Классификация методов обучения

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ, РУССКОМУ ЯЗЫКУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Методы обучения

Обучение грамоте

Чтение

Русский язык

Развитие речи

(уровень текста (уровень связной речи))

 

Методы орга­низации и осу­ществления учебно-позна-вательной дея­тельности (1 группа).

 

 

Обучение чтению Обучение письму Литератур­ное Внеклассное

Лингвистичес-кое понятие

Орфографи­ческое пра­вило

Изложение

Сочинение
Объяснение понятий, словесное пояснение звуковых схем, значений слов. Работа с иллюстрацией, схемами слов. Фонематиче ские упражнения. Объяснение написания букв, соединений букв (слогов), слов, предложений Практическая работа в прописи. Аналитико-синтетичес-кие упражнения. Рассказ-вступление об авторе. Иллюстрирова-ние произведений, демонстрация фильмов. Работа с портретом автора. Практическая работа с текстом. Рассказ-вступление об авторе, рассказ –изложение о книге. Демонстра-ция книг, их иллюстриро-вание. Практичес-кая работа с текстом. Метод чтения-рассматривания.

Объяснение ЛП (зависит от вида понятия).

Составление схемы ЛП.

Упражнения на закрепление ЛП (фонетические, грамматические лексические; опознаватель-ные

классификаци-онные,

аналитические);

метод языкового анализа (грамматичес-кий разбор как один из видов упражнений).

 

Объяснение ОП (зависит от вида правила). Составление схемы ОП, алгоритма его применения. Орфографичес-кие упражнения (списывание с заданиями, диктанты, метод решения грамматико-орфографичес-ких задач, орфографичес-кий разбор).  

Объяснение вида изложения: подробное, выборочное, сжатое.

Оформление доски (план, опорные слова с выделением орфограмм).

Практическая работа с текстом.

Имитативные методы.

Объяснение темы, её связи с типом речи, стилем. Зависит от вида: по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, картине. Оформление доски (план, опорные слова с выделением орфограмм). Самостоятель ная работа по созданию текста. Коммуникативные методы.

Рассказ-заключение с целью подведения итогов урока. Беседа с целью актуализации знаний, введения в тему, обобщения.

Методы стимулирова-ния и мотивации учебно-позна-вательной деятельности (2 группа).

Дидактичес-кая игра со словами. Создание ситуации заниматель-ности.   Дидактичес-кая игра со словами. Создание ситуации заниматель-ности. Учебные дискуссии в соответствии с учебной задачей анализа произведения.

Учебные дискуссии о содержании книг, героях.

Подбор ряда заданий нарастающей сложности, дифференци-рованный подход. Подбор ряда заданий нарастающей сложности, дифференци-рованный подход.  

Дифференциро-ванная помощь (задания одинаковой сложности).

Дифференциро-ванная помощь (задания одинаковой сложности).

Создание ситуации успеха, занимательности, стимулирование долга и ответственности, упражнения в выполнении требований, убеждение, поощрение.

Методы контроля и самоконтроля (3 группа).     Устный опрос. Письменный (тетрадь для печатания) опрос. Элементы теста (срезовые работы). Устный (элементы букв, правила записи слов и предлжений)и письменный (работа в прописи) опросы. Устный опрос, эссе; возможно тестирование.

Устный опрос, эссе; возможно тестирование.

Тесты, письменные работы, грамматические разборы; диктанты по пунктуации.

Различные виды диктантов: объяснительный, проверочный, творческий, контрольный; тесты.

Написание изложений. Написание сочинений.

Средства обучения + ИКТ и ТСО.

 

 

Учебник «Азбука», схемы слов, предложений. Прописи, элементы букв для конструиро-вания, разлинован-ная доска для показа написания букв, слогов, слов, предложений Хрестоматия и тетрадь по литературному чтению, портрет автора, книжная выставка.

Книга/книги для рас-сматривания, чтения, обсуждения,

реклама книги.

 

Учебник по русскому языку + тетрадь к нему (если есть). Схема ЛП, алгоритм его нахождения. Разлинованная для чисто-писания доска, карточки со словарными словами.   Грамматиче-ские таблицы.  

Учебник по русскому языку + тетрадь к нему (если есть).

Схема ОП, алгоритм его применения.

Разлинованная для чисто-писания доска, карточки со словарными словами.

 

Наглядность к проведению подготовительной работы.

На доске (или раздаточный материал): план, опорные слова, синонимы, слова для орфографической работы.

 

Речевые таблицы (схемы), например: диалог-монолог, речевая ситуация, коммуникативный акт).

Репродукции картин.

Иллюстрации.

 

Электронные сопровождения к УМК, собственные презентации, видеофильмы, аудиозаписи, записи на СД, интернет ресурсы и т.п.

Компьютерные классы, мультимедийные проекторы.

                     

 

Классификация методов обучения

  (Бабанский Ю.К.)

1 группа

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

по источнику передачи и восприятия учебной информации по логике передачи и восприятия учебной информации по степени самостоятельности мышления учащихся по характеру управления учебной работой
Словесные:  - рассказ,  - беседа,  - лекция,  - конференция,  - объяснение. Наглядные:  - иллюстрация,  - демонстрация. Практические:  -лабораторные опыты,  - упражнения,  - практические работы. Индуктивные Дедуктивные Репродуктивные Продуктивные:  - проблемное изложение (решение проблемы учителем, проблемная ситуация, проблемная задача, вывод делает учитель);  - частично-поисковый (эвристическая беседа, диспут, вывод делают совместно); - исследовательский (опытническая работа, творческая работа, вывод делают учащиеся) Работа под руководством учителя Самостоятельная работа учащихся: - работа с книгой - лабораторные работы - письменные упражнения

 

2 группа

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Стимулирование интереса к учению Стимулирование долга и ответственности
  • Дидактические игры
  • Учебные дискуссии
  • Создание ситуации занимательности
  • Создание ситуации успеха
  • Убеждение
  • Требование
  • Упражнение в выполнении требований
  • Поощрение и порицание

 

3 группа

Методы контроля и самоконтроля

Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
  • Устный опрос: индивидуальный, групповой, фронтальный, уплотненный
  • Письменный опрос: индивидуальный, групповой, фронтальный.
  • Диктанты, изложения, сочинения, рефераты, письменные работы и др., тесты
  • Контрольно-лабораторные работы
  • Лабораторно-практический самоконтроль

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: