Тема: Решение задач и выражений
Педагогическая цель: создать условия для закрепления умения решать задачи и выражения изученных видов, проведения подготовительной работы к изучению темы «Составные задачи», развития умений составлять краткую запись задачи, навыков устного счёта.
Планируемые результаты (предметные): уметь решать задачи и выражения изученных видов; составлять краткую запись задачи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии.
Личностные: проявляют уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Сценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
1 8 1 8 1 8
18 18 18 18
II. Устный счёт.
Цепочка».
Какой пример лишний?
1 + 5 – 2 1 + 2 + 1
5 + 3 – 4 2 + 8 – 3
3 + 6 – 5 5 + 5 – 6
(1 + 2 + 1, так как в этом выражении оба действия – сложения, а в остальных – сложение и вычитание, 2 + 8 – 3, так как его значение равно семи, а значения остальных выражений равны четырём.)
3. Задание 4 (с. 61 учебника).
III. Сложение и вычитание в пределах 20 (задание под чертой, с. 61 учебника).
Ученики, рассуждая, объясняют, какой знак арифметического действия следует вставить в выражение.
Например:
18 1 = 17.
Было число 18, стало число 17. Число уменьшилось на 1, значит, пропущен знак «минус»:
18 – 1 = 17.
18 1 = 19.
Было число 18, стало число 19. Число увеличилось на 1, значит, пропущен знак «плюс»:
18 + 1 = 19. И т. д.
IV. Работа над задачами.
1. Разбор и решение задач изученных видов (задания 2, 3, с. 61 учебника).
– Что хотите сказать? Как вы думаете, каким образом связаны между собой задачи? (Искомое число первой задачи – количество килограммов моркови – станет одним из данных чисел второй задачи.)
– Каким действием будете решать первую задачу? (Сложением.)
– Почему? (Потому что моркови на 3 кг больше.)
– Запишите решение. (7 + 3 = 10 (кг).)
– Прочитайте вторую задачу, включив в её условие полученное число.
– Каким действием следует решать вторую задачу? (Сложением.)
– Объясните, почему так считаете? (Потому что в задаче спрашивается о том, сколько всего килограммов овощей заготовили.)
– Запишите решение.
Записывают с комментированием.
Аналогично разбираются задачи из задания 3.
2. Разбор и решение задачи на сравнение (задание 1, с. 61 учебника).
– Что известно в задаче? Что надо узнать?
– Какие основные (главные) слова необходимы для краткой записи?
Учитель знакомит учащихся с круглой стрелкой (), которая используется в краткой записи задач на сравнение:
– Каким действием нужно решать задачу? (Вычитанием.)
– Почему? (Это задача на сравнение. Для того чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)
– Запишите решение задачи. (8 – 3 = 5 (л).)
– Запишите ответ. (Ответ: в кувшине на 5 литров молока меньше, чем в ведре.)
V. Работа с геометрическим материалом (задание на полях, с. 60 учебника).
а) Называют, какие линии изображены на чертеже;
б) считают количество звеньев каждой ломаной;
в) находят сумму длин звеньев каждой ломаной и определяют, какая ломаная длиннее.
VII. Итог урока.
Вопросы: Чему научил вас урок? Какие задания вызвали у вас затруднения? Что бы вам хотелось сделать по-другому?