Тема 5 Тактическое планирование

Значение, содержание и порядок разработки плана производства и реализации продукции. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия. План по труду и заработной плате. Планирование издержек производства и финансовых результатов деятельности предприятия. Финансовый план предприятия.

Тактическое планирование — это совокупность действий, процедур, хозяйственной политики, направленных на достижение поставленных текущих целей и задач.

Тактическое планирование имеет ряд особеннос­тей, которые состоят в следующем:

• более высокая значимость нормативной базы внутрифир­менного планирования, широкое использование долговременных прогрессивных нормативов;

• наличие системы плановых показателей оценки деятельнос­ти, позволяющих наиболее точно устанавливать достигнутый уро­вень эффективности и качества работы структурных подразделе­ний предприятия,

• ориентация средств и методов планирования на развитие хо­зяйственной самостоятельности и инициативы всех участников разработки и исполнения плана в деле достижения высоких конеч­ных экономических и социальных результатов.

В процессе составления тактического плана проводятся следу­ющие работы:

• анализ выполнения плана за предшествующий плановому год, где особое внимание должно уделяться выявлению резервов производства и разработке мероприятий по улучшению использо­вания производственных мощностей, экономии материальных ре­сурсов, повышению производительности труда, улучшению ка­чества и конкурентоспособности новой техники;

• сбор предложений работников предприятия по реализации стра­тегии развития предприятия, повышению эффективности работы;

• изучение мероприятий и обоснование плановых решений по всем разделам тактического плана.

Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Если основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить то, чего хочет добиться предприятие в перспективе, тактическое планирование должно от­ветить на вопрос, как предприятие может достичь такого состоя­ния. Стратегический план определяет общие направления деятель­ности предприятия, а тактический план содержит решения по рас­пределению ресурсов для достижения стратегических целей. Тактический план имеет многофункциональное назначение. Тактический план обычно разрабатывается в нескольких ва­риантах, с тем, чтобы выбрать из них наилучший, т.е. наиболее соответствующий условиям реализации. При этом, план, устанавливая определенные пропорции между ресурсами и видами деятельности, создает основу для ко­ординации усилий всех участников предприятия.

Для выполнения возложенных на тактический план функций, он должен удовлетворять следующим требованиям:

1. Гибкость плана. Методы, направленные на повышение гибкости планирования: дополнение плана системой различных бюджетов,
разработка нескольких вариантов плана, рассчитанных на различные условия его реализации, гибкий подход к оценке результатов, сочетание эффективного планирования с созданием заинтересованности у исполнителей, метод переменных расходов плана.

2. Полнота планирования обеспечивает учет всех факторов при принятии плановых решений, влияющих на эффективность и реализуемость заданий тактического плана.

3. Поддержка со стороны высшего руководства. Поддержке должны способствовать следующие условия: четкость организационной структуры предприятия; наличие эффективной системы стимулирования плановых работников, поощряющей нетрадиционные новаторские плановые решения.

4. Комплексность планирования.

5. Ответственность за разработку и выполнение планов.

6. Приоритет текущих решений над планом.

7. Точность, ясность, лаконичность формулировки плана. Для этого необходимо соблюдать условия: структура тактического плана не должна повторять структуру бухгалтерских отчетов, а иметь собственные разделы и терминологию, доступную для понимания всеми руководителями и специалистами; лучшие результаты достигаются, когда план содержит нормативы на основании которых измеряются фактические результаты работы.

8. Участие исполнителей в разработке плана.

Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложив­шихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т. д.

В расширенном варианте тактический план содержит следую­щие разделы, представленные на рис.1.1.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: