I. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий

Задание 1

Прочитайте текст.

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пёстрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинах.

Шумит золотой дождь.

· Расскажите, что вы знаете о прямом и переносном значении слова.

· Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном значении.

· II. Этап мотивации

· Задание 2

· Вы знаете, что писатели и поэты, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные, более точные средства для передачи мыслей и чувств. Мастера русской речи пользуются при этом особойвыразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобретательности.

· Представьте ситуацию, что вам необходимо помочь старшекласснику, готовящемуся к ЕГЭ, выполнить следующее задание:

· Чтобы точнее описать душевное состояние лирического героя и усилить

· образность текста, С. Есенин в своём стихотворении использует такие

· изобразительные средства (тропы), как (“костёр рябины красной”, “грустные слова”, “роща отговорила”).

· Текст к заданию 2

· Отговорила роща золотая

· Берёзовым весёлым языком,

· И журавли, печально пролетая,

· Уж не жалеют больше ни о ком…

· Не жаль им лет, растраченных напрасно,

· Не жаль души сиреневую цветь.

· В саду горит костёр рябины красной,

· Но никого не может он согреть.

· Не обгорят рябиновые кисти,

· От желтизны не пропадёт трава.

· Как древо роняет тихо листья,

· Так я роняю грустные слова…

· (Учащиеся довольно быстро находят слова, употребляемые в переносном значении, называют олицетворения, трудные – эпитеты, говорят, что с понятием “метафора” они не занимались в начальной школе)

· III. Этап целеполагания

· Какова, по вашему мнению, цель нашего урока?

(Учащиеся указывают на необходимость более подробного изучения метафор, эпитетов, олицетворений)

IV. Этап планирования

Что нам необходимо сделать для достижения поставленной цели?

· Составить таблицу “Средства художественной выразительности”

· Потренироваться в нахождении эпитетов, метафор, олицетворений в текстах художественной литературы.

· Отредактировать художественный текст с помощью различных тропов.

· Попробовать составить собственный текст с использованием изученных изобретательных средств.

V. Этап осмысливания новых сведений

Задание 3

Составьте таблицу по нашей теме, использую словарь, информацию учебника (§34 стр.84) и тексты к заданиям1, 2.

(Работа выполняется в группах, защищается. Выбирается лучший вариант).

VI. Этап закрепления новых сведений и отработки способов действия

Задание 4

Вы – исследователь.

(Класс разделён на 6 групп, каждая из которых работает со своим фрагментом из поэмы И. Бунина “Листопад”).

Попробуйте на материале предложенного поэтического текста провести небольшое лингвистическое исследование:

· Прочитайте внимательно свой фрагмент из поэмы.

· Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, посчитайте их количество и определите их роль в тексте.

(После выступления каждой группы делается общий вывод).

Вставьте в текст, подходящие по смыслу слова и цифры:

В поэме ”Листопад“ _____ эпитетов, _____ олицетворений и ____ метафор. Такое большое количество изобразительных средств помогло Бунину нарисовать и сделать поэтический текст более ___, ___ и ___.

Дополнительная информация.

Какое ещё изобразительное средство вы увидели в поэме “Листопад”? Приведите примеры.

(Учащиеся говорят о сравнении, приводят устно примеры)

Задание 5

Вы – редактор.

Прочитайте текст.

Солнце ушло за тучи. Лил дождь. Было холодно, как осенью. Одуванчики прикрылись листьями. Они сильно раскачивались ветром и мокли от дождя. Но вдруг появилось солнце, и одуванчики стали снова жёлтыми.

· Отредактируйте текст, введя в него предложенные тропы (чёрные, глухие, беспрерывный, узкие, с поднятым зелёным воротником, заплаканные, горячее, яркое, обнажили свои косматые золотые головы).

· Сделайте вывод о роли изобразительных средств в тексте.

Задание 6

Вы – писатель.

· Рассмотрите репродукцию картины К. Д. Юона “Русская зима”.

· Напишите самостоятельно небольшой текст, описывая картину.

· Употребите в нём эпитеты, метафоры, олицетворения.

(Задание выполняется индивидуально. Зачитывается несколько работ).

Задание 7

Вы – учитель

· Подготовьте вопросы и ответы для контрольной работы по изученной сегодня теме.

· Самопроверка. Оцените свою работу по следующим критериям:

1 – 2 ошибки – «5»

3 – 4 ошибки «4»

5 – 6 ошибок «3»

Текст к заданию 7

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

 

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

“С добрым утром!”

VII Домашнее задание. §6

Задание 8

· Найдите фразеологизмы в тексте.

· Докажите, что эти фразеологизмы входят в слова, употреблённые в переносном значении.

· Продолжите перечень фразеологизмов со словами ГЛАЗА.

 

Урок 7

Тема: живое слово русского фольклора

Цель: познакомить учащихся с понятием фольклор; выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы; раскрыть своеобразие фольклорного мира; воспитывать любовь к художественному слову.

 

Ход урока

 

I Оргмомент.

Приветствие. Объяснение темы и целей урока.

Опрос домашнего задания.

1. Анализ и работа с планом.

2. Фронтальный опрос.

- Как первобытный человек представлял себе окружающую среду?

- Какие понятия возникли в связи с первобытными представлениями?

- Что такое антропоморфизм? Приведите примеры.

- Анимизм? Приведите примеры?

- Что такое табу? Откуда они появились?

- В связи с чем возникли эвфемизмы?

II Работа по основной теме урока.

1. Беседа.

- Какие произведения, изученные в начальной школе, вы отнесли бы к фольклору? Почему?

- Как вы понимаете термин фольклор?

Фольклор (от англ. народная мудрость) – устное народное поэтическое творчество. Совокупность всего, что хранится в народной памяти, о чем поется и рассказывается в народе. Наука, изучающая произведения фольклора, называется фольклористикой. А собирателей примеров УНТ называют фольклористами.

- Есть ли между фольклором и литературой сходство?

Конечно, ведь они ветви единого дерева.

- Чем они отличаются друг от друга?

2. Построение таблицы «Фольклор и литература».

Сходство

 

Различие

1. Создают художественные словесные образы.

Фольклор

Литература

1. Стадиальное (время появления)

Возник с появлением речи на земле.

Появилась с возникновением письменности на Руси (10-11 века).

2. Общая родовая система: эпос, лирика, драма.

2. Функциональное (для чего существует)

Воспитывает, учит, накапливает бытовые знания.

Воспитывает в человеке чувство прекрасного.

3. Различие в характере творчества

(как создано)

Автор – народ, выражающий коллективные переживания.

Автор – конкретный человек, выражающий свои переживания.

4. Различие в условиях бытования

(в какой форме существуют)

Передавался из уст в уста

Письменная форма

 

Сходства:

- Почему фольклор и литературу считают ветвями единого дерева?

Оба эти искусства – искусства слова, создают художественные словесные образы. Мы воспроизводим их, воспринимаем на слух, преображая в картинки.

И фольклора и у литературы общая родовая система.

Различия:

1. Стадиальное.

- Следовательно, какое искусство слова оказывало влияние на другое фольклор или литература?

Конечно же, фольклор оказывал влияние на литературу. Тем более, что литература со времени ее появления была доступна только грамотным, а, значит, богатым людям. А фольклор жил в народной речи и продолжает жить, несмотря на то, что безграмотных людей среди нас нет. Писатели и поэты использовали фольклорные образы в своих произведениях. Но происходило иногда и так, что литературные произведения, близкие по духу фольклорным, воспринимались народом, как свои. Например, стихотворения И. Сурикова «Тонкая рябина», «Степь» стали народными песнями.

2. Функциональное.

Главная задача писателя: открыть читателю глаза на добро и зло, научить быть милосердным, добрым, справедливым и т. д. Фольклор посредством сказок тоже учит нас этому. А вот при помощи других жанров, выполняет иные функции.

3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).

 

Задание №2. Отгадай малые жанры фольклора, укажи их функцию.

 

Пример

Жанр и его функция

Под лежачий камень и вода не течет.

 

Пословица. Воспитывает любовь к труду.

Сорока-воровка

Кашу варила

Деток кормила:

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Ты воды не носил,

Дров не пилил,

Ты каши не варил.

Потешка. Весело учит малыша жестам и законам жизни.

Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!

Считалка. Помогает весело и честно распределить роли в игре.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост — колечком.

Загадка. Учит угадывать задуманное, находить предмет по признакам.

Если месяц ведро не держит – весь месяц дождливым будет.

Примета. Учит определять погоду.

Выколпакован колпак не по-колпаковски. Надо колпак взять переколпаковать и выколпаковать.

Скороговорка. Учит ребенка правильно выговаривать буквы.

3. Различие в характере творчества.

Литературное произведение написано конкретным человеком. В нем автор выражает индивидуальные идеи, переживания. У фольклорного произведения нельзя выделить автора – конкретного человека, ведь оно было создано давно и имя его забыто. В фольклорном произведении выражены коллективные переживания, которые передает исполнитель (например плачи плакальщиц).

4. Различие в условиях бытования.

Литература – письменная форма слова, где между автором и читателем есть посредник – написанный или напечатанный текст. Основная форма бытования фольклора – устная. Произведение было создано и рассказано другим и те, в свою очередь, хранили его в памяти, рассказывая другим. И лишь в 19 веке появились ученые фольклористы, которые начали изучать русский фольклор и собирать по деревням песни, сказки, былины и т. д. Однако, они столкнулись с проблемой: одна и та же сказка в разных областях рассказывалась по-разному, хотя и был основной сюжет. Почему так получилось?

Человеческая память не может в точности запомнить текст произведения, и поэтому в текст были внесены изменения их рассказчиками. Так возникли варианты одного и того же произведения.

Как же человек запоминал произведения фольклора наизусть? Существовали определенные слова-помощники, которые встречались во всех произведениях данного жанра. Одни из них – постоянные эпитеты. Вам знаком этот термин.

- Вспомните, что такое эпитет?

Эпитет – образное определение.

Постоянные эпитеты – переходящие из одного произведения в другое.

3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом)..

 

Задание №3. Творческая работа.

 

1. Закончите определение.

Постоянный эпитет __

2. Подчеркните постоянные эпитеты волнистой линией в импровизированной фразе.

Вышел в чисто поле добрый молодец, взял в руки белые лук ясеневый, натянул тетиву шелковую, достал стрелу каленую, выстрелил в яблочко наливное, упало яблочко на травушку-муравушку, взял конь добрый и устами сахарными съел.

3. Подберите постоянные эпитеты к данным существительным:

волк-____________________девица -____________________

море-____________________солнце-____________________

меч -_____________________леса - ____________________

очи - _____________________слезы - ___________________

губы- ____________________поле - ____________________

 

4. Напишите фразу, используя постоянные эпитеты.____

4. Слово учителя.

Читая произведения литературы, мы каждый раз попадаем в неповторимый мир, ведь каждый автор индивидуален и его творение неповторимо. Произведения фольклора своеобразны, здесь мы встречаемся с иным уровнем мышления, которое уходит корнями в мифологическое прошлое.

Работа с раздаточным материалом.

Задание №4. Сопоставь представления о пространстве, времени, образах-персонажах в литературе и фольклоре. Сделай вывод и заполни таблицу «Своеобразие фольклорного мира».

IV Подведение итогов.

V Домашнее задание.

 

 






Урок 8

Тема: Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки

Цели:

- познакомить учащихся с крылатыми выражениями;

- указать на безграничные возможности великого, могучего русского языка;

- развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение

употреблять крылатые выражения в своей речи;

- воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность,

самостоятельность.

Ход урока:

1. Сообщение темы урока, целеполагание.

Исповедь народа! Почему «исповедь»? В древнерусском языке было слово ВЕДАТИ – «знать, иметь». От него возникло ПОВЕДАТЬ – «сообщить, рассказать». И вот исповедь – «откровенный рассказ обо всем, что есть, в том числе и самом тайном». В таком значении и употребил это слово в сочетании ИСПОВЕДЬ НАРОДА Петр Андреевич Вяземский, известный русский критик и поэт 19 века. Употребляя это сочетание, он хотел подчеркнуть, что язык открывает нам все свои тайники, потому что в словах и их значениях отразились и дошли до наших дней отзвуки очень далеких времен, факты жизни наших далеких предков, а также моральные заповеди, обычаи и культура.

2. Новая информация.

Вы, конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы используем и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов. Можно, например, сказать так: у него денег много, а можно и так: денег у него куры не клюют. Или: снарядили его очень далеко, а можно сказать: послали его к черту на кулички.

Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально.

В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке. Может быть, кто-то назовет такие выражения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow