Значение, содержание и порядок разработки плана производства и реализации продукции. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия. План по труду и заработной плате. Планирование издержек производства и финансовых результатов деятельности предприятия. Финансовый план предприятия.
Тактическое планирование — это совокупность действий, процедур, хозяйственной политики, направленных на достижение поставленных текущих целей и задач.
Тактическое планирование имеет ряд особенностей, которые состоят в следующем:
• более высокая значимость нормативной базы внутрифирменного планирования, широкое использование долговременных прогрессивных нормативов;
• наличие системы плановых показателей оценки деятельности, позволяющих наиболее точно устанавливать достигнутый уровень эффективности и качества работы структурных подразделений предприятия,
• ориентация средств и методов планирования на развитие хозяйственной самостоятельности и инициативы всех участников разработки и исполнения плана в деле достижения высоких конечных экономических и социальных результатов.
|
|
В процессе составления тактического плана проводятся следующие работы:
• анализ выполнения плана за предшествующий плановому год, где особое внимание должно уделяться выявлению резервов производства и разработке мероприятий по улучшению использования производственных мощностей, экономии материальных ресурсов, повышению производительности труда, улучшению качества и конкурентоспособности новой техники;
• сбор предложений работников предприятия по реализации стратегии развития предприятия, повышению эффективности работы;
• изучение мероприятий и обоснование плановых решений по всем разделам тактического плана.
Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Если основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить то, чего хочет добиться предприятие в перспективе, тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может достичь такого состояния. Стратегический план определяет общие направления деятельности предприятия, а тактический план содержит решения по распределению ресурсов для достижения стратегических целей. Тактический план имеет многофункциональное назначение. Тактический план обычно разрабатывается в нескольких вариантах, с тем, чтобы выбрать из них наилучший, т.е. наиболее соответствующий условиям реализации. При этом, план, устанавливая определенные пропорции между ресурсами и видами деятельности, создает основу для координации усилий всех участников предприятия.
|
|
Для выполнения возложенных на тактический план функций, он должен удовлетворять следующим требованиям:
1. Гибкость плана. Методы, направленные на повышение гибкости планирования: дополнение плана системой различных бюджетов,
разработка нескольких вариантов плана, рассчитанных на различные условия его реализации, гибкий подход к оценке результатов, сочетание эффективного планирования с созданием заинтересованности у исполнителей, метод переменных расходов плана.
2. Полнота планирования обеспечивает учет всех факторов при принятии плановых решений, влияющих на эффективность и реализуемость заданий тактического плана.
3. Поддержка со стороны высшего руководства. Поддержке должны способствовать следующие условия: четкость организационной структуры предприятия; наличие эффективной системы стимулирования плановых работников, поощряющей нетрадиционные новаторские плановые решения.
4. Комплексность планирования.
5. Ответственность за разработку и выполнение планов.
6. Приоритет текущих решений над планом.
7. Точность, ясность, лаконичность формулировки плана. Для этого необходимо соблюдать условия: структура тактического плана не должна повторять структуру бухгалтерских отчетов, а иметь собственные разделы и терминологию, доступную для понимания всеми руководителями и специалистами; лучшие результаты достигаются, когда план содержит нормативы на основании которых измеряются фактические результаты работы.
8. Участие исполнителей в разработке плана.
Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т. д.
В расширенном варианте тактический план содержит следующие разделы, представленные на рис.1.1.