Владимир Сергеевич Соловьев

Задание для СП-17. Основы философии. Русская религиозная философия.

Со всей внимательностью разобраться во взглядах русских философов.

Оформить содержание идей русских философов в технике нескучного конспекта «Русские облака» (смотри фрагмент).

Переслать до 30 апреля: aptorbeeva@phtt.ru

 

  Тема: Русская религиозная философия

  В советский период мало было известно о развитии русской философии, поскольку её религиозный характер не устраивал идеологов того времени. Но позднее всё изменилось.

  Россия - а вместе с ней и весь цивилизованный мир - обретают сегодня утраченное духовное богатство - русскую идеалистическую философию, расцвет которой пришедшийся на конец XIX - начало XX века принято называть русским религиозно-философским ренессансом.

Владимир Сергеевич Соловьев

Выдающийся русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900).

Эволюция философских взглядов Соловьева включает три основных периода. Первый период — начало 80-х гг. — посвящен исследованиям в области теософии “Чтения о Богочеловечестве” (1881), “Религиозные основы жизни” (1884). Во втором периоде (примерно до 1890 г.) Соловьев исследует проблему теократии, создания справедливого государства,Россия и Вселенская церковь” ( 1889). Третий период — исследование проблем теургии, связанных с мистическим искусством “Смысл любви”

  Необходимо отметить, что на протяжении всего творчества Соловьева одно из центральных мест для него всегда занимала проблема Софии.

Философская система Соловьева одна из первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала.

В своей философии Соловьев руководствуется “органическим” мышлением, которое может быть названо методом идеалистической диалектики.

По Соловьеву, в результате синтеза науки, философии и религии знание приобретает объективное значение, и Бог придает миру характер завершенной системы, поэтому познание реальности приводит к христианскому мировоззрению, основанному на учении о богочеловечестве, о воплощенных во Христе божестве и человеке. Согласно натурфилософии Соловьева, многообразие в природе повторяет изначальное многообразие в сфере идей, по образу которых Бог творит материальный мир, природу. Единство природы реализуется благодаря мировой душе, она занимает промежуточное место между множественностью живых существ и безусловным единством божества.

Преодолению розни в бытии способствует длительный космоэволюционый процесс. Над космическим процессом, шедшим в мире до этого, возвышается теперь исторический процесс, источник развития которого — мировая душа, названная Соловьевым Софией.

Вообще, принцип Софии занимает в философии В. Соловьева важное место и имеет несколько толкований. “София есть... материя Божества, проникнутая началом божественного единства”, одна из сторон цельного всеединства, другой из которых является Логос. Это и вечная, совершенная Женственность, духовное существо, получающее свою форму от Бога, процесс реализации которой и представляет собой мировой исторический процесс. София — это и душа мира как центр воплощения божественной идеи мира.

В своей космологии Соловьев подчеркивает и важное значение материи. Это первый субстрат, принадлежность сущего. Философ развивает динамическую теорию атома: “Атомы суть действующие, или активные, силы, и все существующее есть произведение их взаимодействия”.

Соловьев разрабатывает свое учение об эволюции природы, исходя из посылки, что все в мире стремится к абсолюту, что мир — это всеединство в состоянии становления. Всего Соловьев выделяет пять ступеней эволюции, или, как он их называет, царств: минеральное царство, растительное, животное, человеческое и царство Божие.

  Большое внимание в своем творчестве Соловьев уделяет этике всеединства, основные положения которой он выдвинул в работе “Оправдание добра”. В ее основе — положение о существовании в мире добра как некой идеальной сущности, предпосылки человеческой нравственности. Добро, по Соловьеву, неразрывно связано с космоэволюционным процессом. Его существенными признаками являются незаинтересованность, требующая от человека формально-безусловной воли, и всеединство, которое обусловливает полноту нравственных норм для всех основных отношений практической жизни. Добро — высшая категория этики Соловьева, это образующее и направляющее начало всей истории. Оно имеет безусловный характер и определяет смысл жизни человека.

Повседневная мораль человека основывается на трех исходных понятиях: стыд (определяет отношение к природному, материальному началу), жалость (отношение к другим людям) и благоговение (отношение к высшему, божественному началу).

На пути к полноте бытия, царству Божьему на Земле, люди должны создать общество, основанное на принципах справедливости — свободную теократию, общество, где нравственная власть принадлежит церкви, сила — царю, право живого совета с Богом — пророкам. Христианское государство должно проводить христианскую политику, способствовать мирному сближению народов.

   Соловьев говорит о трех силах, определяющих судьбы человеческой цивилизации. Это Запад, Восток и славянский мир с Россией во главе. Первые два уже исчерпали себя, Россия призвана дать миру жизнь и обновление. Божественная сила, дающая развитию человечества его безусловное содержание, проявляется через тот народ, который может дать целостность человечеству, соединить его с вечным божественным началом. Этот народ должен быть свободен от всякой односторонности, привязанности к узким интересам, но должен быть преисполнен веры в положительную действительность высшего мира. Этим свойством, по Соловьеву, обладают славянские народы, и особенно русский народ. Внешнее богатство, комфортность жизни, порядок не имеют никакого значения, великое историческое призвание России — призвание религиозное в высшем смысле этого слова, готовность скорее отказаться от патриотизма, чем от совести.                       

Николай Александрович Бердяев

Николай Александрович БЕРДЯЕВ (1874 - 1948)

Россия - а вместе с ней и весь цивилизованный мир - обретают сегодня утраченное  духовное богатство - русскую идеалистическую философию, расцвет которой пришедшийся на конец XIX - начало XX века принято называть русским религиозно-философским ренессансом. Одна из наиболее ярких фигур этого ренессанса - Николай Александрович Бердяев.

Отец, офицер, хотел видеть сына военным и отдал его в кадетский корпус. Но сын пробыл там недолго. Увлекся философией. В четырнадцать лет он читал не и Канта и Гегеля. Следующее увлечение - Маркс. Бердяев становится марксистом. Бердяев активно включается в революционное движение. Арест, тюрьма, ссылка - через все это Бердяеву пришлось пройти.

Бердяев - философ религиозный, но далекий от ортодоксии, еретик. Впрочем, он себя называет иначе - «верующий вольнодумец». Живи Бердяев на исходе средних веков,  не миновать бы ему костра. Религиозная философия испокон веку была занята теодицеей (т.е. оправданием, обоснованием Бога), внимание Бердяева приковано к антроподицее - оправданию человека.

  Огромный интерес в этом плане представляет первая крупная самостоятельная работа Бердяева «Философия свободы» (1911), в которой он решительно отверг западноевропейскую рационалистическую традицию. Лишь в акте веры познается реальность. Но и вера вере рознь. Протестантизм рационалистичен, его апогеем является философия Канта, для которой характерны индивидуализм и отвлеченная духовность. Между тем подлинная духовность - это соборность.

    Рассуждения Бердяева о соборности свежи и актуальны сегодня. По Бердяеву, весь ход мировой культуры, все развитие мировой философии ведет к осознанию того, что истина открывается не индивидуальному, а соборному сознанию. В соборности личность не исчезает, наоборот, она наиболее выразительным образом выявляет свою полноту, обретая ее в взаимодействии с другими личностями.

   Человечество - космический центр бытия, высшая точка его подъема, душа мира, которая соборно отпала от Бога и соборно должна вернуться к Богу, обожиться. Христос - абсолютный центр космоса. Смысл жизни, смысл истории, смысл мировой культуры - обретение бессмертия.

 «Философии свободы» - «особая и великая» роль России. Конечно, западная Европа не «сгнила», мировая история разрешится лишь совместными усилиями Запада и Востока, каждый народ имеет свою миссию, но «только Россия может соединить восточное созерцание Божества... с западной человеческой активностью, с исторической динамикой культуры».

Бердяев убежден, что истории человечества определен «счастливый конец»: преодоление зла и обретение свободы. Смысл любого творческого акта - не в накоплении культурного потенциала самого по себе, а в приближении преображения мира. «Творческий акт в своей первоначальной чистоте направлен на новую жизнь, новое бытие, новое небо и новую землю».

  Русские - самый «всемирноотзывчивый», нешовинистический народ и одновременно именно у русских дикие проявления национальной ограниченности. Наконец, - свобода духа; русские вольнолюбивы и чужды мещанской ограниченности. Загадочную антиномичность России можно проследить и во множестве других аспектов, всюду сплошные тезисы и антитезисы. Конечно, и в других странах можно найти все эти противоположности, но только в России тезис оборачивается антитезисом, крайности переходят друг в друга. И еще одно обстоятельство: устремленность к крайнему, предельному.

  Мировая война, потрясшая человечество, по мнению Бердяева, показала тщетность и бессмысленность всех попыток насильственного социального переустройства. Как ни перекраивай человеческий муравейник, он муравейником и останется. Между тем у человека есть более высокое предначертание: творческий труд, расширенный до космического размаха, имеющий мировые перспективы.    

      Бердяев можно сказать воспел личность. Личность есть потенциально универсальное незаменимое существо с образом единственным. Все индивидуальное незаменимо. их взаимодействия. Бог хочет человека как личность, которая откликается на его призыв к свободе и творчеству и с которой возможно общение в любви.

Константин Николаевич Леонтьев  

Писания Константина Николаевич Леонтьева, кроме его первых романов и рассказов из греческой жизни, делятся на три категории: изложение его политических и религиозных идей; литературно-критические статьи; воспоминания. Политические писания были опубликованы в двух томах под общим названием Восток, Россия и славянство (1885–1886). Написаны они яростно, нервно, торопливо, отрывисто, но энергично и остро.

  Философия Леонтьева состоит из трех элементов.

1) Прежде всего – биологическая основа, результат его медицинского образования. Это нашло выражение в леонтьевском «законе триединства»: созревание – жизнь – разложение обществ.

2) Во-вторых – темпераментный эстетический имморализм, благодаря которому он страстно наслаждался многоликой и разнообразной красотой жизни.

3) И наконец – беспрекословное подчинение руководству монастырского православия, господствовавшее над ним в последние годы жизни; тут было скорее страстное желание верить, Это была не просто вера, вера бескомпромиссная и ревностная. Он ненавидел современный Запад и за атеизм, и за уравнительные тенденции, разлагающие сложную и разнообразную красоту общественной жизни.

  Главное для России – остановить процесс разложения и гниения, идущий с Запада. Это выражено в словах, приписываемых Леонтьеву, хотя в его произведениях они не встречаются: «Россию надо подморозить, чтобы она не сгнила». Но в глубине своей души биолога он не верил в возможность остановить естественный процесс. Он был глубочайшим антиоптимистом. Он не только ненавидел демократический процесс, но и слабо верил в реализацию собственных идеалов. Он не желал, чтобы мир стал лучше. Пессимизм здесь, на земле, он считал основной частью религии. Человек должен помнить, что Земля — лишь временное его пристанище, но и в земной своей жизни он не имеет права надеяться на лучшее, ибо этика со своими идеалами бесконечного совершенствования далека от истин бытия.

Политическая его платформа выражена его характерно встревоженным и неровным стилем в следующих формулах:

1. Государство должно быть многоцветным, сложным, сильным, жестким основанным на классовых привилегиях и меняться с осторожностью.

2. Церковь должна быть более независима, чем теперь, епископат должен быть смелее, авторитетнее, сосредоточеннее.

3. Жизнь должна быть поэтичной, многообразной в своей национальной – противопоставленной Западу – форме или не танцевать вовсе и молиться Богу, или танцевать, но по-нашему;

4. Закон, основы правления должны быть строже, но люди должны стараться быть добрее; одно другое и уравновесит.

5. Наука должна развиваться в духе глубокого презрения к собственной пользе.

Во всем, что Леонтьев делал и писал, была такая яростная защита аристократического идеала, что его много раз называли русским Ницше.

Но он не был богоискателем и не искал Абсолюта. Мир Леонтьева конечен, ограничен, это мир, самая сущность и красота которого – в его конечности и несовершенстве. «Любовь к Дальнему» ему совершенно незнакома. Он принял и полюбил православие не за совершенство, которое оно сулило в небесах и явило в личности Бога, а за подчеркивание несовершенства земной жизни..

   В последние годы жизни Леонтьев опубликовал несколько фрагментов своих воспоминаний. Нервность стиля, живость рассказа и беспредельная искренность ставят эти воспоминания на особое место в русской мемуарной литературе. Лучше всего те фрагменты, где рассказывается история его религиозной и семейной жизни о детстве, матери; и восхитительно живой рассказ о его участии в Крымской войне Знакомясь с ними, читатель сам становится частью леонтьевской взволнованной, страстной, импульсивной души.

Первым признал леонтьевский гений,   Владимир Соловьев, потрясенный мощью и оригинальностью этой личности. Начиная с 1912 г. стало появляться его собрание сочинений (в 9 томах); Его стали признавать классиком. Оригинальность его мысли, индивидуальность стиля, острота критического суждения никем не оспариваются.

 

 

Фрагмент нескучного конспекта «Русские облака»

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: