Характеристика ситуационных психологических факторов риска

Обобщение всех данных, получаемых во время первых встреч в консультации, позволяет сделать вы­вод о полимотивированности обращения за психоло­гической помощью. Составляющими мотивационными элементами являются внутрисемейные проблемы, за­трагивающие не только состояние ребенка, но и вза­имодействие между детьми и родителями, а также в значительной степени супружеские отношения. При­чем на первых встречах психолог работает с гаммой чувств, переживаний, мыслей и оценок, которые в большей мере определены ситуационно, отражают актуальную внутрисемейную ситуацию.

Переживание и осознание родителями своей ак­туальной внутрисемейной ситуации пронизывает все структуры семейного взаимодействия: эмоциональную, когнитивную и поведенческую.

В сфере эмоционального реагирования у взрослых на первый план выступают явления психической на­пряженности, повышенной тревожности и эмоцио­нального дискомфорта. В когнитивной сфере наибо­лее отчетливо проявляется осознание своей семейной ситуации в целом как неблагополучной, иногда как фатально не удавшейся, а в сфере личностного и ро­дительского самосознания она представляется в виде осознания себя как не состоявшихся в своих супру­жеских и родительских ролях, а значит, в определен­ной степени и в целом личностно не состоявшихся.

В поведенческой сфере родители активно настрое­ны на поиск помощи; причем вначале они пытаются что-то самостоятельно изменить, а в дальнейшем; приходят к устойчивому ощущению, что они нуждаются во внешней помощи. В поведенческой сфере у детей появляется заострение дезадаптированного поведения,что еще больше повышает дискомфортное состояние родителей.

Таким образом, анализ психологического состоя­ния семей на первых этапах обращения в консуль­тацию позволяет определить его как состояние остро переживаемого детьми и родителями внутрисемейного кризиса.

Это состояние кризиса и становится «ситуацион­ным или острым психологическим фактором», созда­ющим повышенную готовность у детей к перераста­нию отдельных неблагоприятных форм дезадаптации в устойчивые клише невротического поведения.

Глава V

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО КОМПЛЕКСА: ХРОНИЧЕСКИЕ ДЛИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА

Анализом ситуационных факторов риска, острого внутрисемейного кризиса диагностическая работа не заканчивается. Для правильного формулирования психокоррекционной программы гораздо важнее представить себе постепенно складывающиеся и дей­ствующие в течение длительного времени психоло­гические факторы, которые вызвали острый внутри­семейный кризис. Именно они и являются основными причинными факторами, вызывающими повышенную готовность к приобретению семьей и детьми устойчи­вого невротического поведения. Именно эти причин­ные факторы и становятся в дальнейшем основой психологической коррекции. Поэтому на втором эта­пе диагностики большое внимание уделяется всесто­роннему изучению особенностей развития ребенка. Со всеми детьми проводится патопсихологическое обсле­дование в соответствии с основными принципами па­топсихологического эксперимента, разработанными Б. В. Зейгарник (1969) и С. Я. Рубинштейн (1960). Наряду с оценкой познавательной деятельности боль­шое внимание уделяется личностным особенностям детей. Психологическое обследование обязательно проводится в присутствии родителей, что позволяет выявить некоторые стороны детско-родительских от­ношений, степень эмоциональной привязанности и зависимости ребенка от матери, а также отношение родителей к успехам и ошибкам ребенка в процессе работы.

Всесторонне изучается история развития ребенка методом целенаправленного опроса родителей. Ана­лизируются игра ребенка с психологом, спонтанные игры и игры ребенка с родителями. Проводится так­же специальное экспериментальное исследование са­мооценки детей и оценок поведения и личностных особенностей детей родителями.

На основе всех полученных данных был состав­лен обобщенный очерк психического развития детей в преневротических состояниях в сравнении с основ­ными психологическими новообразованиями дошколь­ного периода в норме. Такой подход в описании осо­бенностей психического дизонтогенеза был осущест­влен в исследовании В. В. Лебединского (1985), а обобщение данных относительно контингента детей в преневротических состояниях было проведено в дипломных работах Л. А. Михайловой (1985) и Е. В. Ивановой (1984).

ОЧЕРК ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ (В СРАВНЕНИИ С ОСНОВНЫМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ В НОРМЕ)

Аффективно-эмоциональная сфера

Дошкольный возраст — это возраст, в котором чувства господствуют над всеми остальными сторо­нами жизни ребенка. Источником эмоциональных состояний ребенка являются главным образом отно­шения с родителями, а в старшем школьном возра­сте — и со сверстниками. Обычно ребенок находится в состоянии эмоционального комфорта (эмоциональ­но теплые, ровные отношения с родителями, постоян­ная поддержка).

У детей описываемой группы имеются серьезные нарушения аффективно-эмоциональной сферы. Кон­фликт состоит в следующем: с одной стороны это очень сильная потребность в любви, привязанности, с другой — невозможность успешно реализовать данную потребность. Внешне это выражается в повы­шенной аффективности, агрессивности, либо наобо­рот, ребенок становится замкнутым, подавленным. Часто такие дети легко возбудимы, импульсивны или — излишне боязливы. Как правило, для всех детей ха­рактерна повышенная тревожность, устойчивые пере­живания страха. Наличие противоположных эмоцио­нальных переживаний (с одной стороны, повышенная привязанность, с другой — непринятие себя) создает амбивалентное отношение к родителям и определяет противоречивость поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: