Василий III великий князь 31 страница

О приходе голов на царев стан.  В тот же день головы пришли, князь Александр Вяземский с товарищами, на царев стан. А царь в тот день перед ним побежал на конях, уведав про рать на Астрахань, а царя и царицу с детьми отпустил в судах к морю. А люди все побежали в судах, а иные пешие по сторонам; а которых застали на царевом стану, тех Божию помощию побили многих и пушки и пищали взяли. И догнал атаман Федька Павлов ушкуй с девками царевыми, да и набаты царевы и пищали с ним были многие, и то все взяли и людей побили.

О посаждении на Астрахани царя Дербыша.  И в тот же день воеводы князь Юрий Иванович с товарищами по царя и великого князя наказу царя Дербыш-Алея на Астрахани посадили, и тех людей, которых переловили, по их челобитью к правде привели. И в Ногаи к Исмаилу мурзе сказать послали, что воеводы, дал Бог, взяли Астрахань. И послали в Ногаи служивого татарина Янбулата да царя Дербыша-Алея человека Айдеяра, чтобы к Астрахани поспешали безопасно: по Божию милосердию и по царя и великого князя велению Астрахань взяли, и царя Дербыша на ней посадили, и во всем по тому устроили, как царь и великий князь со своим послом Никулою к Исмаилу сообщал. А сами воеводы пошли за царем Емгурчеем, а пошли двумя частями, а головы послали по всем островам, потому что люди побежали порознь и про царя прямых вестей не было, в какое место побежал. А у царя оставили воеводы в городе князя Андрея Борятинского да Петра Тургенева, да из своих полков оставили детей боярских, и стрельцов, и казаков. И воеводы пошли князь Юрий Иванович Пронский, да Михаил Петрович Головин, да сторожевого полка воевода Стефан Сидоров, а передовой полк Игнатий Михайлович Вишняков да Ширяй Кобяков пошли в Чаган да в Казань на море. А в Бамы послали с воеводами, выбрав головы, князя Василия Кольца Масальского да Якова Козьмина. А наперед себя воеводы послали к морю князя Александра Вяземского, а с ним детей боярских нижегородцев да атамана Федьку Павлова. А в Иванчук воеводы послали голову Полуехта Тимофеева, и князя Давыда Гундорова послали в Большой Иванчук на море же. И те головы людей побили, а иных живых взяли, и те языки сказывали, что царь пошел в Мочак, и люди астраханские пошли в Мочак же. И воеводы пошли за царем в Мочак и пришли на Белое озеро. И те языки начали говорить, что царю на Белое озеро не бежать, а бежать ему в Тюмень, и все астраханские люди побегут за царем. И воеводы по словам тех языков воротились к морю, и с тех дорог всех отъехали, куда было царю в Тюмень бежать. А на море воеводы выплыли и по островом царя и астраханских людей посылали искать; и царя и астраханских людей на островах не нашли. А головы посылали во многие места, и головы людей побивали во многих местах, и языки брали. И привели Богатыря князя с товарищами. И те языки сказывали, Богатырь князь, что царицы идут в Базцыж мочак и люди многие пошли за царицами в Базцыж мочак. И пришли на царицыных и на астраханских людей в Базцыж мочаке атаман Федька Павлов, да толмач Федша Рышков, да Савва Ждеринский, и Божием милосердием, а царевым государевым счастьем цариц взяли, и взяли царицу старшую Тевкель, Кел-Магмета мурзы дочь, другую царицу Крым-Шавкала царя дочь Кандазу, да царя Емгурчея дочь Ертагану, да царя же Емгурчея младшую дочь Ельякши биримину, и взятая родила сына Юрышты царевича, да царевича Айбулата жену Мергивану, да царевича дочь Байбиче царевну; а людей многих побили, а иных живых взяли. А князи, и мурзы, и все люди астраханские пошли Уским мочаком к Кара-Булаку, и тех людей воеводы догнали июля в 7 день, князь Юрий Иванович с товарищами, вверх от Уского мочака на Кара-Булаке. И Божиим милосердием, а царевым и великого князя счастьем многих людей побили, а иных живых взяли. И астраханские люди пошли на Поле конные и пешие, и воеводы пошли за ними на Поле, и догнали их у Белого озера, и тут многих людей побили, и полону русского много отполонили. И астраханские люди начали бить челом воеводам: приехал Кара-Иклеш князь и начал воеводам князю Юрию с товарищами бить челом от уланов, и от князей, и от мурз, и от людей астраханских, чтобы их царь и великий князь пожаловал, побить и развести не велел, а велел бы служить себе, царю и великому князю, и Дербыш-Алею царю, а они на том правду дадут, что им служить царю и великому князю прямо; а сам Иклеш на том правду дал. И воеводы князя Иклеша отпустили к уланам и ко всем людям астраханским сказать им государево жалование, что царь и великий князь побить и развести не велел. И астраханские люди Ишим князь, Алей князь, Курат-Клеш князь и иные многие люди правду великому князю дали на том, что им царю и великому князю и Дербыш-Алею царю служить прямо и полон русский весь отдать, откуда ни уведен и в которой ни был орде куплен. И поехали в судах с воеводами бить челом царю Дербышу-Алею. И царь их пожаловал, лучшим людям велел в городе у себя жить, а черных людей отпустил по улусам с женами и с детьми. И грамоты воеводы посылали по улусам к черным людям, чтобы ехали в город, царю и великому князю и Дербыш-Алею царю правду давали. И многие люди из всех улусов к царю и воеводам приходили, и правду давали, и полон русский отдавали многий. И было их изо всех улусов князей и мурз 500 человек, а черных людей 7 000, и за всю землю правду дали. А про царя Емгурчея сказали астраханские люди, что побежал в Азов, а с ним человек с 20. А посылки от воевод были по всей земле Астраханской, и которые бежали астраханцы на море на острова, тех всех догнали и в город приводили. И последних людей догнали за днище до Тюмени, и взяли, и в Астрахань привели. И Енгул азей пришел, а с ними многие муллы, а азеи, и всяких 3 000 человек, и правду царю и великому князю и царю Дербышу учинили, тот у них в то время был большой человек. И воевода князь Юрий Иванович с товарищами пришли в город и всю землю Астраханскую привели и поручили царю Дербыш-Алею. И царь Дербыш-Алей и вся земля Астраханская соединились, государю царю и великому князю Иоанну Василевичу всея России и его детям правду дали, давать им ежегодно по 40 000 алтын да по 3 000 рыб, а то им самим собирать да присылать с послами ежегодно к государю. А ловцам царя великого князя ловить Волгою от Казани по Астрахань и до моря безданно и безъявочно, астраханским ловцам с ними же ловить без обиды. А не станет у них Дербыш-Алея, и астраханским людям бить челом царю и великому князю и его детям: кого им государь пожалует на Астрахань, тот им государь люб, а ни коим образом ниоткуда им государя себе не искать. И на тех на всех делах царь ДербышАлей и вся земля Астраханская учинили пред воеводами царю и великому князю и его детям правду, и шертную грамоту, написав, послали, укрепив ее печатями, к царю и государю. И воеводы собрали весь астраханский полон татарский и отпускали по государеву наказу без всяких препон. Одну царицу взяли с детьми и вверх к государю повезли да русский полон весь, собрав, с собою же взяли. И стояли воеводы в Астрахани 4 недели, и пошли вверх июля в 29 день в воскресенье, а в Астрахани у Дербыш-Алея царя оставили по государеву наказу Петра Тургенева, а с ним казаков со атаманами. И пришли воеводы и послы к царю и великому князю в 63-м году в октябре, дал Бог, совсем здоровы. И государь их жаловал великим жалованьем. А Дербыш-Алей царь послал к государю царю и великому князю послов бить челом за его жалование, на Астраханском царстве, князей астраханских Кара-Иклеша да Курленая от земли бить челом послов, что их государь пожаловал, побивать не велел и царя им дал.

В том же году в августе писали воеводы из Казани боярин князь Михаил Васильевич Глинский с товарищами, что посылали из Казани на луговых изменников князей казанских Ктебензяка князя да Кулая мурзу и от всех арских и побережных людей с нагорною смотреть их службы; а с ними послали Митьку Кушелева. И казанцы солгали, царю государю изменили, на изменников не пошли, сложились с ними, да тех арских людей и черных, которые государю верны, побили многих, и на Каме рыболовов побили, и к городу Казани приходить начали на сенокос.

О поездке царской.  7063 (1555). В сентябре ездил царь и великий князь к чудотворцу Сергию на память чудотворца молиться. И простил чудотворец Сергий жену Домну слепую, рабу Валисия Машуткина, на память свою: два года не видела нисколько и веки не подымались, и затем Бог угодником своим сотворил чудо, простил, и очи ей просветились в один час, словно и не были больны. И царь воздал хвалу Богу и пречистой Богоматери, и чудотворцу великое благодарение воздал, и, учредив братию и удоволив милостынею, пошел к Москве.

Присылка из Астрахани.  Апреля 13-го прислал из Астрахани Дербыш-Алеев сын царев Янтимир царевич человека своего Тинбулата с грамотою. А в грамоте писал, что приходили к Астрахани Емгурчей князь, да Исуповы княжие дети Юнус мурза, да Алей мурза, да Як мурза, да и все те мурзы, которые выбиты из Ногаев, да Казы мурза, да крымский царь присылал с ними же вместе, и Шигай богатырь Антувов да с ним крымцы и янычары. И приступали к городу, и Дербыш царь и все астраханцы, город подготовив и казаков и с пищалями царя и великого князя приготовив, с ними бились, и побили у города многих из пушек и из пищалей, и прогнали их. И Дербыш царь посылал за ними сына своего Янтимира царевича. И он за ними гонялся, и с погони послал к царю и великому князю с сеунчем человека своего Тинбулата, что недруг Емгурчей царь приходил, собравшись, и Божиим милосердием и царя и великого князя счастьем город Астрахань, и люди его астраханцы, и русь, дал Бог, здоровы, чтобы царю и государю было то ведомо. Да он же писал, что из многих орд в царя и великого князя царство Астраханское многие пришли послы и гости, и государю бы царю и великому князю про то было ведомо. И царь и великий князь человека царевича Янтимира пожаловал, отпустил, а царевичу писал с великим жалованием, а к Дербышу царю и ко всей земле послать с жалованием хочет по весне.

О присылке воевод к царю и великому князю.  В тот же день присылал к царю и великому князю боярин его и воевода Иван Феодорович Мстиславский с товарищами Дмитрия сына Григория Плещеева, сказать велели государю, что их государь посылал на луговую сторону на изменников на черемису, и воеводы пришли в волость в Ашлу, а воеводу Ивана Петровича с товарищами отпустили по государеву наказу в Ветлугу и в Рутки. Иван ходил по волостям многим, и воевал, и пришел к ним в Ошлю, дал Бог, здоровым. И сказывал Иван, что приходили пешая черемиса на лесу на сторожевой полк, на князя Василия Токмакова, и князь Василий, дал Бог, их побил наголову. И от старших воевод была война в волостях в Шумурше, да в Хозякове, да в Ошле, да в Мазарах обоих, да в двух волостях во Аршах, в Малой да в Большой, да в Биште, да в Кушкуле, в Сороке, Куншах, да Василукове Белаке, да Мамич-Бердеевы волости, да Килееву волость, да Кикину волость, да Кухтуял, Кокшах, в Большой да в Малой, а волость Сызиль, да Дмаши, да Монам, да Кемерчи, да Улыязы. И в тех во всех волостях от воевод война была, и многих людей взяли и побили. И были на луговой стороне в войне две недели, да вышли на Волгу, да к Казани ходили, и назад шли Волгою же, и пришли к государю, дал Бог, здоровы.

Царю и великому князю писали из Казани.  Марта в 1 день писали царю и великому князю из Казани боярин князь Михаил Глинский с товарищами, что луговые люди приходили на Арскую сторону войною. И арские люди, остроги поделав, отбились, а с ними в острогах были стрельцы царя и великого князя, из пищалей побивали многих луговых; а луговые воевали села татарские и пошли на луговую.

О присылке из Свияжского города.  В тот же месяц прислал из Свияжского города князь Михаил Воротынский с товарищами Федька Баскакова. Посылал Федька в головах горной стороны людей на луговую сторону воевать, и горных ходило 700 человек на лыжах. И пришли внезапно, воевав, людей побили, и в полон взяли, и животину побили, и пришли, дал Бог, здоровы.

Об отпуске ногайских послов.  В тот же месяц отпустил государь ногайских послов, пожаловав, в Ногаи, а своих послал к Исмаилу князю Игнатия Загряжского, и от Каса мурзы Мясоеда Вислово, а к Араслану татар служивых; а приказал царь и великий князь, чтоб были заедино с царем и великим князем на всех его недругов. И за то, что Юсуфа князя побили, послал со своими послами князю и мурзам жалованье свое казенное.

О послании в Литву.  В 7063-м в тот же месяц царь государь отпустил к королю Сигизмунду-Августу литовскому посланника своего Феодора сына Василия Вокшерина с сеунчем, велел сказать про Божие милосердие, как Бог ему Астрахань поручил и как ногаи послушными учинились.

О посланниках в Крым.  А в Крым государь с тем послал служивых татар Зенебека Кулабердеева с товарищами, а писал к царю о сеунче астраханском.

О присылке к государю из Казани.  В месяце октябре прислали к царю и государю из Казани боярин и воевода князь Михаил Глинский с товарищами Даниила сына Феодора Адашева: посылали, что они на изменников на Кобеулона с товарищами князей казанских Еналия Чигасова да Еналия Манатова с товарищами, да сотского стрелецкого Офоньку Бартенова со стрельцами, да Ивана Мохнева с жильцами казанскими и с новокрещеными, и Божиим милосердием, а царя государя повелением побили изменников наголову и живых взяли, привели к воеводам живых Кубеняка князя, Курманалия князя, Кулая мурзу Данина, Чебака мурзу Бастрагаева и иных многих князей, и мурз, и казаков, и сотных князей, и воеводы их велели всех побить. И арские люди и побережные переловили сами многих татар, которые не прямили государю, да иных сами побивали, а иных к воеводам приводили да сами резали их и побивали пред воеводами. И побили их тою осенью 1560 именных людей, князей и мурз, да сотных князей, да лучших казаков. И государь в Казань прислал к воеводам своим с жалованьем с золотыми и тем татарам, который прямо служат государю. И арские побережные люди все укрепились у государя, и ясаки все сполна поплатили. А луговые сотники Мамич-Бердей с товарищами во град не пошли и воруют по-старому на Волге, приходя на суда. И государь на них рать свою большую послал: в большем полку воеводы боярин и воевода князь Иван Мстиславский да боярин Даниил Романович; в передовом полку боярин и воевода Захарий Петрович да воевода Михаил Воронов; в сторожевом боярин и воевода Михаил Яковлевич Морозов да князь Василий Сицкий; да с князем же Иваном Феодоровичем воеводы для посылок, Иван Петрович Яковлев, в передовом Иван Меньший Васильев сын Шереметьев, в сторожевом князь Василий Токмаков.

О приходе Феодора Вокшеринова  . В тот же год в феврале Феодор Вокшеринов пришел от короля. И король к царю и великому князю с ним приказывал, что он о том Богу благодарение воссылает, что Бог роду христианскому покоряет басурманский род, и то им весьма за честь, что царя и великого князя рука высится; и вперед у Бога просит, чтобы более того возвысил род христианский.

В том же году в январе пришли послы к царю и великому князю из Сибири от сибирского князя Едигера и от всей земли Сибирской Тягриул да Панъяды, а здравствовали государю царю и великому князю на царствах на Казанском и Астраханском. Да били челом государю от князя Едигера и от всей земли, чтобы государь их князя и всю землю Сибирскую взял во свое имя, и от сторон от всех заступил, и дань на них положить велел, и добили челом, и человека своего прислал, кому дань собрать. И царь и государь их пожаловал, взял их князя и всю землю в свою волю и под свою руку и дань на них положить велел. И добили челом послы о дани, и правду за князя и за всю землю свою дали на том, что им давать государю со всякого черного человека по соболю да по белке с человека по сибирской; а черных людей у себя сказали 37 000 человек и 700. И царь и государь послал к ним посла своего с дарованным им своим жалованным ярлыком Дмитрия Курова сына Непейцына, и велел Дмитрию князя Едигера и всю землю Сибирскую к правде привести и, черных людей переписав, дань всю сполна взять и с дорожною пошлиною.

О послах волошских.  В тот же месяц пришли послы от волошского воеводы Александра Стефан Перкалаб Романовский да Микула Перкулат Сорокич бить челом, чтобы государь христианства ради помог чем откупиться от турецкого. И царь и великий князь их пожаловал, послов отпустил по прежним обычаям.

Ко царю и великому князю от короля посланник.  В тот же месяц пришел к царю и великому князю от короля посланник Юрий Васильевич сын Тишкевич, а здравствовал от короля государю на Астраханском царстве, и впредь у Бога король милости просит, чтоб над всеми басурманскими государями руку его возвысил; и многие слова от короля говорил, которые хвалам государевым пристойны. Да быв у государя, бил челом Юрий посланник, а просился к митрополиту, чтобы ему митрополит велел быть у себя. И он бил челом митрополиту, а сказал, бьет челом без приказу, ради христианского закона и веры, чтобы митрополит пожаловал, а бьет челом к царю и великому князю, чтобы государь не наступал на кровь христианскую, чтобы с королем помирился. Да был у митрополита трижды, а все бил челом о том же. И митрополит ему говорил, что они от начала у Бога милости просят о смирении миру и царям благочестивым воспоминают и молят на благочестие и на кротость. «Да ныне, ты говоришь, сказываешь от себя, а не по приказу, и то к делу не пристойно. Коли будет от короля присылка к царю и великому князю или к нам, тогда мы рады бить челом о Святом Духе сыну и господину своему царю и великому князю, чтоб на кровь христианскую не наступал и похотел бы с королем миру, как его царской державе пристойно». И царь и великий князь почтил королевского посланника, и пожаловал довольно, и отпустил к королю.

О послах от Исмаила.  В том же году февраля 1 пришли к царю и великому князю Иоанну Васильевичу великой всея России послы: от Исмаила князя ногайского посол Байберик, да от Касая мурзы посол его Ишекей, да от Рыслана посол его Еулак, и от иных мурз. Да Исмаил же прислал царя и великого князя посланников служивых татар Сюудюка Тулусупова с товарищами, которые были у Юсифа князя и у детей его. И говорили послы Исмаиловы и иных мурз царю и великому князю от князя и от мурз, здравствовали на Астраханском царстве и били челом, что царь и великий князь по Исмаилову прошению Дербыша на Астрахани посадил, а Исмаил и иные мурзы по царя и великого князя велению Исуфа князя убили и многих мурз побили, и Исмаил князь в Ногаях учинился князем, а Касай теховатом, а Уруслан мурадином; а Исуфовых остальных детей и племянников всех выгнали, и вся орда Ногайская на них смотрят. А князь и мурзы хотят с царем и великим князем быть заедино на всех недругов и неотступным быть от царя и великого князя и до конца своей жизни. А царь бы их и великий князь пожаловал, велел дать торг повольней на Москве, и в Казани, и в Астрахани. А Сюудюк Тулусупов сказывал царю и великому князю, что он и с товарищами был у Исуфа князя взятым, и как Исмаил, и Касай, и Уруслан пришли на Исуфа князя и на детей его и бились многие дни. И сперва побивал Исуф Исмаила и улусы его взял, и как Исмаил, собравшись с Касаем и с Урусланом и с иными мурзами, побил Исуфа, самого убили и детей его и племянников многих побили, а остальных выгнали. А людей ногайских с обеих сторон много множество побито: с тех пор как стала орда Ногайская, такового количества убитых у них не бывало. И когда Исмаил побил князя, то Сюудюка с товарищами, собрав, отпустил к царю и великому князю, и передавал с ним, что и до конца своей жизни неотступен будет от царя и великого князя.

Повелением царя государя сошлись все русские архиепископы.  В том же году повелением царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России и по благословению Макария, митрополита всея России, сошлись все русские архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и о многоразличных чинах церковных и о многих делах к утверждению веры христианской. И царь и великий князь и митрополит Макарий со всеми архиепископами, и епископами, и со всем священным собором русским по священным правилам избрали на Казанское царство на утверждение веры и постановили быть архиепископу, а на Свияге быть архимандриту и игуменам, в Казани у владыки архимандрит же и игумены. Архиепископу быть: под его областию город Казань с окрестными улусами, город Свияга с горною стороною, Василь город, Вятская земля вся. И уложил благочестивый царь и великий князь Иоанн владыке и всем церквам обещанное Богу из доходов Казанской земли десятое; а сперва митрополит, и все владыки, и монастыри пособствуют казанскому владыке деньгами и хлебом.

О поставлении архиепископа Гурия на Казань.  Месяца февраля в 3 день поставлен архиепископ Гурий царству Казанскому и Свияжскому городу, прежде бывший игумен Селижарова монастыря, а избран по жребию. А на поставлении был царь и великий князь Иоанн Васильевич всея России, да брат его князь Юрий Васильевич, да князь Владимир Андреевич, да царь Симеон казанский. А с митрополитом действовали священные архиепископы и епископы: архиепископ Пимен Новгорода и Пскова, архиепископ Никандр ростовский, владыко Афанасий суздальский, владыко Гурий смоленский, владыко Гурий рязанский, владыко Иокакий тверской, владыко Феодосий коломенский, владыко Крутицкий Нифонт, владыко Киприан вологодский, архимандрит из Владимира рождественский Закхей, архимандрит спасский Никифор московский, архимандрит из Новгорода юрьевский Геннадий, архимандрит чудовский Левкий, игумен Троицкого Сергиева монастыря Иларион, архимандрит симоновский Алексий, архимандрит андроньевский Иосиф, игумен Маркел хутынский из Новгорода, игумен Симеон кирилловский, игумен богоявленский Варлаам, игумен пафнутьевский Вениамин, игумен иосифовский Галасия, протопоп из Владимира пречистенский Евсигней, протопоп пречистенский московский Иоанн, протопоп из Новгорода софийский Дмитрий, протопоп архангельский Тимофей, протопоп спасский из дворца Ермолай, протопоп Вознесенский Дмитрий, протопоп Рождества пречистого Тихон, протопоп Никольский Амос, протопоп Рождества Христова Борис, да игумены и священники соборные. И всех служащих было с митрополитом в Пречистой и со архиепископом казанским архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов, протопопов и попов, архидьяконов, протодьяконов и дьяконов 76, не считая подьяков. И царь и великий князь и митрополит со всем собором учинили место архиепископу казанскому и свияжскому у архиепископа Великого Новгорода и Пскова, и выше архиепископа ростовского. А на поставлении же были со царем и великим князем бояре его все, и князи служивые, и дворяне многие; да был тут королевский посланник Юрий Тишкевич, да воеводы волошского послы Осиф да Никула с товарищами, да старцы Святой горы Хиландаря монастыря иеромонах Сильвестр и иные старцы.

О поставлении храма Покрова святой Богородицы.  Той же осенью в месяце октябре благоверный и христолюбивый царь Иоанн Васильевич всея России самодержец с великою верою и со многим усердием повелел поставить храм пречистой царицы Богородицы честного и славного Покрова с приделами о казанской победе, что милостию ее и молением к сыну своему и Богу нашему Иисусу Христу о роде христианском, и помощию ее и святых молитвами и новых чудотворцев русских всемилостивый Бог покорил басурманский род казанских татар царю государю Иоанну Васильевичу, всея России самодержцу, под его державу. От прадеда же его князя Василия Васильевича казанцы учинили себе самовольство от года 6953-го и от месяца июля 7го числа. По Божьему попущению грехов ради православных христиан за многие согрешения бывают наказания от Бога иногда нашествием иноплеменных, иногда пожаром, иногда же голодом приводит на покаяние и отвращение от грехов. Когда пленен был благоверный и великий князь Василий Васильевич под Суздалем от Улу-Махметовых детей от Мамутяка и от Ягуба царевичей, и из вотчины великого князя из Курмыша в Суры отпущен был князь великий Василий Васильевич на Москву, а царь Мамутяк, придя из Курмыша, Казань взял, а казанского царя Язы убил, а сам на Казани воцарился. И оттуда началось царство быть Казанское, а прежние великие князи русские от Рюрика обладали и дани брали по Волге и до Хвалынского моря и по Каме. И Божиею милостию и православного царя Иоанна Васильевича великою верою, по его желанию сердечному, передал ему Господь Бог безбожных татар казанских, и басурманскую их веру благочестивый государь разорил, и мечети их рассыпал и попрал, и мрачные их места своим благочестием просветил, и Божии церкви устроил, и православие воздвигнул и архиепископию, и многое священство по церквам учинил своею верою желанной Божия любви. И Божьего ради дарования воздвиг сей храм великий государь честну, радуясь и веселясь Божию желанию, Божией матери святой Покров с приделами, надо рвом у града близ Фроловских врат. А прежде сего на тех же местах бывали церкви над рвом.

Царь и великий князь повелел отцу своему Макарию митрополиту церковь освящать.  Того ж месяца сентября 30-го в воскресенье благоверный царь и великий князь и государь повелел отцу своему Макарию митрополиту церковь ту освятить. Митрополит же Макарий со всем собором царствующего града Москвы вечернюю пел в новопоставленном храме, и всенощную, и заутреннюю. И был тут благочестивый царь и великий государь Иоанн Васильевич, и брат его князь Юрий Васильевич, и множество бояр. На утро октября 1-го в понедельник, на праздник пречистого и славного Покрова Богородицы, преосвященный митрополит Макарий пришел с крестами со всем собором к новопоставленному храму и освятил храм пречистой владычицы нашей Богородицы честного и славного Покрова. И праздновал государь день тот радостно с отцом своим Макарием митрополитом, и со епископами, и архимандритами, и игуменами, и со всем собором русской митрополии; и нищих множество кормил, и довольную милостыню повелел им давать.

Об освящении церкви.  Того ж месяца октября 7-го освящена была церковь великого чудотворца Николая Гостунского того ж ради, что расписали ее и украсили всякими потребами церковными; а освящена была Макарием, митрополитом всея России. Был же на освящении тут благоверный царь и великий князь Иоанн Васильевич всея России и с братом своим с князем Юрием, и с боярами, и множество народа. Того ж месяца 8-го в понедельник выехал царь и великий князь Иоанн Васильевич с Москвы в свое село в Черкизово, а оттуда в Клинские леса, поглядеть восхотел, а оттуда на Волок, а с Волока в Можайск, а оттуда в князя Владимира Андреевича село Городень. И князь Владимир Андреевич великого государя встретил, и царь и великий князь пожаловал, у брата своего князя Владимира Андреевича хлеба ел и пировал во князя Владимира селе в Городени; а оттуда во свое село Денисово, а из Денисова в Крылатское; и во своем селе в Крылатском велел церковь освящать.

О привезении на Москву цариц астраханских.  Того ж месяца 18 день в четверток привели в Москву к благоверному царю и великому князю Иоанну Васильевичу всея России самодержцу пленниц, астраханского царя Емгурчея цариц его, Тевкель, да Канзаду, да младшую дочь Ельякши, что взяты во Астрахани. И царь и великий князь государь русский велел цариц астраханских почтить, не как пленниц, но как бы свободных встретить казначею своему за посадом, и честно их велел государь держать, и корм довольный давать от своих царских погребов и палат. А младшая дочь царица астраханская Ельякши, едучи, по дороге в судах на Волге родила царевича, именем Юрашты. И когда приехали к Москве, царь и великий князь государь велел царевича крестить и с матерью, и наречено имя царевичу Петр, а матери его имя Ульяния. И царь и великий государь пожаловал, велел ее дать замуж за Захария Ивановича Плещеева, а царевича велел кормить матери его до возмужания. Той же осенью ноября 8-го в четверток пожаловал царь и великий князь Иоанн Васильевич всея России самодержец, женил князя Ивана Дмитриевича Бельского, дал за него племянницу по сестре свою, царевича Петра внучку и деда своего великого князя Иоанна Васильевича всея России правнучку, а дочь князя Василия Васильевича Шуйского, а выдал государь от себя со своего двора.

О прихождении старцев из Святой горы.  Той же зимой декабря в 20 день пришли к благоверному царю и христолюбивому государю самодержцу Иоанну Васильевичу всея России старцы от Святой горы Афонской из Хиландаря монастыря сербского священноинок Сильвестр, да священноинок Прохор, да священноинок Агей, да дьякон Геннадий, да инок Анофрий. Били челом благоверному царю и великому государю Иоанну Васильевичу и вместо всей братии Хиландаря монастыря, чтобы их государь пожаловал, взял в царское свое имя монастырь их Хиландарь и со всею братиею, чтобы его богомолия стала вторая во Святой горе, «а мы бы убогие за твое царское здравие Бога молили, и о твоей благоверной царице, и о благоверном твоем сыне. А мы, государь, нищие Святой горы, выкупаем веру христианскую у басурманских султанов, а сел, царь, не имеем, но сами делаем винограды, и землю копаем, и все потребное монастырю делаем, дела всякие братия соделывают и пищу от своих трудов приемлют, а праздности не приемлют, и откупы от монастырей подают турецкому султану благочестия ради и веры христианской». И христолюбивый великий государь старцев Святой горы Сильвестра с братиею пожаловал, во свое царское имя монастырь их Хиландарь взял, и в монастырь свое царское устроение послал на церковное украшение и на монастырское устроение, и милостыню довольную на братию.

О поставлении владыки.  Той же зимой в марте епископ смоленский Гурий оставил епископию из-за немощи и сошел в монастырь. Той же зимой марта 17-го в неделю 3-ю святого поста поставлен был владыко в Смоленск Макарием митрополитом кирилловский игумен Симеон.

О жаловании царя и государя.  Той же весною апреля 28-го в неделю вторую после Пасхи, что святых Жен Мироносиц, женил царь и великий государь Иоанн Васильевич брата своего князя Владимира Андреевича, взял за него дочь князя Романа Одоевского княжну Евдокию.

О приходе священников и лучших людей.  В том же году приходили священники с Вятки и лучшие люди земские о том бить челом государю и воспоминать, что на Вятке образ Николы чудотворца великорецкого великие чудеса творит да от много лет не поновлялся, и горела не один раз церковь, а образ невредимо пребывал, чтобы государь велел обновить. И велел священникам с Вятки с образом в судах быть. И шел Николая чудотворца образ Вяткою и Камою вниз да Волгою вверх на Казань, и на Свияжский город, и на Нижний Новгород Окою вверх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: