Тема.«Особенности жизни жителей родного края после переселении из Крыма»

Цель:

-знакомство с жизнью и бытом наших предков, основавших поселок          Старобешево;

-воспитание уважения к истории своего края, работа по сохранению исторической памяти для будущих поколений.

(Интересные факты о жизни и быте жителей п.Старобешево(к 241-летию со дня выхода грамоты ЕкатериныII о начале переселения греков из Крыма в Приазовье.)

 

  Завершение переселения жители греческих сёл 2 августа 1780 года отметили праздником «Панаир». С собой греки – переселенцы везли из Крыма бронзовую посуду, предметы первой необходимости, иконы, богослужебные книги.

Так как Бешево, как и все греческие сёла, формировалось по государственным проектам, с четкой планировкой, здесь была главная улица, от которой под прямым углом отходили второстепенные. Имелась и поквартальная планировка, кварталы обозначались цифрами «первый квартал», «второй квартал» и так далее. Некоторые кварталы получали наименование по имени именитых земляков.

    Со второй половины ХIХ века греческие поселения перешли в разряд сёл, как впредь будем именовать Бешево и мы. Ввиду отсутствия на этих территориях лесов, правительство предписывало: «Во всем селении казённое и обывательское всякое строение из дерева не делать, а строить каменное или мазанки из кирпича, по крайности из негодного хворосту, глиною обмазывать, кровлю черепицею или землёю крыть, на заборы или огорожи дерева не употреблять, а огораживать земляным валом а всё оное делать по приложенному чертежу».

     Бешево  до второй половины ХIХ века практически не имело деревьев. Вот как описывал греческие сёла    Греческий дом XVIII века

 того периода П.Пиневич: «особой красотой и привлекательностью греческие селения не отличаются, так как в большинстве своём лишены растительности. В глаза бросаются желто – бурые глыбы известняка и гранитов, из коих во многих сёлах делают дома и ограды возле них». Обилие животных – коз и овец и их содержание во дворах вынудило ограждать дворы каменными заборами, камень для которых, как и для строительства домов, добывался на холме Эмирилген.

  Первыми домами бешевцев стали прямоугольные в плане сооружения. Такие дома называли «землянками», если даже её стены не были погружены в землю. Стены этих «землянок» часто возводились из обмазанного глиной плетённого хвороста, глиняных вальков или пластов дёрна размером 30Х30 сантиметров, позже – из саманных блоков. Двускатная (реже – односкатная) крыша крылась соломой или          

  камышом. Первоначально деревянный потолок в этих домах из-за бедности хозяев отсутствовал, позже он стал сколачиваться из досок, окрашиваемых в светло красные тона. Пол глинобитный или земляной, покрывался домоткаными коврами. Высота стен домов составляла от 50 сантиметров до 2 метров, еще на 1,5 метра это сооружение уходило под землю, куда вели земляные ступеньки. Первоначально единственное небольшое оконце находилось на противоположной от входа стене – в сторону улицы. Позже стали делать три оконца, два из которых одевались решетками – они смотрели и на улицу, а незарешетченое - во двор. Из - за отсутствия стекла их затягивали в богатых домах – слюдой в бедных - бычьим пузырём.

Внутренние и внешние стены, оштукатуривались смесью глины с песком, и только с середины XIX века по примеру соседей – украинцев блелятса белой глиной. Дом состоял из жилой комнаты и отапливаемых сеней. В Бешево к сеням  пристраивался коридор, под одной с домом крышей, но без чердака над ним. Сени служили и кухней, и помещением для хранения продуктов питания, здесь помещалась ведущая на чердак приставная деревянная лестница, кладовая, кухонное помещение отгораживалось отдельно. Крыша утеплялась сеном, обкладывалась дёрном и обмазывалась красной глиной с песком. После этого сооружали дверные прорезы и тамбуры для входных дверей.

Жилищное строительство шло медленно. В 1782 году в селе Бешево на    559 жителей имелось всего таких 98 домов - мазанок. 

Весной 1780 года переселенцы силами общины выкопали землянку – часовню, возведя стены из земляного дёрна, обложенного местным камнем, и только после её освящения начали строить себе жилые дома. Через два года здесь, недалеко от реки, была возведена церковь во имя святого Великомученика Георгия Победоносца. При церкви, согласно «ревизским сказкам», служили два священника: «Николай Асланов сын – 40 лет и Фёдор Тохтамышев сын 45 лет». Впрочем, сложенная простыми крестьянами первая церковь уже через 12 лет после постройки пришла в аварийное состояние. В «Данных о церквях и причете Мариуполя и уезда от 1792 года» говорится: «в слободе Бешеве церковь каменная, ветхая, во имя Георгия».

Позже, через 110 лет после переселения, в Бешево было построено новое церковное здание - 23 октября 1890 года освящена кирпичная церковь святого Великомученика Георгия Победоносца - (старое здание из-за ветхости пришлось разобрать, на его месте сегодня стоит нижняя школа).

На каком языке здесь велось богослужение? Вот что пишет Г.И.Тимошевский в классической книге «Мариуполь и его окрестности» (1892 г.): «Нужно отдать полную справедливость деятельности греческих духовных властей в мусульманском Крыму. Они делали, что могли – чтобы удержать свою паству от перехода в мусульманство, они издали Евангелия, богослужебные и вообще религиозного содержания книги на татарском языке греческими буквами, или же параллельно на татарском и греческом. Такие книги находятся и в настоящее время в церквах и частных домах». Служба в Бешевской церкви продолжалась на урумском языке, пока не была переведена по указу архиепископа Феодосия (Макаревского) в 1873 году на церковно славянский язык.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: