Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10)
А я о ё ы и э е у ю
Буквы ё е я ю обозначают два звука:
[й'о][й'э][й'а][й'у]
· после гласных
· после ъ и ь
· в начале слова
Согласные звуки
Звонкие парные Звонкие непарные
[б] [в] [г] [д] [ж] [з] [р] [л] [м] [н] [й]
Глухие парные Глухие непарные
[п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц] [ч] [щ]
Твердые парные
[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]
Мягкие парные
[б′] [п′] [в′] [ф′ [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′] [л′] [м′] [н′] [р′] [х′]
Твердые непарные Мягкие непарные
[ж] [ш] [ц] [ч′] [щ′] [й′]
Звуки
Гласные Согласные
(это звуки, при (это звуки, при образовании образовании которых которых встречается
Воздух свободно проходит преграда (губы, зубы, язык)
|
|
Через полость рта, не встречая
никакой преграды.
ударные безударные твёрдые мягкие
а я
о ё
у ю
ы и
э е
ь
звонкие глухие
произносятся произносятся
с голосом и шумом с шумом
гласные | согласные звонкие
а | о | у | ы | э | н | м | л | р | й | б | в | г | д | ж | з | Ъ | ||||
я | ё | ю | и | е | п | ф | к | т | ш | с | х | ц | ч | щ | ь |
| согласные глухие
Всегда твёрдые: Ш, Ж, Ц
Всегда мягкие: Ч, Щ, й
Все остальные: могут быть твёрдыми и мягкими
Ь и Ъ – звука не имеют
Схема фонетического разбора слова
1. Запиши слово.
2. Раздели на слоги.
|
|
1. Поставь ударение.
2. Сделай транскрипцию.
3. Запиши в столбик буквы, рядом –звуки.
4. Охарактеризуй каждый звук:
а) гласный или согласный
б) если гласный, то ударный или безударный
в) если согласный, то твердый или мягкий (парный\непарный)
звонкий или глухой (парный\непарный)
7.Посчитай количество букв и звуков.
Мяч-1слог - мяч - [ м' а ч']
м- [ м'] -согл., мягк.,парн. [м ],звонк., непарн.
я- [ а ] -гласн., ударн.
ч- [ ч'] -согл., мягк.,непарн., глух., непарн.
Б., 3зв.
Семья-2 слога, семь-я, [ с' э м' й' а ]
с- [с'] -согл.,мягк.,парн. [ с ], глух., парн.[ з' ]
е- [ э ] -гласн., безуд.
м- [ м' ] -согл.,мягк.,парн. [ м ].звонк., непарн.
ь- [ - ]
я- [ й' ] -согл.,мягк., непарн., звонк., непарн.
- [ а ] -гласн., ударн.
5б., 5зв.
Разбор слова по составу
настольный
1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:
настольный, настольного, настольным, о настольном.
Окончание –ый, основа настольн-
2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова:
стол, столик, столовая.
Общая часть слов – стол-. Это корень.
Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах.
Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.