Обобщение всех данных, получаемых во время первых встреч в консультации, позволяет сделать вывод о полимотивированности обращения за психологической помощью. Составляющими мотивационными элементами являются внутрисемейные проблемы, затрагивающие не только состояние ребенка, но и взаимодействие между детьми и родителями, а также в значительной степени супружеские отношения. Причем на первых встречах психолог работает с гаммой чувств, переживаний, мыслей и оценок, которые в большей мере определены ситуационно, отражают актуальную внутрисемейную ситуацию.
Переживание и осознание родителями своей актуальной внутрисемейной ситуации пронизывает все структуры семейного взаимодействия: эмоциональную, когнитивную и поведенческую.
В сфере эмоционального реагирования у взрослых на первый план выступают явления психической напряженности, повышенной тревожности и эмоционального дискомфорта. В когнитивной сфере наиболее отчетливо проявляется осознание своей семейной ситуации в целом как неблагополучной, иногда как фатально не удавшейся, а в сфере личностного и родительского самосознания она представляется в виде осознания себя как не состоявшихся в своих супружеских и родительских ролях, а значит, в определенной степени и в целом личностно не состоявшихся.
|
|
В поведенческой сфере родители активно настроены на поиск помощи; причем вначале они пытаются что-то самостоятельно изменить, а в дальнейшем; приходят к устойчивому ощущению, что они нуждаются во внешней помощи. В поведенческой сфере у детей появляется заострение дезадаптированного поведения,что еще больше повышает дискомфортное состояние родителей.
Таким образом, анализ психологического состояния семей на первых этапах обращения в консультацию позволяет определить его как состояние остро переживаемого детьми и родителями внутрисемейного кризиса.
Это состояние кризиса и становится «ситуационным или острым психологическим фактором», создающим повышенную готовность у детей к перерастанию отдельных неблагоприятных форм дезадаптации в устойчивые клише невротического поведения.
Глава V
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО КОМПЛЕКСА: ХРОНИЧЕСКИЕ ДЛИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА
Анализом ситуационных факторов риска, острого внутрисемейного кризиса диагностическая работа не заканчивается. Для правильного формулирования психокоррекционной программы гораздо важнее представить себе постепенно складывающиеся и действующие в течение длительного времени психологические факторы, которые вызвали острый внутрисемейный кризис. Именно они и являются основными причинными факторами, вызывающими повышенную готовность к приобретению семьей и детьми устойчивого невротического поведения. Именно эти причинные факторы и становятся в дальнейшем основой психологической коррекции. Поэтому на втором этапе диагностики большое внимание уделяется всестороннему изучению особенностей развития ребенка. Со всеми детьми проводится патопсихологическое обследование в соответствии с основными принципами патопсихологического эксперимента, разработанными Б. В. Зейгарник (1969) и С. Я. Рубинштейн (1960). Наряду с оценкой познавательной деятельности большое внимание уделяется личностным особенностям детей. Психологическое обследование обязательно проводится в присутствии родителей, что позволяет выявить некоторые стороны детско-родительских отношений, степень эмоциональной привязанности и зависимости ребенка от матери, а также отношение родителей к успехам и ошибкам ребенка в процессе работы.
|
|
Всесторонне изучается история развития ребенка методом целенаправленного опроса родителей. Анализируются игра ребенка с психологом, спонтанные игры и игры ребенка с родителями. Проводится также специальное экспериментальное исследование самооценки детей и оценок поведения и личностных особенностей детей родителями.
На основе всех полученных данных был составлен обобщенный очерк психического развития детей в преневротических состояниях в сравнении с основными психологическими новообразованиями дошкольного периода в норме. Такой подход в описании особенностей психического дизонтогенеза был осуществлен в исследовании В. В. Лебединского (1985), а обобщение данных относительно контингента детей в преневротических состояниях было проведено в дипломных работах Л. А. Михайловой (1985) и Е. В. Ивановой (1984).
ОЧЕРК ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ (В СРАВНЕНИИ С ОСНОВНЫМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ В НОРМЕ)
Аффективно-эмоциональная сфера
Дошкольный возраст — это возраст, в котором чувства господствуют над всеми остальными сторонами жизни ребенка. Источником эмоциональных состояний ребенка являются главным образом отношения с родителями, а в старшем школьном возрасте — и со сверстниками. Обычно ребенок находится в состоянии эмоционального комфорта (эмоционально теплые, ровные отношения с родителями, постоянная поддержка).
У детей описываемой группы имеются серьезные нарушения аффективно-эмоциональной сферы. Конфликт состоит в следующем: с одной стороны это очень сильная потребность в любви, привязанности, с другой — невозможность успешно реализовать данную потребность. Внешне это выражается в повышенной аффективности, агрессивности, либо наоборот, ребенок становится замкнутым, подавленным. Часто такие дети легко возбудимы, импульсивны или — излишне боязливы. Как правило, для всех детей характерна повышенная тревожность, устойчивые переживания страха. Наличие противоположных эмоциональных переживаний (с одной стороны, повышенная привязанность, с другой — непринятие себя) создает амбивалентное отношение к родителям и определяет противоречивость поведения.