М. Горбачев (СССР) и Дж. Буш (США)

1992 г. — декларация России и США о прекращении «холодной войны»

Роль ООН в международных отношениях. В 70—90-е гг. роль Организации Объединенных Наций в международных делах существенно возросла. В первые послевоенные десятилетия в ней доминировали конфронтационное мышление и поведение. Не случайно тогда ООН нередко называли «западным клубом», инструментом политики западных стран. Но по мере пополнения состава ООН новыми государствами, освободившимися от колониального господства, там менялась расстановка сил и в повестке дня сессий Генеральной Ассамблеи и других органов ООН все больше места стали занимать вопросы разоружения, демократизации международных отношений, сохранения мира, деколонизации и борьбы против апартеида.

Даже в условиях обострения международной обстановки в первой половине 80-х гг. Организация Объединенных Наций продолжала играть важную миротворческую роль. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала решения и резолюции, осуждающие конфронтацию. В декабре 1984 г. она выступила против перенесения гонки вооружений в космос, приняв резолюцию об использовании космического пространства исключительно в мирных целях.

Организация Объединенных Наций сыграла в 80-е гг. немаловажную роль в укреплении позитивных тенденций в международных отношениях. Генеральный секретарь ООН и его представители внесли большой вклад в урегулирование острых региональных конфликтов. Ряд ее важных решений был направлен на предотвращение экологической катастрофы.

Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире и международные отношения. Для международной обстановки 90-х гг. характерным является дальнейшее углубление западноевропейской и североамериканской экономической интеграции, развитие интеграционных процессов в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке. Одновременно в странах Восточной Европы и в СССР обострились центробежные процессы, возникли национальные конфликты в Чехословакии, СССР. Начавшийся распад Советского Союза завершился провозглашением всеми бывшими союзными республиками полной независимости. Таким образом, в мире происходят два разнонаправленных процесса: интернационализация, интеграция хозяйственных связей в капиталистическом мире и одновременно распад сложившихся многонациональных государств и образование национальных государств в странах Центральной и Юго-Восточной Европы и СССР. Дезинтеграция в странах, называвших себя социалистическими, привела к ликвидации прежних международных организаций (Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора и др.). Она выразилась в распаде Чехословакии, Югославии. Таким образом, современная система международных отношений является переходной от системы, сложившейся в итоге Второй мировой войны и просуществовавшей почти полвека, к новой системе, в которой, с одной стороны, отмирают старые принципы и формы межгосударственных и международных отношений, а с другой — создаются или находятся в стадии становления новые принципы и формы этих отношений.

Западноевропейская интеграция: новая фаза. 11 декабря 1991 г. в голландском городе Маастрихт, на стыке голландской, бельгийской и германской границ, что само по себе символично, на встрече глав государств и правительств, входящих в Европейский союз, были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах этих стран. Открылась новая фаза углубления экономической и политической интеграции в Западной Европе, начавшейся с Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС.

Валютно-экономический договор предусматривает переход стран ЕС с 1 января 1999 г. к единой денежной единице — евро.

Другой договор, подписанный в Маастрихте, касается проблемы углубления политического союза западноевропейских государств. Этот документ предусматривает выработку общего внешнеполитического курса и политики в области обороны. Основные направления политики будут определяться Европейским советом. Новым положением в этом договоре является принцип «квалифицированного большинства», требующий согласия не менее 8 из 12 стран сообщества. Эта новая формула означает, что западноевропейские страны, входящие в ЕС, соглашаются на частичный отказ от суверенитета в сфере внешней и военной политики.

В политическом договоре о союзе предусматриваются также меры по расширению наднациональных полномочий ЕС в области социальной политики, охраны окружающей среды, промышленности, культуры, здравоохранения. Предполагается, что формирование политического и валютного союзов, предусмотренных договорами, займет по меньшей мере два десятилетия и не исключает создания единого правительства. Таким образом, принята долгосрочная стратегия развития ЕС.

1992 г., декабрь — подписание Маастрихтских соглашений о Евросоюзе

Между тем ЕС столкнулся с большими трудностями экономического характера. В ЕС сохраняется массовая безработица (11% от общей численности рабочей силы), европейские товары утрачивают конкурентоспособность, и их доля в мировой торговле упала с 24% в 1978 г. до 18% в 1997 г. Не преодолено отставание ЕС от США и Японии в области новейших технологий и научных разработок.

Североамериканская интеграция, включавшая территорию США и Канады по соглашению о свободной торговле 1988 г., получила дальнейшее развитие в связи с завершением в 1993 г. переговоров о присоединении к свободной экономической зоне Мексики. Таким образом, Североамериканский континент превращается в единый хозяйственно-экономический комплекс. В отличие от европейской интеграции, которая проходит на основе межправительственных соглашений и совместных наднациональных органов исполнительной власти, североамериканский вариант интеграции основан прежде всего на взаимопроникновении гражданских обществ, то есть на уровне переплетения частных хозяйственных единиц, корпораций и иных негосударственных структур. Однако и здесь возникает необходимость на правительственном уровне определять «правила игры», но без создания наднациональных органов управления и регулирования. Процессы интеграции ускоряются также в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке.

Последствия распада «социалистического содружества». К концу 1991 г. окончательно распались все те межгосударственные структуры, которые прежде олицетворяли так называемое «социалистическое содружество» (Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора и др.). Установление либерально-демократических режимов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, а также объединение ГДР и ФРГ изменили ситуацию в Европе, открыли полосу перегруппировки в межгосударственных отношениях и изменений ориентации этих стран. Среди приоритетов во внешней политике эти государства избрали курс на самоутверждение в международных отношениях и на присоединение в той или иной форме к Европейскому союзу и к НАТО.

В мае 1997 г. в Париже между РФ и НАТО был подписан Основополагающий документ об отношениях России с Североатлантическим блоком.

1997 г., май — подписание в Париже Основополагающего документа об отношениях России и НАТО

На Востоке Европы сохранялись нестабильность и неопределенность в международных отношениях. Создание Содружества Независимых Государств рядом республик бывшего СССР не переросло в углубление их экономической интеграции. Вместе с тем расширилось участие России и стран Центральной и Восточной Европы в общеевропейских институтах. Россия и большинство государств Восточной Европы стали членами Совета Европы. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе превратилось в постоянный орган по вопросам европейской безопасности и стало называться Организацией по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ).

Важным событием в 1996 г. стало прекращение межэтнических конфликтов в Боснии после распада Югославии. В преодоление этого конфликта включились ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и целый ряд европейских государств, в том числе и Россия.

В конце 1990-х гг. резко обострились этнические конфликты в Косово. Произошло военное вмешательство стран НАТО в конфликт, и под предлогом прекращения этнических чисток албанцев Югославия подверглась массированным бомбардировкам. Косовское урегулирование только началось с вводом в Косово в 1999 г. миротворческих сил ООН, НАТО и России. Хотя масштабные военные действия прекратились, конечное урегулирование этнических проблем на Балканах, похоже, останется далекой перспективой.

Задания.

Изучите данный материал, письменно ответьте на вопросы.

1. В чем причины обострения международной напряженности в 80-е гг.?

2. Назовите основные региональные конфликты 70—80-х гг. и их причины.

 3. Как решалась проблема сокращения вооружений в 80-е гг.?

4. Объясните процессы интеграции и дезинтеграции в мире.

5. Каковы международные последствия распада социалистического содружества?

6. Почему «холодная война» не переросла в третью мировую войну? М. Тэтчер утверждала, что наличие ядерного оружия у СССР и США предотвратило возникновение третьей мировой войны. Согласны ли вы с этим утверждением?

7. Как изменились геополитическая ситуация и система международных отношений после распада СССР и «социалистического лагеря»?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: