Бешево. Церковь св. Георгия Бешево. Церковь св. Георгия

 Победоносца 1780 г.                                   Победоносца 1890 г.

Обратите внимание на второе фото. Эта церковь располагалась у нас в парке, там, где стоит сейчас крест. Новая строится по ее подобию.

Ремеслом в греческих сёлах занимались пришлые русские, главным образом это были артели из Курской и Орловской губерний. Работали плотниками, камнетёсами, кузнецами, строителями, рабочими на мельницах - среди них было немало беглых от помещиков крестьян, но так как эти люди приносили выгоду греческой общине, их правительству, как правило, не выдавали. (При этом смешанные браки с гречанками до середины ХIХ века были категорически запрещены, за чем очень строго следила греческая община). А мужчины - греки из ремёсел специализировались только на традиционном пошиве одежды из овчины, связанном с овцеводством и потому не являющихся по их мнению зазорным. Батраками, работающими на земле, в греческих и немецких сёлах были, как правило, русские и украинцы – «отходники», которые до отмены крепостного права – 1861 года, получали разрешение от своих помещиков в свободное от сельхозработ время отправляться на заработки. Обычно их нанимали на летний сезон с весны до Покрова, но зачастую оставляли и на зиму для ухода за скотом. Женская прислуга в домах зажиточных греков и немцев была в основном из числа украинок, реже – из русских, греческие девушки, даже из очень бедных семей, в услужение не нанимались. И только к началу ХХ века обедневшие греки начинают заниматься ремёслами.

                 Костюмы Бешевских греков ХVIII – ХIХ веков

 

По-настоящему бедными на протяжении ХIХ века в греческих сёлах были только люди больные и ленивые – самый бедный грек имел в личном хозяйстве как минимум 30 овец, а стада, принадлежавшие богатеям, насчитывали по несколько тысяч голов. В1800 году в Бешево насчитывалось 5055 овец и 500 коров

 Казалось бы, греки (как и немцы) – переселенцы при наличии такого количества земли должны процветать: 32,7 гектара земли на душу мужского населения способно обеспечить благополучие многих поколений приазовских греков. Но за столетие случилось непредвиденное – начался стремительный рост численности населения. Если в 1793 году в Бешево насчитывалось - 291 мужчина, то в 1900 проживало 1107 мужчин количество населения увеличивалось, а размер переданной общине земли оставался тот же, количество земли на мужчину к 1886 году составило 7,1 десятин (7,7 гектара). А в начале ХХ века и того меньше.

 Немецкие колонисты пошли по другому пути: в немецких хуторах земли не делили между всеми мужчинами семьи, а передавались по наследству исключительно старшим сыновьям. В результате в Мариентале (Марьяновке) к 1917 году землёй владели всё те же 14 семей, а младшим сыновьям давалось хорошее образование, после чего они должны были сами искать себе дорогу в жизни.

!!!!!У каждого Бешевского грека с крымских времён имелось уличное прозвище, передаваемое по мужской линии из поколения в поколение. Родовые прозвища (уличные фамилии), как внутри сельские неофициальные именования, несут информацию о принадлежности человека к определенному роду. Не закрепленное юридически, оно функционировало только на бытовом уровне. По ним местное население определяет истинное родство между односельчанами. Например, носители одной фамилии бешевских греков Михайловы не являются родственниками, так как имеют различные уличные прозвища: Колос, Мечибаш, Фах, Сари, Харапчан, Чонтух. В то же время носители одного и того же уличного прозвища, будучи представителями одного рода, могут иметь разные официальные фамилии Кочкар – Фёдоровы, Афенкины. Большинство прозвищ отражает разные признаки внешнего вида и характера основателя рода: Хараджа – смуглый», Чоккоз - «голубоглазый»; черты характера: Хизганч – «скупой». Имеются прозвища, связанные с животноводством: Така – «козёл», Гарко- «бык». Некоторые из прозвищ указывают на профессиональную деятельность их первых владельцев: Бадрах – «костоправ», Налбат – «кузнец», и так далее.  

Некоторые уличные прозвища впоследствии превратились в фамилии: Балабан (Балабанов) – большой, Хара – черный, Сагир – глухой, Куркчи – меховщик, скорняк, Балыхчи – рыбак, Халаджи – лудильщик, Джарты – старый, Баев – богач, и так далее.  

 Среди фамилий, указанных в ревизских списках разных лет, встречаем много тюрско - татарских: Топал, Талах, Косе, Охчы, Чентух, Алакоз, Жарты, Сагир, Сары, Каракаш, Паша, Балабан, Янтых, Челик, Хасап, Ягмур, Донме, Халил, Харабажах, Девлетов, Азамат, Дели, Ахчи, Харали.

 

Мы продолжим с вами знакомство с историей нашего поселка и дальше. У нас с вами впереди еще много интересных открытий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: