Рационалистический метод Декарта – сомнение

Декарт стал одним из столпов европейского рационализма.

«Рацио» - разум. Главное не опыт, а разум. Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. В этом убеждают многочисленные факты обманов чувств. Согласно Декарту, можно сомневаться вообще во всем, однако никак нельзя подвергнуть сомнению сам факт нашего мышления, с которым неразрывно связано убеждение в нашем существовании. Этот тезис и выражает прославленный философский афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» («Cogito, ergo sum»).

О боге

    Единственное существование, в котором я вполне уверен, есть мое собственное, т. е. существование моего духа и его мыслей, тогда как бытие всего вещественного мира (и моего собственного тела) остается под сомнением. Неоспоримых данных, подтверждающих истинность наших ощущений, у нас нет. Однако, идея Бога – совершеннейшего существа, неограниченного бытия, прямо противоположная чувству ограниченности нашего собственного. Бог есть совершеннейшее существо, к совершенствам же принадлежит и существование.

О материи

Представление внешнего мира и природы неискоренимо и ясно находится в моем уме. Поэтому, считает Декарт, протяженный мир со всеми качествами, какие мы познаем в наших ясных представлениях, действительно существует. Лежащая в основе его протяженная сущность называется телом или материей. Протяжение имеет тело, но не душа. Между ними двумя существует диаметральная разница. Тело может быть разрушено, душа же неразрушима, т. е. бессмертна.

Этика Декарта

В этике он примыкает ближе всего к стоикам и Аристотелю. Нравственную цель философия Декарта усматривает в благополучии, которое создаётся последовательной доброй волей или добродетелью.

Значение философии Декарта

Декарт совершил настоящий подвиг, требуя первым условием от философии, чтобы она отказалась от всякого привычного чувственного познания, усомнившись во всём и с помощью мышления совсем заново построила истинный мир, ничего не принимая за истину, кроме того, что выдержит испытание любым сомнением. Исходя из такой твердой точки опоры, как самосознание, он стал родоначальником рационализма, благодаря оригинальности и самостоятельности, ясности и простоте своего мышления, а также легкости и естественности изложения.

Бенедикт Спиноза (1632 1677 ).

Один из самых знаменитых философов Нового времени Уже на 14-м году от роду поражал знаниями всех своих учителей. Благодаря дружбе с Генрихом Ольденбургом, Спиноза познакомился с философией Декарта и сделался её страстным последователем. Ограничив до ничтожного свои физические потребности, он всю свою жизнь посвятил духовному наслаждению, тихой созерцательности и работе мысли. Нравственность его была чиста, благоволение к людям безгранично. Спинозу не прельщало богатство, его не тешили почести; он был свободен от страстей и мелочных побуждений. Из философских сочинений Спинозы главными являются его знаменитая «Этика», «Трактат об усовершенствовании разума» (ок. 1662) и «Богословско-политический трактат» (1670).

О субстанции

Идея субстанции занимает центральное место в философской системе Спинозы. Субстанция абсолютна, бесконечна, независима. Она – причина самой себя; она есть то, что делает вещи реальными, то, в силу чего они существуют и возникают. Как Первопричина, она называется Богом, но это слово Спиноза понимает не в христианском смысле. В его философии Бог – не надмировой личный Дух, а только сущность вещей. Единичные вещи, согласно Спинозе, лишены всякой самостоятельности, они – только модусы бесконечной субстанции, изменчивые состояния Бога. Вещи не извлекаются от Бога ни творением, ни эманацией (последовательным «истечением» высшего из низшего). Они с необходимостью следуют из природы Бога так же, как из природы треугольника следует, что сумма его углов равна двум прямым.

О Боге   Вещи находятся в Боге. Он – действующая, созидающая природа (natura naturans) в противоположность совокупности конечных вещей. Деятельность Бога, ни от чего не завися, сама себя определяя, подчиняется внутренней необходимости, которая вытекает из природы Божества. Утверждает положение: «все, что есть, есть в Боге, а без Бога ничего не может существовать и не может быть представлено». философия Спинозы становится на почву самого решительного пантеизма – учения о полном единстве Творца и Мира. в божественной Первопричине.

О душе

  Душа есть не что иное, как идея тела, а тело или движение – предмет, соответствующий известной идее. Всякой идее соответствует что-нибудь телесное; всякое тело существует и мыслится как идея. Отсюда вытекает, что порядок действия нашего тела по природе одновременен порядку действия души; так Спиноза решает в своей философии проблему отношения между духом и материей.

Этика Спинозы

   В области человеческой нравственности Спиноза тоже видит во всем разумную необходимость. Спиноза отвергает свободу воли, он отрицает даже существование самой воли, которую отождествляет с разумом. Добра и зла в мировом процессе вовсе не существует; все действительное само по себе совершенно: добро и зло, активность и пассивность, могущество и бессилие – это лишь различия в степенях. Только та деятельность, которая зиждется на познании, может быть истинно нравственной. Только разум побеждает аффекты, только интеллектуальным путем достигаем мы блаженства. Жизнь духа заключается в мышлении, в стремлении к совершенному познанию, к постижению разумной необходимости. Делаем то, что нам нужно для познания – это и есть нравственность.

Лейбниц (1646- 1716)

     Готфрид Вильгельм Лейбниц один из самых многосторонних ученых и глубоких философов Запада, родился в. 15-летним он поступил в университет для изучения юриспруденции, но с особенною любовью занимался философией. Отправившись в 1672 в Париж, а потом в Лондон, Лейбниц имел возможность познакомиться лично с выдающимися деятелями тогдашней науки. Эти знакомства побудили его к продолжению занятий математикой и привели к открытию дифференциального исчисления. Лейбниц был первым президентом Берлинской академии; в Санкт-Петербурге по плану Лейбница также была открыта академия.

Из его философских трудов наиболее замечательны: «Монадология» (1714), содержащая краткое изложение его системы. Основным стремлением Лейбница в его научной деятельности было стремление к соединению различного, к гармонии..

Идеализм Лейбница

  Лейбниц выступил против декартовского дуализма материи и духа, отстаивая первенство второго над первой. По учению Лейбница, материя в своей сущности, в последних элементах, из которых она сложена, неотличима от духа. Главная же особенность духа состоит в том, что он есть деятельная живая сила. Воспринимать протяжение материального тела – значит, воспринимать его сопротивление тому, что пытается в него проникнуть. Сопротивление же неизбежно предполагает наличие силы, деятельности, стремления. Таким образом, Лейбниц считает, что саму идею материальности и протяжения мы познаём лишь благодаря идее силы. По философии Лейбница, материи, как протяжения, собственно, и не существует, она не более чем кажущееся явление.

Монадология Лейбница

    Многообразие мира и постоянное взаимодействие в нём различных сред нельзя объяснить без существования мельчайших единиц бытия – тех, что в Древней Греции именовали атомами. Но так как материя – производная разновидность силы и энергии, то и атомы, согласно философии Лейбница, должны являться не материальными, а духовными объектами. Лейбниц именует их «монадами». Название «монада» происходит от латинского слова «единство». Монады неделимы. Монады Лейбница однородны в смысле обладания личностью и волей, однако не одинаковы. Каждая из них отличается одна от другой степенью совершенства своей внутренней деятельности. Монады представляют последовательную лестницу неодинаково развитых существ (градацию совершенств). Человеческое тело есть собрание монад, которые к монадам души относятся как низшие к высшим.

Лейбниц о гармонии

   Лейбниц считает, что возможность согласия между состояниями двух или многих монад, например, монад души и тела, зависит от приведения к гармонии движений двух или многих в сущности не связанных друг с другом автоматов. Эта гармония может быть достигнута если Бог, как искусный часовщик, природу отдельной монады от вечности устроил согласною с природой всех других монад, так что их внутренние состояния вечно будут в соответствии с состояниями друг друга. В этом и состоит суть философского учения Лейбница о предустановленной гармонии. Бог, хотел такой гармонии между монадами и их состояниями и устроил ее от вечности. Благодаря этой всеобщей гармонии, каждая монада есть живое зеркало вселенной.

Теодицея Лейбница

Введённый именно им термин «Теодицея» (буквально – «Богооправдание») с тех пор стал обозначать те разделы философии и богословия, которые доказывают, что неоспоримое существование зла в мире ничуть не противоречит мысли об управлении Вселенной Богом.

Бог мог бы создать всевозможные миры, но захотел создать и создал только лучший между ними. Зло Бог допустил потому, что только через него достижимы некоторые высшие блага, отказаться от которых было бы нельзя. Одно из главных положений философской теодицеи Лейбница то, что между свободой и необходимостью существует такая же гармония, как и между отдельными монадами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: