Самосознание и самооценка

В первом исследовании для диагностики внутри-личностного конфликта у детей в преневротических состояниях использовался набор проективных мето­дик: модифицированный вариант методики самооцен­ки (оценить себя и оценить, как тебя оценивают ро­дители), проективный рисунок «Я» — «Каким меня видят дома», «Какой я сейчас» и «Каким хочу быть» (рис. 1), проективный рисунок «Моя семья» (рис. 2), модифицированный вариант CAT (метод тематиче­ской апперцепции по Беллаку). Исследование прово­дилось с детьми б—7 лет.

Оценивались не только полученная в результате продукция, но и поведение детей во время проектив­ного исследования. Интерпретация рисунков прово­дилась по параметрам, описанным в работе Г. Т. Хоментаускаса (1985).

Проведенное исследование позволило очертить содержание внутриличностного конфликта у детей и некоторые факторы, влияющие на его формирование. У большинства детей самооценка была контрастной или преобладало ее завышение. Оценка «глазами ро­дителей» у большинства детей резко контрастировала с. собственной самооценкой, причем в эксперименте обнаруживалась острая аффективная реакция детей при сравнении оценки. У части детей в процессе об­суждения собственных оценок и оценок «глазами ро­дителей» выявилась тенденция приспособить оценки родителей к собственным завышенным или контра­стным самооценкам.

Сопоставление самооценок и рисунка «Я» позво­лило показать значительное расхождение между ре­альным и идеальным образами «Я». Очевидно отличие, рисунка «Я» в трех позициях по декорированности, количеству цветов, позе. В первой позиции дети часто изображают себя одним цветом, указывают на свою некрасивость, неряшливость, неаккуратность. И наоборот, дети часто рисуют себя, какими они хо­тели бы быть: в виде принцесс в нарядных платьях, с использованием большого количества цветов при рисовании, с большим количеством деталей (см. рис. 1 а, б, в, а также рис. на обложке).

В рисунках «Моя семья» отражается в основном внутрисемейное положение в том виде, как оно представлено в переживаниях ребенка. По рисункам мож­но проследить, к кому из взрослых ребенок привязан, с кем он находится в эмоционально значимых отно­шениях, вскрывается также изоляция некоторых чле­нов семьи, конфликтные отношения между родите­лями. Часто фигуры родителей изображаются в зна­чительно больших размерах, чем фигура самого ре­бенка (см. рис. 2 а, б, в, а также рис. на обложке).

В рассказах по рисункам часты темы наказания Детей родителями, выяснение отношений между ро­дителями, конкурирующие отношения между братья­ми и сестрами. Методика CAT позволяет при анализе эмоциональных компонентов рассказов выявлять та­кие переживания детей, как страхи наказания, страх быть покинутым, страх утраты родительской любви.

Обобщение экспериментальных данных по всем методикам позволяет сделать следующие выводы.

1. У большинства исследованных детей выявлена завышенная и контрастная самооценка, расхождение между реальным и идеальным «Я» при остро пере­живаемой неудовлетворенности собой. Дети остро реагировали на родительские оценки, показывая значимость мнения родителей. Выявлена защитная за­висимость самооценок от оценок родителей. Хотя в жалобах родителей часто отмечались трудности в контактах со сверстниками, дети ставят себя по этой шкале довольно высоко, обнаруживая тем самым не­реализованную потребность в общении.

2. Дети остро переживают свое место в системе семейных отношений и выражают желание занять в семье более значимую позицию. У большинства де­тей проявляются нарушенные, сложные отношения с родителями, чаще с одним из родителей при повы­шенной привязанности к другому. У части детей от­четливо проявляется ревность к другим детям в семье, особенно к младшим, конфликтные отношения с бра­том или сестрой.

3. Наиболее частым способом реагирования в трудной ситуации был пассивный уход от трудности или же ненаправленная агрессивность. Основными источниками повышенной тревожности и страхов бы­ли: страх наказания, отвержения, потери любви. Ос­новные потребности — это потребности в признании родителей, в любви, в нормализации отношений в семье.

Таким образом, в данном исследовании показана противоречивость и конфликтность внутриличностных переживаний ребенка и их связь с переживание детьми отношений к родителям и родительского отношения к ним.

В работе М. Кинбер экспериментальной проверке была подвергнута гипотеза о том, что в структуре личности детей из группы риска по неврозам самооценка выполняет защитную компенсаторную функцию. Предполагается, что эта функция реализуется через механизм расхождения между самооценкой ожидаемыми и реальными оценками со стороны родителей.

Эксперимент состоял из двух серий. В первой се­рии решались две конкретные задачи. Первая задача заключалась в выявлении особенностей самооценки и ожидаемой оценки со стороны родителей. Вторая задача состояла в выявлении родительских оценок.

Задачей второй серии было выявление особенно­стей функционирования самооценки в специально организованных ситуациях.

Для решения первой и второй исследовательских задач была использована методика Дембо — Рубин­штейн «Самооценочные шкалы», в которую были вне­сены изменения: а) испытуемым предлагались 3 шка­лы — «ум», «доброта», «ловкость»; б) шкалы пред­ставляли собой «лестницу» из 10 ступеней, а не отре­зок прямой. Ребенку предлагалось оценить себя, по­ставив на одну из ступенек лестницы (самооценка — СО).

Результаты, полученные по этой методике, обсчи­тывались в виде условных единиц, составляющих 10-балльную шкалу. Кроме того, при помощи этой методики выявлялись ожидаемые оценки со стороны матери (ожидаемая оценка — 00), а также роди­тельские оценки (РО). Проведение этой методики сочеталось с беседой, направленной на выяснение обоснованности ребенком самооценки и уровня вы­боров задач, фиксировались эмоциональные реакции ребенка на экспериментатора, на экспериментальную ситуацию.

Для решения третьей исследовательской задачи (вторая серия) были смоделированы ситуации, на­правленные на выявление таких качеств, как ум и доброта. Моделируя экспериментальные ситуации, мы исходили из установленного положения о том, что самооценка связана с уровнем притязаний и появля­ется через него в конкретной деятельности.

В одной из экспериментальных ситуаций задавал­ся уровень притязаний в той сфере деятельности, где проявлялись качества ума. Экспериментальная ситу­ация была смоделирована по аналогии с эксперимен­том Ф. Хоппе. Детям предлагалось выбрать задачу любой степени трудности из девяти, расположенных по возрастающей. Количество выборов ограничива­лось пятью, однако дети об этом не знали. При ре­шении задач выше пятой степени трудности экспери­ментатор создавал неуспех, а при решении задач бо­лее низкой степени трудности — успех. Если третий выбор находился выше границы «Успех — неуспех», то экспериментатор создавал успех, и наоборот, если третий выбор находился ниже этой границы, экспе­риментатор создавал неуспех. Такие условия экспе­римента были продиктованы стоящей перед нами за­дачей исследования реакции на успех и неуспех. Ма­териалом задач была игра «Пентамено». Каждая за­дача заключалась в составлении фигуры из частей разрезанного квадрата (5 треугольников, 1 квадрат и 1 параллелограмм). Дети должны были составлять фигуры по образцу и использовать для составления каждой фигуры все семь частей квадрата, соединять их только по граням так, чтобы они примыкали одна к другой, не допускать при этом наложения.

Вторая экспериментальная ситуация была смоде­лирована в той деятельности, где могло бы проявить­ся такое качество, как доброта. В ситуации нравст­венного выбора, в которую были поставлены дети, нельзя задать уровень притязаний. Девочкам пред­лагали поделить кукольную одежду (8 платьев) для игры в «Дочки — матери», а мальчикам — игрушеч­ную военную технику для предстоящей «войны» (тоже количество). Пока дети делили игрушки, экспе­риментатор занимал нейтральную позицию и не вме­шивался в этот процесс. После того как игрушки были поделены, экспериментатор беседовал с детьми, выясняя, почему ребенок поступил так или иначе. Исследовались дети в возрасте от 5 до 7 лет.

Средняя самооценка у испытуемых данной группы довольно высокая (8,2; 8,9; 8,5) по трем шкалам при незначительном индивидуальном разбросе. Средний уровень ожидаемых оценок ниже уровня самооценок (соответственно 4,6; 5,3; 5,2*). Соотношение этих показателей отражено на рис. 3.

* Различия между СО и 00, а также между СО и РО ока­зались статистически достоверными (р<0,01).

Рис. 3. Самооценка —;

ожидаемая оценка …..;

родительская оценка - - - -

Полученные данные свидетельствуют (на статистически значимом уровне) о расхождении между самооценкой, ожидаемой оценкой и роди­тельской оценкой у испытуемых экспери­ментальной группы. Учитывая особенно большое расхождение между самооценкой и ожидаемой оценкой, можно предположить, что в этом проявляется внутренняя дисгармоничность представления о себе.

Испытуемая Катя Т.

Экспериментатор. Куда ты поставишь себя на этой лесенке?

Катя.  Вот сюда (ставит крестик на самой верхней ступеньке).

Экспериментатор. Почему ты поставила себя на самую верхнюю ступеньку?

Катя. Потому что я самая добрая.

Экспериментатор. А добрые дети, какие они, что они делают?

Катя  (после долгого молчания). Не знаю.

Экспериментатор.  Ну, подумай, ты же знаешь, наверное.

Катя. Других детей не обижают.

Экспериментатор. А ты других детей не обижаешь?

Катя. Нет, не обижаю.

Установленные в первой серии эксперимента свя­зи позволяют делать выводы об особенностях само­оценки детей только на уровне их представлений о себе (СО и 00) и представлений родителей о них (РО). Данные вполне согласуются с тезисом о том, что невротической личности присущ «психогенно искаженный образ "я"» (А. И. Захаров, 1982). Осно­ванием для этого утверждения является установлен­ное в эксперименте рассогласование между самооценкой, ожидаемой оценкой и родительской оценкой. Для того чтобы убедиться в действительном ис­кажении образа «Я», необходимо было проверить функционирование самооценки в реальной деятель­ности. Для решения этой задачи была проведена вто­рая серия эксперимента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: