я», ориентацией на деловой успех.

Стоит заметить, что роль конфликтов в деятельности современных организаций рассматривается учеными по разному.

Некоторые из исследователей считает, что самое главное – это предупреждение конфликтов в организациях и их профилактика. Поэтому при таком подходе они относятся к конфликтам как к «болезни человеческого общения», которую необходимо лечить средствами «социальной медицины» [4].

Другие авторы настаивают на том, что конфликты в организациях – это нормальное, а в определенной мере желаемое явление, рассматривая их как движущую силу организационных изменений, их существенный фактор. Следствием конфликта оказываются изменения, которые, в свою очередь, вступают в противоречие с устаревшими, неактуальными нормами жизни, что неизбежно приводит к назревание новых столкновений противоположных интересов, мнений. Но благодаря такому процессу появляется ряд идей нормальности социальных и межличностных конфликтов, поскольку бесконфликтность означала бы потерю индивидуальности, свободы, подлинности».

«Теория решения», что основывается на общих принципах человеческих потребностей, - это еще один подход к изучению организационных конфликтов в научных трудах западноевропейских ученых, во котором главным приемом рассмотрения является своевременное распознавание конфликта и контроль над ситуацией.

Наличие различных подходов свидетельствует об очень сложной природе этого явления и необходимость его аналитических исследований специальными науками [1].

Начиная с 60-х годов XX века, изучение природы, причин возникновения и различных форм проявления конфликтов, в т. ч. организационных, было одним из важнейших направлений работы ведущих научных центров Европы и США. На некоторых факультетах университетов (полицейских, юридических, экономических и др.) конфликтология входила в обязательные учебные дисциплины. В течение последних десяти-пятнадцати лет и отечественные психологи-ученые серьезно заинтересовались проблемами конфликта [1].

Проблема конфликтов является предметом изучения разных наук от социологии до юриспруденции. Однако особая роль в исследовании конфликтов принадлежит психологи, поскольку участниками конфликтного взаимодействия в организациях выступают люди. Организационные конфликты не всегда возникают в результате действия субъективных факторов, однако их развертывания и разрешение зависит от непосредственных участников конфликта, от восприятия и оценки ситуации, себя и оппонентов в ситуации, их понимание и отношение друг к другу, понимание мотивов, ценностей и стратегий конфликтного поведения. Итак, психологическое обеспечение управления конфликтами в организациях является одним из важнейших направлений деятельности психологов.

Переходя к определению содержания организационных конфликтов и их основных видов, стоит отметить, что такие конфликты в целом можно рассматривать как противоречия, которые возникают в процессе функционирования определенных организационных структур (министерств, банков, предприятий, учебных заведений и т.д.). Более подходящим можно считать такое толкование: организационный конфликт - это активное столкновения двух или более разнонаправленных сил, которое возникает из-за расхождения позиций и интересов, ценностных ориентаций, социальных установок, планов как отдельных работников, формальных и неформальных групп, функционирующих в организации, так и организации в целом вследствие обострения противоречий в процессе их деятельности и развития.

В психологии существуют различные классификации конфликта в зависимости от критериев, которые лежат в основе деления. Конфликты, которые возникают в управлении организациями, также могут быть классифицированы по различным критериям. Целесообразным для осуществления «базовой» классификации конфликтов по мнению авторов, является использование таких критериев [15]:

тип организации, в которой возникают конфликты (судно, школа, министерство, банк, ООО, СП, ЧП и т.д.);

место локализации конфликта (внутри организации или снаружи во время ее взаимодействия с социальной средой). Могут быть внутренними и внешними;

количество людей, задействованных в конфликте (от одного человека до нескольких малых или больших социальных групп). Могут быть: внутриличностными, межличностными, между личностью и группой, между двумя группами;

управленческий статус участников конфликта (их место в системе вертикальных или горизонтальных управленческих отношений). Могут быть: вертикальными и горизонтальными;

статус руководителя в конфликте. Могут быть: конфликты, в которых руководитель организации является непосредственным их участником, и конфликты, в которых руководителю приходится быть «третьей стороной», то есть когда он является посредником в разрешении конфликтов.

Как правило, конфликт в организации имеет «многомерную» классификацию. Например, конфликт между работниками организации может быть классифицирован как внутриорганизационный, горизонтальный (между лицами, которые занимают одинаковое место в иерархии управленческих отношений), интергрупповой (внутри группы). При этом, управленческий персонал в конфликте может играть роль посредника в процессе урегулирования конфликта.

Определение видов организационных конфликтов делает возможным более точное определение причин, вызывающих их.

Анализ определенной литературы и опыта деятельности организаций показывает, что все конфликты классифицируют по причинам их возникновения:

• конфликт ролей - столкновение различных социальных ролей, которые выполняются одним человеком или несколькими людьми (группами, организациями);

• конфликт желаний - столкновение нескольких желаний в сознании одного человека, столкновения сознаний нескольких людей (групп, организаций) по поводу одного и того желания;

• конфликт норм поведения - столкновение ценностей, норм поведения, жизненного опыта во взаимодействии и общении людей (групп, организаций).

Содержание основных причин возникновения конфликтов в организациях в двух основных группах конфликтов – внутриличностных (первая группа) и межличностных, внутригрупповых и межгрупповых (вторая группа)

Заметим, что конфликты в реальной жизни часто соединены между собой и имеют объективно-субъективную природу [17]:

• с одной стороны, они предопределены внешними объективными факторами (социально-политической и экономической ситуацией в обществе, обеспечением развития определенной отрасли народного хозяйства, особенностями функционирования конкретной организации и т.п.);

• с другой - они обусловлены внутренними субъективными факторами (психологическими характеристиками участников конфликта, их потребностями, интересами, степенью значимости для них конфликтной ситуации, особенностями характера, степенью толерантности в общении).

Однако, в зависимости от конкретного типа конфликта важное место занимают те или другие причины: в конфликте ролей ведущими являются социальные причины, в конфликте желаний наблюдается сбалансированность социальных и психологических причин, в конфликте норм поведения главными являются психологические факторы.

По значению организационные конфликты разделяют на конструктивные (или продуктивные), деструктивные и стабилизирующие.

Конструктивные конфликты в организациях связанные с разногласиями, которые касаются принципиальных аспектов, проблем жизнедеятельности организации и ее членов. Разрешение таких конфликтов преподносит организации на качественно новый, более высокий и эффективный уровень развития.

Деструктивные конфликты приводят к негативным, иногда даже разрушительных действий, перерастают в открытое противостояние, могут сопровождаться негативными явлениями, что неизбежно приводит к резкому снижению эффективности работы организации. Признаками деструктивного конфликта является его расширения, эскалация, увеличение расходов и потерь участников, негативных высказываний и возможные агрессивные действия. Качество решений для решения проблемы резко снижается через нарушение обратной связи. Обычно наблюдается снижение производительности труда сотрудников, вовлеченных в конфликт, так и тех, кто находится рядом, возникновения у них напряжения, что приводит, в свою очередь, к соматическим заболеваниям. Одним из последствий деструктивного конфликта может быть открытый или скрытый саботаж. То есть сама организация также несет потери [4].

Стабилизирующие конфликты не приносят прогрессивных изменений и не приводят к ухудшению ситуации, главное их назначение - это сохранение, закрепления и постепенное развитие существующих в организации норм.

Любой организационный конфликт играет немаловажную роль в регуляции поведения и деятельности менеджеров и персонала организации.

Позитивные функции организационного конфликта: самоанализ, рефлексия своих интересов, потребностей, освобождение от негативных эмоций, возникновения новых взглядов, эффективное принятие групповых решений, осмысления взаимных претензий, внедрения новых норм поведения, создание новых групп и др.

Негативные функции организационного конфликта: психологический дискомфорт личности, эмоциональные потери, нервозность, нарушение системы коммуникаций, ослабление групповой единства, текучесть кадров, и как следствие - снижение эффективности выполнения задач и целей организации.

Следовательно, можно утверждать, что конфликт - это психическое явление, которое характеризуется, как правило, двумя аспектами и разворачивается между двумя полюсами. Каким будет конфликт в каждой конкретной ситуации (или будут преобладать в нем негативные аспекты, или он будет играть и положительную роль) в значительной мере зависит от того, насколько личность осознает значимость конфликта и насколько она способна управлять им.

Определяющим для способа анализа конфликта и поиска путей конструктивного решения является понимание его структуры, то есть того, что являются его составными элементами. Авторы считают, что наиболее удачный вариант структуры конфликта, который целесообразно применять и для анализа организационных конфликтов, предложила Л.А. Петровская. В соответствии с этим подходом в структуре конфликтов можно выделить следующие элементы:

стороны (участники) конфликта -личности и социальные группы;

условия протекания конфликта - социально-групповые и социально-психологические среды;

образы конфликтных ситуаций - какие есть у участников до начала инцидента. Собственно образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность, определяют выбор стратегии поведения участников, выливают на содержание их представлений, оценочных и интерпретационных суждений. Образ конфликтной ситуации, в свою очередь, включает представление о себе (мотивы, цели, эмоции и т.д.), о противоположную сторону (мотивы, цели, эмоции и т.д.), о среде, в котором разворачиваются события (фон). Причем интересно, что представление о себе сложнее, чем об оппоненте, что, как правило, воспринимается схематично, упрощенно, стереотипно и поверхностно. Представление о фон также ограничены, обедненные деталями;

возможные действия участников конфликта, поскольку переход к конфликтному взаимодействию предусматривает выбор определенной совокупности действий, направленных на оппонента, или стратегии поведения;

результаты конфликтных действий зависят как от выбора стратегии поведения, так и от содержания остальных структурных элементов.

Динамику организационного конфликта в соответствии с общим подходом относительно динамики конфликтов можно рассматривать как последовательную смену четырех стадий:

• возникновение объективной конфликтной ситуации;

• осознание объективной конфликтной ситуации хотя бы одним участником, конфликтного взаимодействия, что является необходимым и достаточным основанием для того, чтобы утверждать наличие конфликта;

• переход к конфликтного взаимодействия;

• разрешение конфликта.

9.2 И для того чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации, человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении, т.е. уметь подобрать такую манеру поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к особенностям каждой конкретной ситуации. Но многие люди во время конфликтного взаимодействия ведут себя всегда одинаково, совершенно не имея понятия о том, что можно изменить стратегию своего поведения. Именно о стратегиях поведения в конфликте мы и расскажем сегодня.

Но сперва стоит сказать о том, что один из наиболее выдающихся конфликтологов Кеннет Томас разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на два основных направления – это стремление субъекта конфликта отстоять свои личные интересы и стремление субъекта конфликта учитывать интересы других людей. Именно на основании данных критериев можно выделить основные стратегии поведения людей в конфликте. Всего их выделяется пять[1]:

o Соперничество

o Приспособление

o Уклонение

o Компромисс

o Сотрудничество

Мы, конечно же, рассмотрим их все. Но в то время как для большинства подобных работ эти пять стратегий являются исчерпывающими, мы с вами разберём ещё две эффективные стратегии. А именно:

o Подавление

o Переговоры

Итак, не будем, как говорится, без надобности использовать «эфирное время», и приступим к главной теме сегодняшней статьи.

Соперничество

Соперничество является таким видом поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами. Противоположная же позиция браться во внимание им не будет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: